Привлечение персонала вне рамок предприятия
Привлечение за счет резервов предприятия
Преимущества | Недостатки |
- Предостамение шансов для роста (повышает привязанность к предприятию улучшает психологический микроклимат на производстве) - Незначительные затраты на примечение - Знание претендентом данного предприятия - Знаниеработника, наличие предстамения об его умениях - Поддержание уровня оплаты труда на данном предприятии ( в случае срочногo приема на работу возможна повышенная оплата в соответствии с существующей в данный момент на рынке труда) - Возможность более быстрого заполнения вакансий - Освобождение должностей для молодых кадров - Прозрачность кадровой политики - Управляемость в результате кадрового планирования - Целенаправленное повышение квалификации - Сокращение текучесrи | - Сокращение возможностей для выбора - При определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации - Разочарование среди коллег в случае неодобрения факта выдвижения какого- либо работника на более высокую должность - Возможное появление напряженности или соперничества - Слишком тесные взаимоотношения среди коллег, появление панибратства при решении деловых вопросов - Назначение на должность "ради сохранения мира" - Нежелание сказать "нет" сотруднику, работающему длительное время - Снижение активности работников в результате автоматизма при повышении в должности (заместитель всегда становится преемником) |
Преимущества | Недостатки |
- Более широкие возможности выбора - Новые импульсы для предприятия - Человеку со стороны легче добиться признания - Прием на работу непосредственным образом покрывает потребность в персонале - | - Более высокие затраты на примечение персонала - Большая доля привлекаемых со стороны способствует росту текучести - Высокая степень риска испытательного срока - Отсутствие знаний о фирме (необходимое введение в курс дела требует затрат времени) - Блокирование возможностей служебного роста - Более высокая оплата по сравнению с привлечением за счет резервов фирмы |
Вся система кадровой работы, связанная с привлечением персонала, должна проводиться с определенным опережением по отношению к научно-технической работе, так как то, что делается в области кадровой работы сегодня, завтра будет влиять на уровень исследовательской или проекгной работы.
При подборе и подготовки резерва научных и инженерных кадров на выдвижение должны учитываться факторы: уход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с окончанием срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Резерв должен представлять собой группу работников перспективного возраста (40- 45 лет).
Формы подготовки резерва могут быть различными. Так, эти лица могут замещать руководителей во время их болезни, отпуска, командировки; могут бьпь назначены, члены на промежyточные должности; могут проходить стажировки в других организациях; обучаться на различных курсах и т.д.
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах, журналах и т.П., заключении контрактов с высшими учебными заведениями, организация работы студентов во время практики.
Обычно лицам, претендующим на определенную Вакансию, предлагается представить следующие документы: резюме; анкету по установленной форме; рекомендации; список научных трудов и Т.д.
В резюме должны быть указаны:
1. Фамилия, имя, отчество, адрес и телефон.
2. Должность, на которую вы претендуете.
3. Трудовой опыт (Ехрелепсе) (начиная с последней работы).
4. Образование (Education) (начиная с указания последнего).
5. Личные данные (Persona1).
6. Рекомендации (References).
7. Список наиболее значимых научных трудов.
Решение о выборе основывается:
- образование кандидата;1
- уровень его профессиональных навыков;
- опыт предшествующей работы;
- медицинские характеристики;
- персональные характеристики и личные качества.
Методы сбора информации, необходимой для отбора: собеседование, испытание, тестирование.
Испытания предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с пpeдполагаемой работой, оценку психологических характеристик (уровень интеллекта, энергичность, эмоциональную устойчивость, внимание к деталям).
Тест на психомоторные способности позволяет оценить время принятия решений. Тестом на способности быстрых подсчетов Отиса проверяют некоторые умственные действия и способности. По шкале Веклера проверяют, например, словарный запас и др. Одним из известных тестов является тест Роршаха с чернильными кляксами.
Аттестация специалистов. Аттестационные комиссии рассматривают следующие документы: характеристики переизбираемых, списки опубликованных научных трудов и научных отчетов, патентов; акты внедренных законченных исследований; сведения из отдела кадров о поощрениях и дисциплинарных недочетах.
По данным немецких исследователей, около 20% работников рассматривают гибкий рабочий график как главный фактор положительной мотивации.
Обычно люди работают 5 дней в неделю - 40 часов, с 9 часов утра до 6 часов вечера.
