Определение деловых игр и их типология

Для понимания сущности деловых игр необходимо, прежде всего, выяснить их отличие от детской игры. Если в детской игре следование правилу является главным, то в деловой игре правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим "дело" и "игру". Еще одно отличие заключается в том, что детская игра проводится по желанию ее участников, деловая же игра организуется по мере возникновения необходимости. Часто бывает так, что работники фирмы (например, в случае если игра рассчитана на во влечение всего подразделения) не могут отказаться от деловой игры. Особенностью деловых игр является и важность конечного результатов, в то время как в детских играх их участникам интересно само содержание. Детские игры более свободно по своему формату, в то время как деловые игры предполагают достаточно жесткий регламент.

Поскольку в основе деловых игр лежит междисциплинарный подход, сочетающий в себе социологию, психологию, теорию менеджмента, то сложилось достаточное большое число их определений. Приведем несколько таких дефиниций:

Деловая игра - это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.

Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Деловая игра - это имитационная модель функционирования организации.

Деловая игра - это своеобразная система воспроизведения функциональных процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты деятельности фирмы.

Подытоживая многочисленные определения деловой игры, можно выделить ряд их основных характеристик:

  • Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной деятельности.
  • Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре (роль инициатора, координатора, блюстителя правил, критика и т.д.)
  • Игровые действия регламентируются системой правил и имеет сценарий проведения.
  • В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой ситуации.
  • Игра носит условный характер.

Более полно представить специфику деловых игр, можно познакомившись с их типологией. Игры делятся по:

1. По времени проведения:

  • без ограничения времени;
  • с ограничением времени;
  • игры, проходящие в реальное время;
  • игры, где время сжато.

2. По конечному результату:

  • жесткие игры со строго заданным форматом игры и результата.
  • свободные, открытые игры, в которых правила изобретаются по ходу игры свои, а участники работают над решением неструктурированных задач.

3. По конечной цели:

  • обучающие, направленные на появление новых знаний и закрепление навыков участников.
  • констатирующие, например конкурсы профессионального мастерства.
  • поисковые, нацеленные на выявление проблем и поиск путей их решения.

4. По методологии проведения:

  • луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, предполагают жесткие правила и занесение результатов в специальные бланки.
  • групповые дискуссии, связанные с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии.
  • имитационные, создающие у участников представление о том, как следует действовать в определенных условиях.
  • организационно-деятельностные игры. Такие игры рассчитаны на решение междисциплинарных проблем. Они не имеют жестких правил, у участников нет ролей. Их особенность в том, что активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность.
  • инновационные игры, формирующие инновационное мышление участников, в них, как правило, отрабатываются модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
  • ансамблевые игры, служащие решению конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.

Деловые игры могут применяться для обучения, оценки индивидуальных и профессиональных качеств их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Важным преимуществом деловых игр является согласованность с практическими потребностями участников. Они позволяют соединить широкий круг проблем и глубоко их осмыслить. Еще одним преимуществом деловых игр является максимальное эмоциональное вовлечение участников в события. В их основе лежит групповая работа, которая дает навык коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль, мобилизовывать умения и знания. Возникает феномен групповой сплоченности, который является значимым механизмом мотивации участия в игре. Находясь под давлением принятия решений, группы вынуждены строить и развивать собственные структуры коммуникации и принятия решения и доказывать их пригодность другим участникам. Однако самое существенное преимущество игры заключается в радикальном сокращении времени накопления опыта; возможность повернуть ход событий, попробовать другую стратегию в отличие от реальных условий жизни.