Как дождь мог идти 40 дней и 40 ночей?

 

Прежде чем можно будет ответить на вопрос «Как дождь мог идти 40 дней и 40 ночей?», надо сначала понять особенности погоды (метеорологию) района Междуречья и окружающей его горной местности. Затем эти особенности можно будет сравнить с рассказом Книги Бытие о погоде, связанной с Потопом.

Циклоны. Земли, окружённые Средиземным, Чёрным, Каспийским, Красным и Аравийским морями, называют «страной пяти морей».[115] Весь этот регион уже тысячи лет контролируется азиатской барической системой. В течение зимы бури, рождающиеся над Атлантическим океаном, проносятся на восток по ложбине низкого давления, существующей над Средиземным морем, а затем, в периоды временного ослабления Азиатского антициклона, проникают в Юго-Западную Азию. Эти бури приносят в этот регион, кроме южной части Аравийского полуострова, дожди холодного сезона. При временных срывах этой системы циклоны движутся по Средиземноморской барической ложбине до района Эгейского моря, а затем, двигаясь дальше на восток, отклоняются или к северу – в районы Чёрного и Каспийского моря и гор Турции, Армении и Ирана, или к югу – в Палестину, Сирию, Ирак и район Персидского залива (рис. 4.1). На каждом из этих зимних путей в месяц бывает около 3 бурь, проходящих по Междуречью, причём пик дождей приходится на март и апрель. Летом систему низкого давления над Междуречьем сменяет высокое давление, и пути возникающих в результате этого бурь пролегают к северу от района «пяти морей». Из-за такой общей ситуации и на севере, и на юге Месопотамии (Ирака) в летние месяцы тысячелетиями почти не бывает дождей.

Помимо только что описанного общего типа погоды, когда и в Средиземноморье, и над Персидским заливом и Аравийским морем существуют центры низкого давления, Ирак (Месопотамия) становится восприимчивым к влиянию сталкивающихся морских воздушных масс. Восточные тропические морские воздушные массы рождаются в Индийском океане и могут двигаться на северо-запад через Аравийское море и Персидский залив до района Мосула (рис. 4.1).[116] Нижняя из этих двух морских воздушных масс обычно тёплая и влажная, а верхние слои прохладные, каковые условия, благоприятствуют неустойчивости. Это приводит к сильным дождям в горных частях страны, а также к значительным осадками на низменностях. Для такого типа морских условий характерны многодневные непрерывные ливни, а дожди часто сопровождаются ветром и громом.

Продолжительные ливни вызываются тем, что средиземноморская система фронтов зависает или блокируется, и в зависимости от того, сколь долго длится эта блокировка, может получиться «столетний» или «тысячелетний» дождь.[117] Эти редкие случаи крайне обильных осадков синоптики и гидрологи называют «эффектом Ноя». Когда особенности циркуляции сохраняются надолго, обильные дожди или снега могут также предшествовать циклону или следовать за ним. Такое событие наблюдалось, например, в 1969 г. над бассейном Иордана, когда особенности циклонической циркуляции сохранялись на протяжении 24 дней, и снег с дождём выпадали почти 2 месяца.[118] Задержка этого фронта принесла в этот бассейн в среднем 187 см дождя – самое большое количество за 150 лет – и вызвала значительное наводнения.

Осадки.Южное Междуречье – это одно из самых сухих мест на Земле, где выпадает в среднем менее 10 см осадков в год.[119] Средиземноморские циклонические возмущения, проходящие по Ираку зимой и весной, приносят в этот регион единственные значительные дожди в году, и даже эти скудные дожди могут быть «ненадёжными», так как в некоторые годы дождей не бывает совсем, а в другие годы они выпадают в существенных количествах. Аллювиальная Месопотамская низменность окружена с востока горами Загрос, с севера и северо-востока горами Тавра, а с северо-запада горами Аманос (рис. 4.1). Эти горы принимают осадки в виде дождя и снега, питающие бассейны рек Тигр и Евфрат весной. В горах Армении и Курдистана на северо-востоке Турции бывают особенно суровые зимы продолжительностью 6-8 месяцев, а глубина снега часто достигает почти 2 м. Из-за таяния снегов в горах Загрос река Тигр разливается практически каждую весну. Снег в горах выпадает в основном в зимние месяцы (январь-февраль), а самые сильные дожди случаются весной (март-апрель). Весенние дожди легко могут растопить горные снега, из-за чего река Тигр поздней весной достигнет самого высокого уровня разлива.

