Виды предпринимательства и основные его признаки.

Рисунок 1. Кривая вероятности потерь.

Схема 1. Классификация теорий предпринимательства

Организационно-правовые формы предпринимательства в РФ.

 

1. Сущность предпринимательства: определение, функции.

Сегодня существует множество теорий предпринимательства. Рассмотрим те, которые отражают суть явления на современном этапе.

1. Теория инноваций Й. Шумпетера (1934 г.). Предприниматель осуществляет, если видит возможность дохода, инновационную политику: создает новые продукты, новые рынки, более производительные процессы, более эффективно организует предприятие.

2.Согласно неоавстрийской теории, предпринимательство «создается из-за состояния неравновесия, его деятельность обеспечивает тенденцию к равновесию». И. Кирцнер отмечает важную функцию предпринимателя как арбитра, который, заметив несоответствие рыночных цен, использует незамеченную возможность дохода.

3.Теория реаллокации и координации ограниченных ресурсов, согласно которой предприниматель принимает решения как судья о перемещении ресурсов из одной сферы в другую более инновационную.

4.Синтетический подход, согласно которому теория предпринимательства должна быть построена на связи 3-х предыдущих, т.к. они не являются взаимоисключающими.

В качестве «пассивной» рассматривается теория предпринимательства как несущего на себе риск неопределенности (Р. Кантильон 1755, А. Гамильтон 1876, Ф. Найт 1921). Эта пассивная функция предпринимателя (он на себя берет риск) является признаком динамичной экономики и согласуется с функциями предпринимателя, описанными в «активных» теориях.

Существует несколько определений предпринимательства, но все они подчеркивают новационность предпринимательской деятельности.

Предпринимательство – это инициативная новационная деятельность по производству товаров и услуг с принятием на себя риска в целях максимизации прибыли.

(Научное определение по Шумпетеру) – это осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности: освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ГК РФ, ст.2, ч.3).

Таким образом, предпринимательство – это:

• процесс создания нового блага, обладающего ценностью;

• процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

• процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые им функции:

- соединения факторов производства (по К. Марксу). Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

- принятия решений (по М. Кассону). Предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;

- введения инноваций (по Й. Шумпетеру). Предприниматель - это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

- несение риска (по Р. Кантильону и А. Гамильтону). Предприниматель - это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса;

- обеспечение тенденции к равновесию (по неоавстрийской теории);

- реаллокация ресурсов.

 

Условия функционирования предпринимательства:

- неопределенность, являющаяся не результатом незнания, а постоянного изменения условий рынка и соответствующей непрерывной адаптации к нему;

- неустойчивость – ни одна тенденция на рынке не продолжается бесконечно долго, все циклично;

- риск – интуиция, логический анализ ситуации.

 

Риск – оборотная сторона предпринимательства, и по мере его развития степень риска в экономике будет увеличиваться. Риск– это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом, измеряется вероятностью определенного уровня потерь.

Риски классифицируются:

- по источнику возникновения на хозяйственный, личностный и природный;

- по причине возникновения на неопределенность будущего, непредсказуемость поведения партнеров, недостаток информации.

Каждый предприниматель устанавливает для себя допустимый уровень потерь, которые и измеряют степень риска. Допустимый риск – потеря прибыли (1), критический – потеря затрат (т.е. всей выручки) (2), катастрофический – потеря всего имущества и банкротство (3).

Кривая вероятности возникновения потерь (рис. 1) строится при условиях (допущениях):

1)вероятность нулевых потерь равна нулю;

2)вероятность исключительных потерь равна нулю.

Виды риска:

- производственный,

- коммерческий,

- финансовый,

- кредитный.

Способы уменьшения риска:

1. диверсификация (производить зонты и шезлонги) – уменьшает несистематический риск, но систематический – изменение процента, ожидание подъема или кризиса – неснижает;

2. хеджирование – страхование рисков различными способами (в узком смысле – страхование валютного риска путем создания встречных требований в валюте);

3. самострахование через выпуск опционов – ценных бумаг на право купить или продать бумаги или товары в течение 3-6 месяцев по фиксированной цене; при продаже опционов предприятие получает дополнительную выручку от снижения доходов за счет падения спроса на бумаги или товары;

4. финансовые фьючерсы – продажа обязательств на проведение купли или продажи.

 

Возможно выделение видов предпринимательства по следующим классификационным признакам:

1) по размерам выделяют:

- мельчайшее – основанное на личном труде товаропроизводителя – мелкотоварное и ремесленное производство (семейное предпринимательство – 2-3 человека);

- малое (с 1 июля 1995 г. в РФ): в производстве – до 100 чел., в науке – до 60 чел., в непроизводственной сфере – до 50 чел., в торговле – до 15 чел;

- среднее – от 50 до 500 чел;

- крупное – более 500 чел;

- сверхкрупные – более 10 тыс. чел.

2) по наличию власти на рынке:

- конкурентное;

- олигопольное;

- монопольное.

3) по видам экономической деятельности:

- производственное;

- торговое;

- финансово-кредитное;

- посреднеченское;

- научно-производственное и др.

4) по сферам деятельности:

- местное;

- региональное;

- национальное;

- международное.

5) по доминирующему фактору производства:

- наукоемкое;

- фондоемкое;

- трудоемкое и т.д.

6) по форме организации:

- индивидуальное, организованное отдельным физическим лицом;

- коллективное, осуществляемое группой лиц на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе соответствующих форм предприятий.

 

3. Инфраструктура бизнеса: коммерческого, финансового, производственного.

В процессе развития внешней среды предпринимательства в постсоветской России сложилась его инфраструктура. Под инфраструктурой предпринимательства понимается комплекс организаций, который обеспечивает нормальную предпринимательскую деятельность (рис.). Предпринимательские единицы следующим образом взаимодействуют с основными субъектами инфраструктуры:

• федеральные, региональные и местные органы власти осуществляют законодательное административное регулирование предпринимательской деятельности;

• агентства по поддержке предпринимательства разрабатывают программы его развития;

• фонды поддержки предпринимательства оказывают ему финансовую помощь;

• бизнес-школы обеспечивают обучение и повышение квалификации предпринимателей;

• аудиторские и консалтинговые фирмы осуществляют аудит текущей деятельности, оказывают консультационную помощь предпринимателям в области менеджмента и права, проводят маркетинговые исследования по их заказам и т.п.;

• бюнес-инкубаторы предоставляют материальные ресурсы, необходимые для становления предпринимательских единиц;

• бизнес-центры предоставляют помещения, связь и прочую оргтехнику для начинающих предпринимателей;

• лизинговые компании оказывают помощь в оснащении предпринимательских единиц;

• банки открывают кредитные линии для предпринимателей;

• страховые компании страхуют риски предпринимателей;

• общественные объединения предпринимателей оказывают им различную помощь и лоббируют их интересы в официальных структурах.