Как объяснить продолжительное наводнение?
В Библии утверждается не только то, что дождь шёл 40 дней и 40 ночей, но и то, что воды потопа стояли 150 дней. Это длительное затопление можно объяснить рядом гидрологических факторов.
Дождь.Помимо того, что шёл сильный и непрерывный дождь на протяжении 40 дней и 40 ночей (Быт. 7:12), он мог с перерывами продолжаться до дня 150, когда, как сказано в Быт. 8:2, он, наконец, перестал. Точное место и длительность дождя неясны. Если циклон был региональным, он мог идти по всему Междуречью и на окрестных возвышенностях длительное время.
Снег.Хотя в Библии не упоминается конкретно о том, что в Потоп внёс свой вклад снег, таяние горных снегов из-за дождей Быт. 7:17 также могло стать важным фактором, вызвавшим длительное затопление. Снег – это огромный запас воды, и крупнейшие наводнения на крупных реках (таких как Тигр) случаются весной обычно из-за избыточного таяния снегов. Когда сильные дожди растапливают глубокий снег, вода может высвобождаться очень быстро, вызывая немедленное наводнение, но если снег глубокий и не подвергается быстрому таянию, вода может высвобождаться в течение длительного времени.[125] Если снег в зиму Великого Потопа был исключительно глубоким, этот снег мог на несколько месяцев добавить в Месопотамский гидрологический бассейн огромное количество сточной воды. частности, это могло вызвать продолжительное затопление в верхних частях Месопотамского гидрологического бассейна в Северном Междуречье (Урарту). Такая ситуация наблюдалась в верхнем течении р. Тигр в 1954 г.[126] Ещё одним важным фактором в таянии снега являются тёплые ветры. Если «ветер» в Бытие 8:1 был тёплым, северо-западным ветром шамаль, он мог и осушить землю на аллювиальной Месопотамской равнине, и помочь растопить снег на окружающих возвышенностях.
Родники. В библейском повествовании дважды упомянуты «источники бездны» (родники) – один раз, когда они прорываются (Быт. 7:11), а второй – когда они прекращаются (Быт. 8:2). Родники могли быть первостепенным фактором, вызвавшим длительное затопление Месопотамского гидрологического бассейна. Когда идёт дождь или тает снег, вода течёт не только по земле в виде потоков. Она может двигаться и под землёй как «грунтовые воды», выходя в итоге на поверхность как родники. В Бытие 7:11 сказано, что источники великой бездны (подземные или грунтовые воды) разверзлись. Слово разверзлись происходит от еврейского слова бака, что значит «прорваться» или быть «готовым лопнуть», поэтому буквальный смысл текста в том, что из этих источников начала хлестать вода.
Родники имеются по всему Междуречью и на окрестных возвышенностях, и многие из них – источники известняковые (карстовые). Рас-эль-Айн (айн значит «источник») у границы Сирии и Турции – один из крупнейших известняковых карстовых источников в мире и фактическое начало реки Хабур, крупного притока Евфрата (рис. 4.1).[127] Вода из этого источника (на самом деле это комплекс из 13 источников) поступает от максимальной зимней инфильтрации (талые снега и дожди в горах Тавр) в январе-феврале, но эта в реальности эта вода изливается в Рас-эль-Айн только в следующем июле или августе. Такая задержка типична для многих карстовых родников, где место пополнения может быть удалено от точки выхода родника или к нему может вести извилистый путь. Некоторые родники бьют всё время, некоторые только при наводнении, а у некоторых бывает задержка реакции между пополнением и излиянием. В случае с задержкой реакции постоянное поступление воды может происходить на протяжении многих месяцев после сильного ливня или их серии. Представляется, что, согласно Библии, по крайней мере, некоторые источники начали извергать воду сразу же после начала Потопа (Быт. 7:11), а другие – в течение 5 месяцев (Быт. 8:2).
Родники, которые (среди многих) во время Великого Потопа могли внести свой вклад в затопление Месопотамского гидрологического бассейна, расположены рядом с древним Сиппаром, Вавилоном и Кишем; близ Хита и в пустыне Джезира между между Багдадом и Мосулом.[128] Притоки реки Тигр также выходят из карстовых источников (крупных пещер) вдоль подножий гор Загрос. Когда на Загросе идут сильные дожди, эти родники отвечают сильным оттоком, из-за чего реки переполняются и затапливают равнины.[129] В древности один из самых важных среди этих источников вытекал из пещеры Салманасара, которую, когда Салманасар III в 852 до н.э. посетил эту пещеру, считали «истоком» Тигра.[130] Есть также запись о том, что Саргон во время своего похода против Улху и Урарту (страны Араратской) узнал секрет извлечения воды из подземных слоёв.[131]
Множество родников имеется и в глубоких ущельях Джуди-Дага (Джебель-Джуди) в области Джизре на юго-востоке Турции. В юрско-меловом известняке этих гор возникли различные карстовые явления, такие как родники, провалы и пещеры. Самый известный из этих родников расположен западнее Бейтишебаба, а другие, более мелкие, встречаются дальше на юг.[132] Сток из этих источников может продлить затопление в регионе долины верхнего Тигра и равнины Джизре.
Штормовой прилив. Вдобавок к дождю, таянию снега и активности родников есть возможность того, что затопление южной части Междуречья во время Великого Потопа продлилось из-за штормового прилива. Штормовые приливы случаются там, где метеорологическая система низкого давления вызывает высокие ветры и волны, которые могут гнать морскую воду на материк на протяжении сотен километров. Эта гипотеза подтверждается письменными клинописными документами. Потоп или наводнение называются по-шумерски термином амару, а по-аккадски – абубу. В частности, абубу обозначает воду, движущуюся из-за ливня, или бурю, гонящую морскую воду на сушу.[133] В шумерском эпосе о Гильгамеше сказано, что «бушевал ураган», а после потопа «стало тихим море, утихла буря, и прекратилось абубу». Термин абубу не только описывает наводнение, он охватывает также разрушительные ветры, сопровождающие бурю. В шумерских клинописных табличках, найденных в Ниппуре, Великий Потоп описан так: « сильно дули могучие ветры… и корабль двигался по поверхности великих вод, гонимый ветром».[134] В аккадском эпосе об Атрахасисе текст говорит о громе и диких ветрах.[135] Кроме того, в эпосе о Гильгамеше записано, что потоп, при котором спасся Зиусудра (Ной) был «южной бурей», сопровождаемой ветром и громом, где над землёй дули потопные ветры, и над ней пронеслась буря южного ветра.[136] Точно так же еврейское слово мабуль, обозначающее «потоп» в тексте Книги Бытие, применимо и к наводнению, и к «выходу из берегов», вызванному стремительно гонимым ветром ливнем.[137]