Ветер. Преобладающим ветром в Ираке (Междуречье) является северо-западный шамаль (рис. 4.1). Ветер шамаль – это более или менее постоянный воздушный поток вниз по долине Тигра и Евфрата, следующий за топографией и уклоном от гор Тавра в Турции на юг к Персидскому заливу. Шамаль дует весь год, но особенно сильно летом и осенью, с июня по октябрь, когда направление ветра не нарушается проходом циклонов. Это сухие, тёплые, устойчивые ветры, обеспечивающие ясное небо и стабильную погоду. Очень сухой воздух, приносимый шамалем, создаёт условия для интенсивного нагрева и испарения с поверхности земли.[120]

Зимой и весной регулярность ветра шамаль уменьшаеся и преобладающим ветром до высоты приблизительно в 2100 м становится шаркы. Эти ветры, приходящие с Персидского залива, относительно прохладны и влажны и могут приносить облака и дождь на всю территорию Ирака, так как они развиваются перед наступающими циклонными депрессиями. Иногда в регионе Персидского залива за этими юго-восточными ветрами шаркы следуют юго-западные ветры сухейли, прошедшие через ложбину. Сухейли ­­часто бывает сильным ветром, представляющим опасность для кораблей в Заливе. Только при проходе циклона градиенты давления становятся достаточно крутыми, чтобы образовывались сильные ветры.

Соответствие библейскому рассказу. Если «второй месяц, семнадцатый день месяца» в Бытие 7:11 понимать как обозначение того сезона года, когда начался потоп, а не указание на точное количество месяцев и дней возраста Ноя,[121] то в Библии имеется примечательное соответствие особенностям погоды, реально существующим в регионе Междуречья уже тысячелетиями. Если сидерический календарь древней Месопотамии соотнести с нынешним тропическим календарём,[122] то «второй месяц, семнадцатый день» приходится примерно на середину марта, когда метеорологические условия приносят в Междуречье наиболее обильные дожди. Из Бытие 7:12 следует, что на землю 40 дней и 40 ночей падал сильный дождь,[123] и именно такой непрерывный ливень может наблюдаться из-за активности морских масс, характерной для этого сезона. Продолжительность дождя (до 150 дней; Быт. 8:2) могла быть обусловлена задержкой над Междуречьем средиземноморского циклонного фронта в сочетании с морскими воздушными массами, движущимися вверх с Персидского залива и Аравийского моря / Индийского океана. Эта застрявшая буря была бы связана с южными ветрами (шаркы и(ли) сухейли), а не с северо-западным ветром шамаль, причём эти ветры могли быть и очень сильными, и длительными.

В Бытие 8:1 сказано, что через пять месяцев после начала потопа – или примерно в середине августа, если считать, что потоп начался в середине марта – над землёй стал дуть ветер, из-за которого воды стали убывать. Этот ветер мог соответствовать северо-западному ветру шамаль, дующему в летние месяцы почти непрерывно. Весной таяние снегов и постоянные дожди в горах Северного Ирака вызывают наводнение в долинах юга. Затем летом ветер проносится на юг по узкой плодородной полосе между реками Евфратом и Тигром, и начинается процесс высыхания.[124]

