Информационная система торгового персонала (разработка автоматизи-рованного рабочего места (АРМ) специалиста по продажам)
Автоматизированное рабочее место (АРМ) как средство реализации ИТ в маркетинге. Общие принципы построения АРМ специалистов. Структура и компоненты АРМ. Требования к пользовательскому интер-фейсу. Виды АРМов маркетинговой службы предприятия
Организация и реализация управленческих решений требует радикально-
го изменения, как самой технологии управления, так и технического оснащения
мест специалистов, совершенствования их организации. Тенденция к усилению
децентрализации управления влечет за собой распределенную обработку инфор-
5
мации с децентрализацией применения программно-вычислительных средств,
прежде всего, персональных компьютеров, составляющих основу организации
автоматизированного рабочего места (АРМ) пользователя (профессионала – эко-
номиста, управленца). Необходимые сведения по - этому вопросу, включая поня-
тие АРМ, предъявляемые к его организации, требования по техническому, ин-
формационному, программному и другим видам обеспечения, раскрываются в
§1.4 учебника «Информационные технологии в маркетинге», § 2.1 учебного по-
собия «Информационные технологии управления» и §1.5 учебника «Автомати-
зированные информационные технологии в экономике». Пример структуры АРМ
маркетолога приведен на рис. 3.6.1.
Рис. 3.6.1. АРМ маркетолога.
При изучении вопроса необходимо усвоить основное назначение проек-
тируемых и используемых в практической работе АРМ, которые, как правило,
действуя в локальной вычислительной сети выполняют роль рабочих станций, то
есть клиентов в архитектуре «клиент-сервер». Автоматизированные рабочие
места, как рабочие станции, создаются для реализация всех необходимых опера-
ций по комплексной обработке информации и выполнению специалистом его
производственных обязанностей, включая связь с другими специализированны-
ми рабочими станциями сети и более мощным компьютером - сервером. Сервер,
работающий по заданиям клиентов и реализующий сервисные функции, может
накапливать информацию и вести обработку поступающих от АРМ запросов
(сервер баз данных), выполнять функционирование распределенных ресурсов,
6
операции по регулированию взаимодействия узлов сети. Учитывая, что любое
автоматизированное рабочее место создается с целью наиболее эффективного
обслуживания пользователя, нельзя оставлять без внимания требуемое оснаще-
ние каждого АРМ, а также способы создания необходимых удобств пользова-
телю при взаимодействии с ПК в условиях локальной или многоуровневой вы-
числительной среды. Для каждого пользователя принципиально важным оказы-
вается организация информационного, методического, правового обеспечения
APМ и наличие необходимого инструкционного материала по работе с техниче-
скими и программными средствами для выполнения своих функциональных за-
дач. В рекомендованной учебной литературе приведено достаточное количество
примеров специализированных АРМ, которые широко используются в практике
управленческой и экономической деятельности для решения аналитических,
прогнозных задач, подготовки управленческих решений. Пример схемы взаимо-
действия АРМ маркетолога с другими модулями приведен на рис. 3.6.2.
Рис. 3.6.2. Схема взаимодействия АРМ маркетолога с другими модулями МИС
Пользовательский интерфейс — это инструмент взаимодействия (обмена
данными] между оператором и компьютером, является крайне важной состав-
ляющей МИС. В любой более или менее сложной информационной системе изо-
бражение на экране открывает дополнительные возможности перед проекти-
ровщиками по сравнению с изложением информации на бумаге. Одно из главных
различий — представление связанной информации не только в связи «один — к
одному», но и в связи «один — ко многим». В одном окне может быть представле-
но оглавление и содержание каждой главы, при переходе от названия одной гла-
7
вы к другой. Использование полос прокруток, ниспадающих списков и закладок
позволяет уместить значительно больше информации на одном экране. Исполь-
зование ссылочных списков позволяет стандартизировать информацию. При-
менение гиперссылок позволяет мгновенно находить необходимую информацию.
