ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ»
ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи» - один из лидеров российского судостроения - имеет почти трехвековой опыт создания кораблей для Военно-Морского Флота.
Стратегической задачей верфей является сохранение ведущих позиций среди российских судостроительных предприятий на основе удовлетворения требований заказчиков.
Для решения этой задачи на предприятии создается и внедряется Система качества на базе требований стандартов ISO серии 9000 и государственных стандартов.
В области качества «Адмиралтейские верфи» ставят перед собой основные технические, экономические и социальные цели:
v строительство кораблей и судов, удовлетворяющих требованиям нормативно-технической документации и контрактов;
v совершенствование технологических процессов на базе принципиальных, уникальных технологий;
v расширение применения новых высококачественных материалов и оборудования на основе взаимодействия с разработчиками, контрагентами и поставщиками;
v уделять максимальное внимание обучению специалистов и рабочих для повышения сознания в области качества, безопасности продукции и охраны окружающей среды;
v повышение конкурентоспособности продукции на международном рынке;
v увеличение объема продаж и прибыли за счет расширения рынка сбыта, повышения качества продукции и снижения издержек производства;
v обеспечение рабочими местами, отвечающими стандартам безопасности труда и охраны здоровья;
v развитие духа сотрудничества между работниками предприятия.
Улучшение качества входит в сферу компетенции руководства предприятия, руководителей каждого подразделения и исполнителей, участвующих в реализации процедур Системы качества; каждый их них несет ответственность в пределах, установленных Системой. Для обеспечения выполнения требований Системы все работники предприятия проходят инструктаж по вопросам качества.
Я рассмотрел и одобрил изложенную выше политику и удостоверяю, что она имеет безоговорочную поддержку со стороны руководства предприятия.
Генеральный директор
На некоторых предприятиях по ремонту ПС уже столкнулись с рыночным перераспределением заказов на поставки железным дорогам запасных частей, коснувшимся пока высокотехнологичной продукции, выпуск некоторых видов которой освоил оборонный комплекс. В перспективе эта схема вытеснения конкурентов может распространиться и на ремонт ж.‑д. техники. Некоторые машиностроительные предприятия на своих производственных мощностях параллельно с выпуском новой продукции организовали ее ремонт.
По оценкам руководства Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РСФЖТ) «…полную ориентацию железных дорог на новых поставщиков запасных частей или отремонтированного ПС останавливает лишь высокая цена, традиционно сложившаяся в машиностроении. Сглаживание ценового фактора при высоком качестве ремонта усилит вытеснение предприятий отрасли с рынка заказов на ремонт железнодорожной техники» ("Экономика железных дорог", 2002, № 10, с. 94).
Некоторые руководители предприятий по ремонту ПС, понимая неизбежность конкуренции, начали реформировать управление производством, организовав структуры с функциями по управлению процессами, повышению статуса контроля, управлению закупками комплектующих, начали укреплять службы качества.
В целом, ориентация руководителей предприятий по ремонту ПС формируется в результате работы, направленной на подготовку к сертификации систем качества или производств по ремонту подвижного состава. Эта работа выполняется под контролем Дирекции заводов по капитальному ремонту локомотивов и производству запасных частей "Желдорреммаш" и Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов "Вагонреммаш" в соответствии с Указанием МПС РФ № М‑211у от 03.02.2000 «О внедрении систем качества по ИСО 9000 и совершенствовании работ по сертификации».
Указание МПС России № М-211у от 03.02.2000
О ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ПО ИСО 9000
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
С целью реализации постановления Правительства РФ от 02.02.1998 № 113 в части осуществления поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000, а также с целью совершенствования работ по сертификации, проводимых в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ), МПС РФ приказывает:
1. Считать важнейшей задачей руководителей департаментов, начальников управлений, руководителей организаций и предприятий МПС России, начальников железных дорог обеспечение организации и проведение работ по разработке и внедрению в подведомственных организациях и предприятиях систем качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 и документов ССФЖТ.
2. Руководителям Департамента технической политики В.С.Наговицыну и Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте В.А.Матюшину:
v обеспечить разработку в 2000 г. основополагающих документов ССФЖТ по разработке и сертификации систем качества и производств;
v ввести в документы ССФЖТ требование об использовании начиная с 2003 г. при сертификации объектов железнодорожного транспорта схемы сертификации № 5, предусматривающей оценку соответствия объекта сертификации и сертификацию системы качества и производства.
3. Руководителям Департаментов …, начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту локомотивов и производству запасных частей "Желдорреммаш", начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов "Вагонреммаш"… довести до предприятий - поставщиков продукции, подведомственных организаций и предприятий, выпускающих изделия, подлежащие обязательной сертификации, информацию о введении с 2003 г. схемы сертификации № 5.
4. Начальникам железных дорог, начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов "Вагонреммаш"…, начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту локомотивов и производству запасных частей "Желдорреммаш"… обеспечить подготовку подведомственных организаций, осуществляющих ремонт железнодорожных технических средств, к введению с 1 января 2004 г. обязательной сертификации систем качества и производств.
5.
6.
7. - 9.
("Экономика железных дорог", 2000, № 4, с. 77 - 78)
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» регламентировал основные понятия в области сертификации, виды сертификации и другие аспекты деятельности по сертификации.
«Сертификация» в переводе с латинского значит «сделано верно» (certum - верно, facere - делать).
Вступившим в силу в 2003 г. Федеральным Законом РФ «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 № 184-ФЗ) определено, что сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Ст. 20 этого Закона определяет формы подтверждения соответствия:
v добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации;
v обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) или в форме обязательной сертификации.
Для подтверждения полного соответствия сертифицированной продукции всем установленным требованиям используется выдаваемый по правилам соответствующей системы сертификации специальный документ - сертификат соответствия.
Схема 5 - самая сложная. Она включает испытание типового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества, либо сертификацию самого производства, более строгий инспекционный контроль, который выполняется в двух формах:
- как испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому,
- как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.
Испытание типа - это испытание одного или нескольких образцов, являющихся его типовыми представителями.
Инспекционный контроль проводят после выдачи сертификата. Он может осуществляться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства).