Информационная система торгового персонала (разработка автоматизи-рованного рабочего места (АРМ) специалиста по продажам)

Автоматизированное рабочее место (АРМ) как средство реализации ИТ в маркетинге. Общие принципы построения АРМ специалистов. Структура и компоненты АРМ. Требования к пользовательскому интер-фейсу. Виды АРМов маркетинговой службы предприятия

 

 

Организация и реализация управленческих решений требует радикально-

 

го изменения, как самой технологии управления, так и технического оснащения

 

мест специалистов, совершенствования их организации. Тенденция к усилению

 

децентрализации управления влечет за собой распределенную обработку инфор-

 

5


 

мации с децентрализацией применения программно-вычислительных средств,

 

прежде всего, персональных компьютеров, составляющих основу организации

 

автоматизированного рабочего места (АРМ) пользователя (профессионала – эко-

 

номиста, управленца). Необходимые сведения по - этому вопросу, включая поня-

 

тие АРМ, предъявляемые к его организации, требования по техническому, ин-

 

формационному, программному и другим видам обеспечения, раскрываются в

 

§1.4 учебника «Информационные технологии в маркетинге», § 2.1 учебного по-

 

собия «Информационные технологии управления» и §1.5 учебника «Автомати-

 

зированные информационные технологии в экономике». Пример структуры АРМ

 

маркетолога приведен на рис. 3.6.1.

 

Рис. 3.6.1. АРМ маркетолога.

 

При изучении вопроса необходимо усвоить основное назначение проек-

 

тируемых и используемых в практической работе АРМ, которые, как правило,

 

действуя в локальной вычислительной сети выполняют роль рабочих станций, то

 

есть клиентов в архитектуре «клиент-сервер». Автоматизированные рабочие

 

места, как рабочие станции, создаются для реализация всех необходимых опера-

 

ций по комплексной обработке информации и выполнению специалистом его

 

производственных обязанностей, включая связь с другими специализированны-

 

ми рабочими станциями сети и более мощным компьютером - сервером. Сервер,

 

работающий по заданиям клиентов и реализующий сервисные функции, может

 

накапливать информацию и вести обработку поступающих от АРМ запросов

 

(сервер баз данных), выполнять функционирование распределенных ресурсов,

 

6


 

операции по регулированию взаимодействия узлов сети. Учитывая, что любое

 

автоматизированное рабочее место создается с целью наиболее эффективного

 

обслуживания пользователя, нельзя оставлять без внимания требуемое оснаще-

 

ние каждого АРМ, а также способы создания необходимых удобств пользова-

 

телю при взаимодействии с ПК в условиях локальной или многоуровневой вы-

 

числительной среды. Для каждого пользователя принципиально важным оказы-

 

вается организация информационного, методического, правового обеспечения

 

APМ и наличие необходимого инструкционного материала по работе с техниче-

 

скими и программными средствами для выполнения своих функциональных за-

 

дач. В рекомендованной учебной литературе приведено достаточное количество

 

примеров специализированных АРМ, которые широко используются в практике

 

управленческой и экономической деятельности для решения аналитических,

 

прогнозных задач, подготовки управленческих решений. Пример схемы взаимо-

 

действия АРМ маркетолога с другими модулями приведен на рис. 3.6.2.

 

 

Рис. 3.6.2. Схема взаимодействия АРМ маркетолога с другими модулями МИС

 

Пользовательский интерфейс — это инструмент взаимодействия (обмена

 

данными] между оператором и компьютером, является крайне важной состав-

 

ляющей МИС. В любой более или менее сложной информационной системе изо-

 

бражение на экране открывает дополнительные возможности перед проекти-

 

ровщиками по сравнению с изложением информации на бумаге. Одно из главных

 

различий — представление связанной информации не только в связи «один — к

 

одному», но и в связи «один — ко многим». В одном окне может быть представле-

 

но оглавление и содержание каждой главы, при переходе от названия одной гла-

 

7


 

вы к другой. Использование полос прокруток, ниспадающих списков и закладок

 

позволяет уместить значительно больше информации на одном экране. Исполь-

 

зование ссылочных списков позволяет стандартизировать информацию. При-

 

менение гиперссылок позволяет мгновенно находить необходимую информацию.

