Правило 80/20
Принцип Парето
АНАЛИЗ ПАРЕТО
Всевозможные причины (факторы) изменения качества делятся на две группы:
- немногочисленные существенно важные;
- многочисленные несущественные.
Существенного мало, а несущественного много
В большинстве ситуаций
не многое число факторов (до 20 %)
представляют наибольшие возможности
для улучшения (дают около 80 % эффекта)
Диаграмма Парето - упорядоченная гистограмма, построенная по дискретным факторам в порядке убывания их частоты, т.е. отвечающая принципу "сначала - самое главное".
Совмещенная диаграмма Парето включает дополнительно график кумулятивной (накопленной) частоты.
Анализ Парето - метод определения немногочисленных существенно важных факторов на основе построения диаграмм Парето.
Пример 3.
Таблица 3.1.
Исходные данные для построения диаграммы Парето
Номер i фактора | Дефект сварного соединения | Число дефектов (частота) ni , ед. | Относительная частота (частость) , % | Накопленная частота, % |
Подрез | ||||
Наплыв | ||||
Пора | ||||
Трещина | ||||
Непровар | ||||
Прочие | ||||
Итого: | S ni = 200 | S = 100 % |
Число дефектов Накопленная частота, %
Рис. 3.1. Совмещенная диаграмма Парето распределения дефектов сварных соединений по типам: 1-подрез зоны сплавления; 2-наплыв на сварном соединении; 3-поры; 4-трещины; 5-непровар; 6-прочие
Два вида диаграмм Парето
1 - по результатам деятельности, предназначена для выявления главной проблемы и отражает нежелательные (негативные) результаты деятельности:
1.1. в сфере качества - число дефектов, отказов, рекламаций, ремонтов, интенсивность отказов и т.д.;
1.2. при расчете себестоимости - сумма убытков от дефектности, затраты;
1.3. при учете временного фактора, например, установлении сроков поставок - нехватка запасов, срыв сроков и т.д.;
1.4. в сфере безопасности - число несчастных случаев, катастроф;
2 - по причинам, отражает причины проблем, возникающих в ходе бизнес-процесса, и используется для выявления главной причины, среди, например, таких факторов, как:
2.1. персонал (смена, бригада, возраст, опыт работы, квалификация, индивидуальная характеристика и т.д.);
2.2. оборудование (станки, агрегаты, инструменты, оснастка, организация использования, модели, штампы и т.д.);
2.3. сырье, материалы (вид сырья, изготовитель, поставщик, партия);
2.4. метод (способ) работы (условия производства, приемы работы, последовательность операций, последовательность наложения сварных швов);
2.5. измерения (точность, повторяемость, стабильность, тип измерительного прибора и т.д.).
Данные на диаграмме подразделяют на три группы:
А - наиболее весомая группа включает объекты, которые по своему суммарному удельному весу в общих потерях составляют примерно 75 %. Объекты, входящие в группу А, имеют первостепенное значение;
В - объекты, удельные вес которых дает прирост потерь 20 % (от 75 до 95 %);
С - объекты, удельные вес которых дает прирост потерь 5 % (от 95 до 100 %).
Такое разграничение на группы называется группировкой АВС (или АВС-анализом).
а)
б)
Рис. 3.2. Диаграммы Парето распределения отказов по данным за 1980-е гг. (светлым) и 1990-е гг. (темным): а-среднее число отказов по типам грузовых вагонов за год (1-полувагоны, 2-крытые, 3-цистерны, 4-платформы); б-среднее число отказов узлов (в %%) за год по основным узлам полувагонов (1-кузов и рама, 2-колесная пара, 3-автосцепка, 4-автотормоз, 5-тележка)
а)
б)
Рис. 3.3. Диаграммы Парето распределения отказов колесных пар (в %%) по данным за 1980-е гг. (а): 1-тормозного происхождения (навар, ползун, кольцевая выработка); 2-прокат; 3-подрез и накат гребня; 4-прочие; 5-выщербины и 1990-е гг. (б): 1-износовые отказы; 2-ползун; 3-прочие; 4-выщербины; 5-навар; 6-особо опасные; 7-кольцевая выработка
Пример 4. Распределение отказов фрикционного гасителя колебаний тележки пассажирского вагона по элементам показано в табл. 3.2. Построить по этим данным диаграмму Парето и прокомментировать ее. На построенной диаграмме Парето выделить группы А, В и С.
Таблица 3.2.
Исходные данные к примеру 4
Элемент | Число отказов | ||
всего | % | на 1 млн. км пробега вагона | |
Резьбовое соединение гайка-шпинтон (ослабление) | 87,41 | 18,32 | |
Заземление | 4,99 | 1,05 | |
Пружина тарельчатая | 4,83 | 1,01 | |
Букса | 1,11 | 0,23 | |
Втулка шпинтона | 0,79 | 0,17 | |
Гайка шпинтона | 0,55 | 0,12 | |
Гайка М110 | 0,32 | 0,07 |