Методические рекомендации студентам

Цель методических указаний –помочь студенту в освоении знаний, полученных на лекционных и практических занятиях, в ходе самостоятельной работы с рекомендуемой литературой, чтением художественных произведений, включенных в обязательный список.

Главное условие успешного освоения дисциплины – систематические занятия и своевременное знакомство с предложенным художественным материалом. Для полного понимания содержания лекции следует задавать вопросы непосредственно на лекциях и практических занятиях. За дополнительными разъяснениями и рекомендациями студент может обращаться к преподавателю во время индивидуальных консультаций.

Самостоятельная работа студента включает в себя чтение лекций, изучении научно-критической, художественной литературы, подготовку сообщений на определенные темы.

Литература – неотрывная часть культуры, её нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной эпохи. Её недопустимо отрывать от остальной культуры и, как это часто делается, непосредственно соотносить только с социально - экономическими факторами. Глубинные течения культуры определяют творчество писателей. Выявление культурных архетипов дает верное направление исследовательской мысли, задача которой – установить новые аспекты интерпретации изначально архетипического корня.

В современной философии, лингвистике и литературоведении достаточно интенсивно разрабатываются понятия «диалога», «литературной коммуникации», «коммуникативной стратегии» и т.д. Согласно данной концепции нельзя понять литературу в отрыве от всей культуры эпохи, замыкая литературное явление в одной эпохе его создания, в эпохе бытования, его современности. Великие произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, при этом часто более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности. В процессе своей посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами, перерастают то, чем они были в эпоху своего создания.

Искусства находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Главное внимание уделено проблеме глубинной связи искусства во внутренней художественного текста, когда писатели обращаются к другим искусствам для расширения возможностей искусства слова, создания эффекта синестезии.

 

 

8.4 Требования к зачету по курсу «Культурологические основы филологических дисциплин»

 

1. Посещение занятий, выступление на семинарах

2. Конспектирование научных статей по темам семинарских занятий или темам, вынесенным на самостоятельное изучение

3. Подготовка реферата с учетом всех требований

4. Выступление с рецензией на фильм, спектакль (на индивидуальных консультациях)