ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

«АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ»

ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи» - один из лидеров российского судостроения - имеет почти трехвековой опыт создания кораблей для Военно-Морского Флота.

Стратегической задачей верфей является сохранение ведущих позиций среди российских судостроительных предприятий на основе удовлетворения требований заказчиков.

Для решения этой задачи на предприятии создается и внедряется Система качества на базе требований стандартов ISO серии 9000 и государственных стандартов.

В области качества «Адмиралтейские верфи» ставят перед собой основные технические, экономические и социальные цели:

v строительство кораблей и судов, удовлетворяющих требованиям нормативно-технической документации и контрактов;

v совершенствование технологических процессов на базе принципиальных, уникальных технологий;

v расширение применения новых высококачественных материалов и оборудования на основе взаимодействия с разработчиками, контрагентами и поставщиками;

v уделять максимальное внимание обучению специалистов и рабочих для повышения сознания в области качества, безопасности продукции и охраны окружающей среды;

v повышение конкурентоспособности продукции на международном рынке;

v увеличение объема продаж и прибыли за счет расширения рынка сбыта, повышения качества продукции и снижения издержек производства;

v обеспечение рабочими местами, отвечающими стандартам безопасности труда и охраны здоровья;

v развитие духа сотрудничества между работниками предприятия.

Улучшение качества входит в сферу компетенции руководства предприятия, руководителей каждого подразделения и исполнителей, участвующих в реализации процедур Системы качества; каждый их них несет ответственность в пределах, установленных Системой. Для обеспечения выполнения требований Системы все работники предприятия проходят инструктаж по вопросам качества.

Я рассмотрел и одобрил изложенную выше политику и удостоверяю, что она имеет безоговорочную поддержку со стороны руководства предприятия.

 

Генеральный директор

На некоторых предприятиях по ремонту ПС уже столкнулись с рыночным перераспределением заказов на поставки железным дорогам запасных частей, коснувшимся пока высокотехнологичной продукции, выпуск некоторых видов которой освоил оборонный комплекс. В перспективе эта схема вытеснения конкурентов может распространиться и на ремонт ж.‑д. техники. Некоторые машиностроительные предприятия на своих производственных мощностях параллельно с выпуском новой продукции организовали ее ремонт.

По оценкам руководства Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РСФЖТ) «…полную ориентацию железных дорог на новых поставщиков запасных частей или отремонтированного ПС останавливает лишь высокая цена, традиционно сложившаяся в машиностроении. Сглаживание ценового фактора при высоком качестве ремонта усилит вытеснение предприятий отрасли с рынка заказов на ремонт железнодорожной техники» ("Экономика железных дорог", 2002, № 10, с. 94).

Некоторые руководители предприятий по ремонту ПС, понимая неизбежность конкуренции, начали реформировать управление производством, организовав структуры с функциями по управлению процессами, повышению статуса контроля, управлению закупками комплектующих, начали укреплять службы качества.

В целом, ориентация руководителей предприятий по ремонту ПС формируется в результате работы, направленной на подготовку к сертификации систем качества или производств по ремонту подвижного состава. Эта работа выполняется под контролем Дирекции заводов по капитальному ремонту локомотивов и производству запасных частей "Желдорреммаш" и Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов "Вагонреммаш" в соответствии с Указанием МПС РФ № М‑211у от 03.02.2000 «О внедрении систем качества по ИСО 9000 и совершенствовании работ по сертификации».


Указание МПС России № М-211у от 03.02.2000

О ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ПО ИСО 9000
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

С целью реализации постановления Правительства РФ от 02.02.1998 № 113 в части осуществления поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000, а также с целью совершенствования работ по сертификации, проводимых в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ), МПС РФ приказывает:

1. Считать важнейшей задачей руководителей департаментов, начальников управлений, руководителей организаций и предприятий МПС России, начальников железных дорог обеспечение организации и проведение работ по разработке и внедрению в подведомственных организациях и предприятиях систем качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 и документов ССФЖТ.

2. Руководителям Департамента технической политики В.С.Наговицыну и Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте В.А.Матюшину:

v обеспечить разработку в 2000 г. основополагающих документов ССФЖТ по разработке и сертификации систем качества и производств;

v ввести в документы ССФЖТ требование об использовании начиная с 2003 г. при сертификации объектов железнодорожного транспорта схемы сертификации № 5, предусматривающей оценку соответствия объекта сертификации и сертификацию системы качества и производства.

3. Руководителям Департаментов …, начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту локомотивов и производству запасных частей "Желдорреммаш", начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов "Вагонреммаш"… довести до предприятий - поставщиков продукции, подведомственных организаций и предприятий, выпускающих изделия, подлежащие обязательной сертификации, информацию о введении с 2003 г. схемы сертификации № 5.

4. Начальникам железных дорог, начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов "Вагонреммаш"…, начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту локомотивов и производству запасных частей "Желдорреммаш"… обеспечить подготовку подведомственных организаций, осуществляющих ремонт железнодорожных технических средств, к введению с 1 января 2004 г. обязательной сертификации систем качества и производств.

5.

6.

7. - 9.

("Экономика железных дорог", 2000, № 4, с. 77 - 78)


Закон РФ «О сертификации продукции и ус­луг» регла­мен­ти­ровал основные понятия в области сер­тификации, виды сер­ти­фи­кации и другие аспекты деятельности по сертификации.

«Сертификация» в переводе с латинского значит «сдела­но верно» (certum - верно, facere - делать).

Вступившим в силу в 2003 г. Федеральным Законом РФ «О техническом регулирова­нии» (от 27.12.2002 № 184-ФЗ) опре­де­лено, что сертификация - это форма осуществляе­мо­го орга­ном по сертификации подтверждения соответствия объектов тре­бованиям технических регламентов, положениям стан­дар­тов или условиям договоров. Ст. 20 этого Закона определяет формы подтверждения соответствия:

v добровольное подтверждение соответствия осу­ществ­ля­ется в форме добровольной сертификации;

v обязательное подтверждение соответствия осуществ­ля­ется в форме принятия декларации о соответствии (декла­рирование соответствия) или в форме обя­за­тель­ной сертификации.

Для подтверждения пол­но­го соответствия серти­фи­ци­ро­ван­ной продукции всем ус­та­нов­ленным требованиям используется вы­даваемый по пра­ви­лам соответствующей системы серти­фи­ка­ции специаль­ный документ - сертификат соответствия.

Схема 5 - самая сложная. Она включает испытание ти­по­во­го образца, проверку производства путем сертификации систе­мы обеспечения качества, либо сертификацию самого про­из­вод­ства, более строгий инспекционный контроль, кото­рый вы­пол­няется в двух формах:

- как испытание образцов сертифицированной продукции, отоб­ранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому,

- как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.

Испытание типа - это испытание одного или нескольких образцов, являющихся его типовыми представителями.

Инспекционный контроль проводят после выдачи сер­ти­фи­ка­та. Он может осуществляться в форме испытания образцов (схе­мы 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а) либо в форме контроля серти­фи­ци­ро­ван­ной системы качества (производства).