Малые предприятия характеризуются небольшим документооборотом и чис-
ленностью сотрудников. В этом случае целесообразно организовать автоматизи-
рованное рабочее место (АРМ) маркетолога в качестве структурной единицы ло-
кальной вычислительной сети предприятия или фирмы. Индивидуальные при-
ложения маркетологов, базы данных по маркетинговой информации, программы
для решения функциональных задач максимально локализуются на уровне АРМ с
возможностью выхода во внешнюю среду для выполнения операций по исследо-
ванию рынков.
При проектировании ЛВС на базе малого предприятия (рис. 3.6.3) решается
вопрос о топологии вычислительной сети. Наиболее предпочтительной является
шинная топология с множественным доступом к информации, который обеспе-
чивает высокую скорость передачи данных и надежную работу сети.
8
Рис. 3.6.3. Структурная схема ЛВС малого предприятия
На средних предприятиях организуется серверная локальная вычислительная
сеть со структуризацией основных подразделений и оснащением их соответст-
вующими программно-аппаратными средствами, связанными с центральным
сервером, который используется для управления ЛВС и организации авто-
матизированного банка данных (АБД). В этих условиях в отделе маркетинга соз-
дается электронный офис для решения маркетинговых задач предприятия. На
персональных компьютерах электронного офиса располагаются основные при-
ложения маркетологов, а базы данных по маркетинговой информации, как пра-
вило, размещаются централизованно на центральном сервере предприятия, по-
средством которого может быть организован выход во внешнюю среду.
Наиболее целесообразной организацией такой локальной вычислительной сети
является архитектура «клиент-сервер» (рис.3.6.4), программное обеспечение кото-
рой ориентировано не только на коллективное использование информационных
ресурсов, но и на их обработку в месте размещения ресурса по запросам мар-
кетологов.
9
Рис. 3.6.4. Структурная схема ЛВС среднего предприятия
Информационная система управления крупным предприятием имеет раз-
ветвленную функциональную структуру, ориентированную на организацию
двухуровненых локальных вычислительных сетей (рис. 3.6.5).
Такие ЛВС имеют:
• базовую сеть, связывающую локальные серверы каждого подразделения;
• ЛВС второго уровня, организованные в каждом подразделении предприятия с
централизацией информационных ресурсов в локальном сервере, обеспечи-
вающем пользователям взаимный обмен данными и доступ к корпоративным
ресурсам.
10
Рис. 3.6.5. Структурная схема ЛВС крупного предприятия
11
3.7. Структура ФПО маркетинговых АРМов различного назначения. Спе-цификация программных модулей АРМов информирования клиентов и взаимодействия с перспективными заказчиками: цель, стратегия, задачи, входящие и исходящие параметры, методы, инструментальные средства.
Цель и задачи
Обеспечить сотрудникам отдела продаж эффективное проведение торговых опера-ций.
Торговый персонал должен иметь полную информацию о товарах и условиях по-ставки для того, чтобы вести диалог с потенциальным потребителем, не прибе-гая к консультациям и сбору дополнительной информации.
Входящие параметры
Перечень товарного ассортимента, электронный справочник [с классификацией, характеристиками взаимозаменяемостью, складском наличии, оплат и резерви-рования товара, ведомости поступлений товара на склад.
Методы
Требования к системе:
1.Актуальность информации по текущим товарным запасам 2.Возможность резервирования продукции.
3.Возможность формирования первичных счетов и коммерческих предло-жений
4.Получение актуальнойформализованной информациипотекущим постав-кам продукции I
5.Возможность выписки продукции со склада.
Система торгового персонала включает • систематизированный перечень
• развернутое наименование каждого товара; • краткое описание
• цены для различных условий поставки свободное количество товара,
• оплаченное и зарезервированное количество; • информация о ближайших поступлениях
Кроме того, необходимо наличие следующих возможностей:
•контекстного поиска товаров; наличия «корзины», в которую «набирается» то-вар для дальнейшего автоматического составления исходящих счетов и коммер-ческих предложений потребителям по заявкам;
12
•быстрое обновление или уточнение данных по текущей информации [оплатам, отгрузкам, резерву и т.п.).
Исходящие параметры
Интерфейс пользователя с соответствующим наполнением.
Инструменты
Специализированный информационный модуль.