Эффективные решения основываются на анализе данных и информации
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ
Незыблемое требование TQM - все принимаемые решения должны базироваться только на фактах, а не на интуиции или личном опыте специалиста, принимающего решение.
Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать обоснованные решения на их основе.
Для ориентации на факты необходимо создание информационной системы анализа качества и поддержки управленческих решений.
Реализация этого принципа должна исключить необоснованные волевые решения.
Международный опыт показывает, что от 20 до 90% всех проектов улучшения качества продукции терпят провал только по причине ошибочного мнения о реальной ситуации.
Основные причины неудач - несовершенная работа и недостаточность знаний при принятии решения. В отношении неполноты знаний существуют две ситуации:
- люди признают, что у них недостаточно знаний. Если люди осознают, что они не очень хорошо разбираются в ситуации, они могут провести исследования или эксперимент, собрать, обработать и проанализировать статистические фактические данные, пытаясь узнать то, что они не понимают,
- люди не признают, что у них недостаточно знаний. Когда люди уверены в своей правоте, даже если они недостаточно хорошо разбираются в ситуации, решать проблемы непросто. Многие проблемы возникают именно в этом случае.
Одна из причин этого - факты часто путают с суждениями.
[Суфийская притча о слоне].
TQM предлагает использовать для принятия решения цепочку взаимосвязанных процессов
Для принятия правильного решения целесообразно использовать статистическое мышление, которое включает следующие основные положения:
1. Больше доверяйте конкретным фактам, а не абстрактным идеям;
2. Выражайте факты в количественной форме, а не с помощью слов и эмоций;
3. Наблюдения всегда ведутся над частью целого, и поэтому результаты содержат ошибки и отклонения;
4. Лишь в результате многочисленных и длительных наблюдений можно выявить устойчивую тенденцию, представляющую надежную информацию.
Статистическое мышление предполагает знание и умение применять статистические методы.
В Японии сумели сделать наглядными и доступными для рабочих сложные статистические методы и, самое главное, убедить персонал, что проблема качества - это проблема каждого работника.
СЕМЬ ПРОСТЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Семь простых статистических инструментов качества и регулирования процессов
Японская версия:
1. Метод расслоения (стратификации) данных
2. Контрольный листок
3. Диаграмма Парето (принцип 80/20)
4. Схема Исикава (диаграмма "причина - результат")
5. Диаграмма рассеивания (поле корреляции)
6. Гистограмма (воспроизводимость процессов)
7. Контрольная карта
В американскую версию вместо метода расслоения входит
Диаграмма потоков процесса (Flowchart)