 

Малые предприятия характеризуются небольшим документооборотом и чис-

 

ленностью сотрудников. В этом случае целесообразно организовать автоматизи-

 

рованное рабочее место (АРМ) маркетолога в качестве структурной единицы ло-

 

кальной вычислительной сети предприятия или фирмы. Индивидуальные при-

 

ложения маркетологов, базы данных по маркетинговой информации, программы

 

для решения функциональных задач максимально локализуются на уровне АРМ с

 

возможностью выхода во внешнюю среду для выполнения операций по исследо-

 

ванию рынков.

 

При проектировании ЛВС на базе малого предприятия (рис. 3.6.3) решается

 

вопрос о топологии вычислительной сети. Наиболее предпочтительной является

 

шинная топология с множественным доступом к информации, который обеспе-

 

чивает высокую скорость передачи данных и надежную работу сети.

 

 

8


 

Рис. 3.6.3. Структурная схема ЛВС малого предприятия

 

На средних предприятиях организуется серверная локальная вычислительная

 

сеть со структуризацией основных подразделений и оснащением их соответст-

 

вующими программно-аппаратными средствами, связанными с центральным

 

сервером, который используется для управления ЛВС и организации авто-

 

матизированного банка данных (АБД). В этих условиях в отделе маркетинга соз-

 

дается электронный офис для решения маркетинговых задач предприятия. На

 

персональных компьютерах электронного офиса располагаются основные при-

 

ложения маркетологов, а базы данных по маркетинговой информации, как пра-

 

вило, размещаются централизованно на центральном сервере предприятия, по-

 

средством которого может быть организован выход во внешнюю среду.

 

 

Наиболее целесообразной организацией такой локальной вычислительной сети

 

является архитектура «клиент-сервер» (рис.3.6.4), программное обеспечение кото-

 

рой ориентировано не только на коллективное использование информационных

 

ресурсов, но и на их обработку в месте размещения ресурса по запросам мар-

 

кетологов.

 

 

9


 

Рис. 3.6.4. Структурная схема ЛВС среднего предприятия

 

Информационная система управления крупным предприятием имеет раз-

 

ветвленную функциональную структуру, ориентированную на организацию

 

двухуровненых локальных вычислительных сетей (рис. 3.6.5).

 

Такие ЛВС имеют:

 

• базовую сеть, связывающую локальные серверы каждого подразделения;

 

• ЛВС второго уровня, организованные в каждом подразделении предприятия с

 

централизацией информационных ресурсов в локальном сервере, обеспечи-

 

вающем пользователям взаимный обмен данными и доступ к корпоративным

 

ресурсам.

 

 

10


 

 

Рис. 3.6.5. Структурная схема ЛВС крупного предприятия

 

11


 

 

3.7. Структура ФПО маркетинговых АРМов различного назначения. Спе-цификация программных модулей АРМов информирования клиентов и взаимодействия с перспективными заказчиками: цель, стратегия, задачи, входящие и исходящие параметры, методы, инструментальные средства.

 

 

Цель и задачи

 

Обеспечить сотрудникам отдела продаж эффективное проведение торговых опера-ций.

Торговый персонал должен иметь полную информацию о товарах и условиях по-ставки для того, чтобы вести диалог с потенциальным потребителем, не прибе-гая к консультациям и сбору дополнительной информации.

Входящие параметры

 

Перечень товарного ассортимента, электронный справочник [с классификацией, характеристиками взаимозаменяемостью, складском наличии, оплат и резерви-рования товара, ведомости поступлений товара на склад.

Методы

 

Требования к системе:

 

1.Актуальность информации по текущим товарным запасам 2.Возможность резервирования продукции.

3.Возможность формирования первичных счетов и коммерческих предло-жений

4.Получение актуальнойформализованной информациипотекущим постав-кам продукции I

5.Возможность выписки продукции со склада.

 

 

Система торгового персонала включает • систематизированный перечень

• развернутое наименование каждого товара; • краткое описание

• цены для различных условий поставки свободное количество товара,

• оплаченное и зарезервированное количество; • информация о ближайших поступлениях

 

 

Кроме того, необходимо наличие следующих возможностей:

 

•контекстного поиска товаров; наличия «корзины», в которую «набирается» то-вар для дальнейшего автоматического составления исходящих счетов и коммер-ческих предложений потребителям по заявкам;

 

 

12


 

•быстрое обновление или уточнение данных по текущей информации [оплатам, отгрузкам, резерву и т.п.).

 

Исходящие параметры

 

Интерфейс пользователя с соответствующим наполнением.

 

Инструменты

 

Специализированный информационный модуль.