Под третейским судом в наиболее широком смысле этого термина понимается разрешение спора третьей, незаинтересованной стороной.

Разрешение споров о праве также возможно путем третейского разбирательства. В последнем случае порядок образования и деятельности третейских судов урегулированы Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ и Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже».

 

Необходимо иметь в виду, что каждый из данных Законов независимо друг от друга регулирует различные виды третейского разбирательства:

- первый посвящен третейским судам, разрешающим споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений между субъектами российского права и не носящие международный характер;

- второй устанавливает правила организации и функционирования особого вида третейских судов – международных коммерческих арбитражей, разрешающих споры, возникающие из международных экономических связей и споры с участием предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории РФ.

 

Третейские суды (арбитражи) выступают как альтернативный – без использования государственного механизма – способ разрешения споров о праве. Третейский суд необходим в первую очередь для разрешения экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности.

Он позволяет сторонам третейского разбирательства обеспечить конфиденциальность их договорных отношений, не вынося их на публичное судебное разбирательство в государственный судебный орган.

Третейские суды могут создаваться сторонами спорного правоотношения для разрешения конкретного спора либо могут действовать на постоянной основе при различных организациях.

Порядок образования и деятельности постоянно действующих третейских судов и судов, создаваемых для разрешения конкретного спора, различен. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих юридических лицах.

Федеральный закон «О третейских судах в РФ» в ч.2 ст.3 устанавливает запрет на создание таких судов при федеральных органах государственной власти и местного самоуправления.

Решение, вынесенное третейским судом, подлежит добровольному исполнению сторонами. Тем не менее, закон предоставляет правовые возможности по оспариванию принятого решения и его принудительному исполнению. На решение третейского суда заинтересованной стороной может быть подано заявление о его отмене в компетентный суд в соответствии с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд стороной, в пользу которой было вынесено решение.