Определение деловых игр и их типология
Для понимания сущности деловых игр необходимо, прежде всего, выяснить их отличие от детской игры. Если в детской игре следование правилу является главным, то в деловой игре правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим "дело" и "игру". Еще одно отличие заключается в том, что детская игра проводится по желанию ее участников, деловая же игра организуется по мере возникновения необходимости. Часто бывает так, что работники фирмы (например, в случае если игра рассчитана на во влечение всего подразделения) не могут отказаться от деловой игры. Особенностью деловых игр является и важность конечного результатов, в то время как в детских играх их участникам интересно само содержание. Детские игры более свободно по своему формату, в то время как деловые игры предполагают достаточно жесткий регламент.
Поскольку в основе деловых игр лежит междисциплинарный подход, сочетающий в себе социологию, психологию, теорию менеджмента, то сложилось достаточное большое число их определений. Приведем несколько таких дефиниций:
Деловая игра - это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.
Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
Деловая игра - это имитационная модель функционирования организации.
Деловая игра - это своеобразная система воспроизведения функциональных процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты деятельности фирмы.
Подытоживая многочисленные определения деловой игры, можно выделить ряд их основных характеристик:
- Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной деятельности.
- Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре (роль инициатора, координатора, блюстителя правил, критика и т.д.)
- Игровые действия регламентируются системой правил и имеет сценарий проведения.
- В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой ситуации.
- Игра носит условный характер.
Более полно представить специфику деловых игр, можно познакомившись с их типологией. Игры делятся по:
1. По времени проведения:
- без ограничения времени;
- с ограничением времени;
- игры, проходящие в реальное время;
- игры, где время сжато.
2. По конечному результату:
- жесткие игры со строго заданным форматом игры и результата.
- свободные, открытые игры, в которых правила изобретаются по ходу игры свои, а участники работают над решением неструктурированных задач.
3. По конечной цели:
- обучающие, направленные на появление новых знаний и закрепление навыков участников.
- констатирующие, например конкурсы профессионального мастерства.
- поисковые, нацеленные на выявление проблем и поиск путей их решения.
4. По методологии проведения:
- луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, предполагают жесткие правила и занесение результатов в специальные бланки.
- групповые дискуссии, связанные с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии.
- имитационные, создающие у участников представление о том, как следует действовать в определенных условиях.
- организационно-деятельностные игры. Такие игры рассчитаны на решение междисциплинарных проблем. Они не имеют жестких правил, у участников нет ролей. Их особенность в том, что активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность.
- инновационные игры, формирующие инновационное мышление участников, в них, как правило, отрабатываются модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
- ансамблевые игры, служащие решению конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.
Деловые игры могут применяться для обучения, оценки индивидуальных и профессиональных качеств их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Важным преимуществом деловых игр является согласованность с практическими потребностями участников. Они позволяют соединить широкий круг проблем и глубоко их осмыслить. Еще одним преимуществом деловых игр является максимальное эмоциональное вовлечение участников в события. В их основе лежит групповая работа, которая дает навык коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль, мобилизовывать умения и знания. Возникает феномен групповой сплоченности, который является значимым механизмом мотивации участия в игре. Находясь под давлением принятия решений, группы вынуждены строить и развивать собственные структуры коммуникации и принятия решения и доказывать их пригодность другим участникам. Однако самое существенное преимущество игры заключается в радикальном сокращении времени накопления опыта; возможность повернуть ход событий, попробовать другую стратегию в отличие от реальных условий жизни.