Правило 80/20

Принцип Парето

АНАЛИЗ ПАРЕТО

 

Всевозможные причины (факторы) изменения ка­чест­ва де­лятся на две группы:

- не­мно­го­чис­лен­ные су­щест­венно важные;

- многочисленные несу­щест­венные.

Су­щест­вен­ного мало, а несущественного много

 

В боль­шинстве ситуаций
не многое число факторов (до 20 %)

представляют наибольшие возможности

для улуч­шения (дают около 80 % эффекта)

 

 

Диаграмма Парето - упорядоченная гистограмма, по­ст­ро­ен­ная по дискретным факторам в порядке убывания их частоты, т.е. отве­ча­ю­щая принципу "сначала - самое главное".

Совмещенная диаграмма Парето вклю­чает дополнительно график кумулятивной (накопленной) частоты.

Анализ Парето - метод определения немногочисленных сущест­вен­но важных факторов на основе построения диаграмм Парето.

 


Пример 3.

Таблица 3.1.

Исходные данные для построения диаграммы Парето

Номер i фактора Дефект сварно­го соединения Число дефектов (частота) ni , ед. Относитель­ная частота (частость) , % Накопленная частота, %
Подрез
Наплыв
Пора
Трещина
Непровар
Прочие
  Итого: S ni = 200 S = 100 %  

 

Число дефектов Накопленная частота, %

 

Рис. 3.1. Совмещенная диаграмма Парето распределения дефектов сварных соединений по типам: 1-подрез зоны сплавления; 2-наплыв на сварном соединении; 3-поры; 4-трещины; 5-непровар; 6-прочие

 

Два вида диаграмм Парето

1 - по результатам деятельности, предназначена для выявления главной про­­блемы и отражает нежелательные (негативные) ре­зуль­та­ты деятельности:

1.1. в сфере качества - число дефектов, отказов, рекламаций, ре­мон­тов, ин­тенсивность отказов и т.д.;

1.2. при расчете себестоимости - сумма убытков от дефект­нос­ти, затраты;

1.3. при учете временного фактора, например, установлении сро­ков по­ста­­вок - нехватка запасов, срыв сроков и т.д.;

1.4. в сфере безопасности - число несчастных случаев, катаст­роф;

2 - по причинам, отражает причины проблем, возникающих в ходе биз­нес-процесса, и используется для выявления главной причины, среди, например, таких факторов, как:

2.1. персонал (смена, бригада, возраст, опыт работы, ква­ли­фи­ка­ция, ин­ди­ви­дуальная характеристика и т.д.);

2.2. оборудование (станки, агрегаты, инструменты, оснастка, ор­­га­ни­за­ция использования, модели, штампы и т.д.);

2.3. сырье, материалы (вид сырья, изготовитель, поставщик, пар­тия);

2.4. метод (способ) работы (условия производства, приемы ра­бо­ты, по­сле­до­вательность операций, последовательность на­ло­же­ния сварных швов);

2.5. измерения (точность, повторяемость, стабильность, тип из­ме­­ри­тель­но­го прибора и т.д.).

 


Данные на диаграмме подразделяют на три группы:

А - наиболее весомая группа включает объекты, которые по своему сум­мар­ному удельному весу в общих потерях составляют при­мерно 75 %. Объекты, вхо­дящие в группу А, имеют перво­сте­пен­ное зна­че­ние;

В - объекты, удельные вес которых дает прирост потерь 20 % (от 75 до 95 %);

С - объекты, удельные вес которых дает прирост потерь 5 % (от 95 до 100 %).

Такое разграничение на группы называется группировкой АВС (или АВС-анализом).


а)

б)

Рис. 3.2. Диаграммы Парето распределения отказов по данным за 1980-е гг. (светлым) и 1990-е гг. (темным): а-среднее число отказов по типам гру­зо­вых вагонов за год (1-полувагоны, 2-крытые, 3-цистерны, 4-платформы); б-сред­нее число отказов узлов (в %%) за год по основным узлам полувагонов (1-кузов и рама, 2-колесная пара, 3-автосцепка, 4-автотормоз, 5-тележка)


а)

б)

Рис. 3.3. Диаграммы Парето распределения отказов колесных пар (в %%) по данным за 1980-е гг. (а): 1-тормозного происхождения (навар, пол­зун, кольцевая выработка); 2-прокат; 3-подрез и накат гребня; 4-прочие; 5-вы­щербины и 1990-е гг. (б): 1-износовые отказы; 2-ползун; 3-прочие; 4-вы­щер­бины; 5-навар; 6-особо опасные; 7-кольцевая выработка


Пример 4. Распределение отказов фрикционного гасителя колебаний тележки пас­сажирского вагона по элементам показано в табл. 3.2. Построить по этим данным диаграмму Парето и прокомментировать ее. На построенной диа­грам­ме Парето выделить группы А, В и С.

 

Таблица 3.2.

Исходные данные к примеру 4

Элемент Число отказов
всего % на 1 млн. км пробега вагона
Резьбовое соединение гайка-шпинтон (ослабление) 87,41 18,32
Заземление 4,99 1,05
Пружина тарельчатая 4,83 1,01
Букса 1,11 0,23
Втулка шпинтона 0,79 0,17
Гайка шпинтона 0,55 0,12
Гайка М110 0,32 0,07