Мировоззренческий подход к рассказу о потопе. Мировоззренческий потоп, описанный в главе 1, основан на том, что Книга Бытие является исторически верной, если трактовать её, исходя из мировоззрения библейских авторов. Бытие 7:11 является примером того, как какой-либо стих Библии может содержать в себе «исторические воспоминания», и в то же время в нём может проявляться мировоззрение древнего автора. В Бытие 7:11 сказано: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились». Во-первых, сообщается, что Ною при начале потопа было 600 (60 x 10) лет. Это возраст не реальный, а сакральный, символический – по мировоззрению шумеров одно из наиболее «идеальных» чисел в шестидесятеричной системе счёта (см. главу 3). Затем мы видим «второй месяц, семнадцатый день», как библейский автор указал точное время года, когда начался Потоп. Эта дата соответствует настоящему сезону дождей в Междуречье, потому что фиксирует реальное историческое воспоминание. Затем мы видим «источники бездны», что тоже является исторически верным утверждение – из-за такого сильного дождя из мелкого горизонта грунтовых вод на аллювиальной Месопотамской низменности сразу же потекли бы родники. Однако для библейского автора это выражение означало бы то, что воды появлялись из предвечной бездны / нижнего мира (рис. 1.1, [9]). Затем «окна небесные отворились», что для библейского автора означало раскрытие шлюзов в тверди небесной, из-за чего начался ливень из огромного океана воды, удерживавшегося вверху над твердью (рис. 1.1 [7]).

Мировоззренческий подход применяется и к другим числам в рассказе Книги Бытие о Потопе. Если, как предполагалось в главе 2, первоначальные авторы этого рассказа жили в Междуречье в 2500-2000 до н.э., то до того времени, когда этот рассказ после возникновения повествовательной литературы мог быть записан, он должен был не менее 400 лет передаваться устно. Библейский автор этого устного рассказа писал о реальном событии (потопе) и реальных людях, переживших это событие (Ное и его семье), но описывал их в рамках литературы и нумерологии своего времени. Библейский автор вероятно, даже не знал точно, сколько продолжались дожди потопа, но знал, что это было довольно «долго», что для него было нумерологически равнозначно «40 дням и 40 ночам». Возможно, потоп и не длился ровно 40 дней и 40 ночей, но это образное число могло выглядеть вполне реальным для рассказа о циклоне, застоявшемся над регионом Междуречья (о чём мы говорили в предыдущем разделе).

Давайте посмотрим на другие числа, использованные в рассказе о Потопе. В нём сказано, что размеры ковчега составляли 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту (Быт. 6:15). Это также, вероятно, не реальные, а образные числа. 300 – это ровно половина от священного числа 600, а 30 составляет одну десятую от 300. 50 – ширина ковчега – получается при делении 300 на 6 (дважды шестидесятеричное число). В Бытие 7:24 сказано, что воды потопа усиливались на земле 150 дней, то есть, половину от 300. Ковчег остановился в седьмом месяце (предпочтительное число 7), в семнадцатый день (10 + 7, два предпочтительных числа) месяца, на горах Араратских (Быт. 8:4). Через 40 дней (опять образно длительный период) Ной открыл окно ковчега (Быт. 8:6). Однако Ной оставался внутри ещё два раза по 7 дней (Быт. 8:10, 12). Потоп продолжался ровно 365 дней, или один солнечный год, если учитывать первый и последний его дни. Всё это – рассказ о реальном событии, точный не в количественном смысле, а в нумерологическом.

Таким образом, идеально «буквальная» интерпретация рассказ о потопе в Книге Бытие сочетает и историческую реальность, и мировоззрение библейских авторов, и для того, чтобы добраться до исторического ядра текста, это мировоззрение надо отфильтровать. Если этого не сделать, текст становится мифологическим, например, нереально большой возраст Ноя (600 лет) не стыкуется с наукой. Однако отсутствие такого «просвещённого» комбинированного толкования не меняет духовного смысла истории о Ное, который оставался одинаковым для всех народов на протяжении веков. Другими словами, это был не глобальный потоп, а глобальное откровение.