Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цена.

Потребительский выбор. Основные факторы и свойства, его определяющие.

Экономисты создали теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости полезности самых разных благ. Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.

Предпочтение в экономике – это выбор экономических субъектов относительно доступных альтернатив в силу их преимуществ. Основным преимуществом в экономики считается возможность получения выгоды (но не обязательно денежной). При этом выгодой для фирмы, как правило, выступает прибыль, а для потребителя полезность.

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать свою полезность.

Поэтому, потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Очевидно также и то, что для того чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов, т.е. формировать свои предпочтения. Известны два основных подхода к решению этой проблемы – количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).

Количественный поход к анализу полезности был предложен в последней трети 19 века У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом одновременно и независимо друг от друга. Количественная (кардиналистская) теория полезности основана на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилах (от англ. utility – полезность). В частности, предполагается, что потребитель может определить, что потребление 1 единицы блага приносит ему удовлетворение в 10 ютилов, а 2 единиц блага -20 ютилов. Данный подход предполагает возможность построения функций полезности для наборов товаров.

Количественные оценки полезности товара имеет исключительно индивидуальный (субъективный) характер. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности – для другого. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями

Формально в неявной форме это можно записать в виде функции общей полезности (- total utility):

, где (1)

- общая полезность данного товарного набора;

- объемы потребления товаров в единицу времени.

Функция полезности — это такой способ приписывания каждому возможному потребительскому набору некоего численного значения, при котором более предпочитаемым наборам приписываются большие численные значения, чем менее предпочитаемым. Т.е. , если и только если, .

Единственный смысл приписывания полезности состоит в том, что с его помощью ранжируются товарные наборы.

Большое значение имеют предположения о характере функции общей полезности. Зафиксируем объемы потребления товаров . Рассмотрим, как изменится общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления товара . Графически эта зависимость отражена на рисунке 1(а).