Реформы народного образования

Военная реформа

Судебная реформа

Городская реформа

Самоуправление: избрание городской думы, местной власти, решавшей вопросы экономического развития. Земства имели большое значение в жизни районов.

Считается самой демократичной, последовательной. Впервые суд объявлялся несословный, т.е. все представители общества судились одним судом. За исключением: специальный суд сохранялся для духовенства, высшего армейского офицерства (военный суд).

Элементы судебной системы:

· Внесословность

· Состязательность (присутствие адвоката помимо прокурора, объективность)

· Независимость: изменение следствия (раньше вел полицейский следователь, теперь – гражданский судебный следователь)

Вместо петровской рекрутской системы вводился принцип всеобщей воинской повинности (существует и сейчас). Призывной возраст – 21 год, срок службы разнился в зависимости от уровня образования: чем выше уровень образования, тем меньше срок службы. В социальном плане: в семье призыву подлежал единственный сын, то его не призывают в армию; если второй сын достиг призывного возраста, а младший еще не вернулся, то срок отодвигался до возвращения кормильца в крестьянской семье. Впервые вводилось образование для солдат (для поддержки после службы). Процесс офицерского образования: в военных училищах увеличено кол-во гуманитарных предметов, т.к. было нужно научить дворянина видеть человека в солдате. Военная реформа готовилась Милютиным.

Все реформы носили комплексный характер, содействовали движению России по пути демократических реформ.

Новый импульс для развития получили университеты при Александре I. При Александре II к бывшим 6ти университетам добавились еще 4. Факультеты: юридический, медицинский, математический, исторический

Улучшены условия работы преподавателей, к-е служили 25 лет, имели пенсию, свой суд. Студенты прав особых не имели, к ним были установлены следующие требования: самая низкая в Европе плата за обучение (5 рублей в год), казенная стипендия, учеба за казенный счет имела условие: 6 лет отработки по полученной специальности. Открыт доступ всем сословиям к высшему образованию. Впервые начало осуществляться систематическое женское высшее образование: открыта система курсов, работавших по программам университетов (Бестужевские курсы), где готовили учителей, мед. работников.

Реформа также затронула вопросы дисциплины в вузах. Отменен пункт об обязательном ответе студента стоя. На местах создавались начальные народные училища (в уезде 3 года, в губернии 4). Устанавливалось среднее звено в образовательной среде - гимназии двух типов: классические (выпускники поступали в университеты) и реальные (выпускники поступали в технические). Высшее звено – университет.

Причины медленного осуществления реформ:

Реформы осуществлялись медленно. В общественных движениях возникало народничество, к-е упрекало императора за крестьянскую и другие реформы. Под давлением народников реформы проводились спешно, что вызывало негативные результаты. Народники вынесли на своем суде Александру II смертный приговор: 7 покушений. Польско-белорусское восстание 1863; неурядицы в семье (смерть наследника) оказали влияние на ход проводимых реформ, к-е теряли свою динамичность и полноту. Сложная обстановка складывалась во внешней политике: русско-турецкая 1877. Существовало мнение, что нужно помогать славянам и вступать в войну. Продана Аляска во время войны.

1 марта 1881 Александр II готов был подписать Конституцию, но его убили во время 7го покушения (студент Гринивицкий)

На смену Александру II на трон вступил его сын Александр III, к-й был плохо образован, был заурядной личностью, не поддерживал реформы отца.

80е-90е годы: период характеризуется как период контрреформ, т.к. были сведены на нет многие реформы Александра II.

Позиции Александра III:

· Самобытность России

· Укрепление самодержавности (1й принятый документ «О нерушимости основ самодержавия»)

· Национализм (доказательство превосходства одной нации над другой) в форме шовинизма

 

v Установил всеобщий контроль за нравственным состоянием общества.

v 1881-1882 введен обязательный выкуп земли крестьянами

v Изменения в реформе народного образования: университеты лишены автономии (право выбирать преподавателей, теперь министерство назначало реакционных преподавателей).

v Запрещено объединение студентов по землячествам

v Студенты вновь обязаны стоять перед экзаменационной комиссией

v Увеличена плата за обучение (цель – как можно меньше демократически настроенной молодежи получало образование)

v Рекомендация получать образование только в объеме церковно-приходских школ (арифметика, чтение)

v 1887 Отменен указ Александра II о приеме в училища «кухаркиных детей» - детей крестьян, мещан

v Сужены права земств (где и так работали подвижники, учителя, почти не получавшие з\п)

v Ограничено число крестьян, выбираемых в земства

v Учрежден институт земских инспекторов, к-е работали под началом губернатора и имели право отменить любое решение крестьянского схода, т.е. ограничены демократические права народа

v Суд перестал быть гласным, открытым; ужесточались выносимые судьями наказания; широко стал применяться надзор за числившимися в полиции неблагонадежными людьми

v Указ о печати: совещание министров (Обер-прокурор, МВД, Юстиции, Просвещения) могло запретить любое издание. За печатью установлен контроль Синода, возглавляемый К.П.Победоносцевым (блестящий юрист, мракобес; влиял на формирование мировоззрения Александра III)

v Жестко регламентированы все вопросы общественной жизни:

Для вузов устанавливалась строгая квота принятия студентов (детей еврейской национальности резко ограничивали при поступлении)

v Национальная политика: насильственный процесс русификации (преподавание на родных языках запрещено, напр. Балтика, где был распространен немецкий)

Период правления Александра III считался спокойным: почти не было выступления, то означало, что проблемы не решались; Россия была отброшена далеко назад в своем развитии.

 

4.Реформы Витте и Столыпина

В 50е годы закончился промышленный переворот, суть к-го состоит в переходе от мануфактурного производства, основанного на применении ручного труда, его разделении, фабрично-заводской системе производства, основанной на машинном производстве.

§ Техническая сторона: применение новых технологий, новые формы организации труда.

§ Социальная сторона: появление новых общественных классов – рабочего и буржуазии.

В России было огромное кол-во феодальных пережитков. Большую роль в индустриализации России сыграл С.Ю.Витте.

Математические способности, физмат Одесского университета, служба в ж\д (как флот для Петра), стремительная карьера: начальник южного ж\д департамента, министр финансов (приглашен Александром III как проявившийся себя специалист).

Витте взял курс на индустриализацию: в течение 10 лет Россия должна догнать капиталистические страны.

v Освоение рынков Ближнего, Среднего и Дальнего Востока,

v Пропаганда займов и иностранных инвестиций,

v Финансовая реформа: увеличены косвенные налоги, акцизы (сахар, керосин, спички),

v Винная монополия (4я в истории России)

v Денежная реформа: старые бумажные деньги, не подкрепленные золотым содержанием отменены, введены новые денежные знаки, обеспеченные золотом гос. банка (новые номиналы)

1892 у России самый большой запас золота

v Выпуск большого кол-ва ж\д акций для распространения в Европе (дешевые, покупались охотно)

v Активное строительство ж\дорог, создавших единый хозяйственный комплекс, обеспечивших рабочие места; в Сибири - Турксиб, начало строительства БАМ

Витте усилием воли двинул промышленное развитие России

К 1913 Россия вышла на первое место после Франции по объему выпускаемой продукции

v Аграрная политика: слишком сильное сопротивление помещиков, необходимость ликвидация общины; создание особых совещаний по этому вопросу.

Противник - Плеве, добившийся смещения Витте при Николае II (почетная, аккуратная отставка)

Во время русско-японской войны в Портсмуте шли переговоры об условиях мира, куда и был послан Витте во главе русской делегации на переговорах, благодаря к-му были достигнуты приемлемые условия (титул графа, «граф Полусахалинский»).

П.А.Столыпин – последний реформатор в дореволюционной России

Монархист, считал, крестьянская община сдерживает развитие, поэтому для начала предлагал аграрную реформу.

1906Аграрная реформа

1) Разрешение крестьянам выхода из общины (разрушение общины) при согласии 2\3 членов общины.

Крестьянин, вышедший из общины, мог потребовать выделения ему земли из общинных угодий. Если он уезжал и создавал свое хозяйство – хуторное хозяйство. Если получал землю и оставался в общине – отруб. Стали первыми формами частной собственности на землю в русской деревне. Не более 2, 3 наделов можно было приобретать крестьянам.

Должно было привести к созданию крупного частнособственнического сектора в деревне, к-е должно было стать опорой самодержавия.

2) Все сделки по купле-продаже земли должны были осуществляться ч\з крестьянский банк (монополист), диктовавший цены.

3) Переселенческая политика

Из центральных районов России, страдавших от мало- и безземелья, крестьян переселяли в Сибирь, на ДВ, в Казахстан, на Кавказ. Смысл двояк: освоение и экономический подъем новых земель, удаление бедного крестьянства из центральных районов в целях сбить волну революционности, нараставшую в крестьянстве (политическая первопричина).

Дала результат, но не всегда может рассматриваться в положительном смысле.

Результаты:

Развитие кооперативного движения.

Среди крестьянской массы не было 100% поддержки, помещики также не хотели уступить богатым крестьянам. Поэтому реформа развивалась не так быстро.

В 1911 заглохла из-за террористических актов против Столыпина. (Убит - студент Багров, эсер)

Судьба реформаторов в России крайне тяжелая. Благодаря их усилиям к началу Первой мировой войны Россия вышла на одно из передовых мест по производству в мире.