В качестве новых типов рабочего графика обычно называют: гибкий график, сжатую рабочую неделю (суммированный рабочий день), частичную занятость.
Гибкий рабочий график - работник может выбрать время прихода - ухода в определенных пределах, которые устанавливаются руководством.
Сжатая рабочаянеделя представляет собой график работы, по которому определенное число часов в течение недели отрабатывается в разное количество рабочих дней.
Частичная занятость- это работа с выполнением тех же обязанностей, но в течение Меньшего времени. Наиболее распространен в научных организациях гибкий график. Он строится разными способами:
1. ежедневный выбор времени начала и окончания Работы;
2. переменная продолжительность рабочего дня;
3. выделение общего (присутственного) времени.
Гибкий циклтребует выбора определенного времени начала и окончания работы, работы по этому расписанию в течение определенного периода (например, недели).
Скользящий графикразрешает менять время начала и окончания работы, но при этом необходимо работать полный рабочий день - 8 часов.
Переменный деньразрешает менять продолжительность рабочего дня (например, работать один день 10 часов, а другой - 6 часов).
Очень гибкий графиктребует присутствия работников в общее время (например, с 10 часов утра до 2 часов дня, но лишь в понедельник и пятницу).
Гибкое размещениепозволяет менять не только часы, но и расположение места работы - можно работать дома, в филиалах и т. п.
Три причины, усугубляющие перегруженностъ работника:
- малая степень делегирования ответственности;
- неверно избранные приоритеты;
- слишком большая погруженность в повседневные хлопоты.
Для оптимизации использования времени большое значение имеют принципы Парето и Эйзенхауэра. Имеется в виду, что концентрация внимания на жизненно важной деятельности больше всего влияет на достижение желаемых результатов. Отсюда вытекает правило 20/80: концентрация 20% времени на наиболее важных проблемах может привести к получению 80% результатов. Остальные 80% времени обеспечивают лишь оставшиеся 20% результатов.
Для определениязначимости задач важен принцип Эйзенхауэра. Эйзенхауэр подразделял задачи по важности и срочности на задачи А, В и С:
- "задачи А" - очень важные и срочные - выполнять немедленно.
- "задачи В" - важные, несрочные - определять, в какие сроки их следует выполнять.
- " задачи С" - менее важные, но срочные - делегировать.
Есть рекомендации, в соответствии с которыми оптимальное соотношение между техниками и инженерами должно составлять 0,3/1 при выполнении исследований и 1,7/1 при выполнении опытно-констрyктoрских работ. В среднем это соотношение должно составлять 1/2.
Под группойпонимают двух и более лиц, Которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других лиц и одновременно находится под их влиянием.
Виды групп: группыруководителей; целевые (рабочие) группы; комитеты.
Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных.
Целевые (рабочие) группы состоят из лиц, работающих вместе над одним заданием.
Комитеты - подразделения организации, которым делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда их называют советами, комиссиями.
Целевые группымогут быть организованы как из рабочих, так и специалистов (временные творческие коллективы, кружки и группы контроля качества; проектные, программные группыи Т. д.).
Целевые группы(временные творческие коллективы), созданные из инженеров и научных работников; отличаются от кружков качества тем, что действуют на основе заранее сформулированной задачи, имеют более сложные цели и всегда носят временный характер. Они могут создаваться на разные сроки: 2-3 и более лет.
Распространена практика формирования целевых I групп из ученых, работающих в различных научно- исследовательских подразделениях фирмы. Создание таких групп для разработки какой-либо одной важной проблемы дает возможность выйти за рамки существующих отделов и лабораторий.
На эффективность работы групп влияют следующие факторы: размер, состав, групповые нормы, сплоченность, конфликтность (взаимоотношения), статус и Функциональная роль ее членов.
Фактическим организатором работы по привлечению и развитию персонала становится руководитель конкретного Инновационного проекта, который воплощает свою идею и материально заинтересован во внедрении новшества.
Руководитель подразделения определяет количество исполнителей каждой подзадачи. На стадии разработки и реализации идей, выдвинутых целевыми группами, иногда создаются так называемые проектные группы, отличающиеся большими масштабами выполняемых работ и большей численностью исполнителей.
Начальной стадией жизненного цикла являются научно-исследовательские работы(НИР), которые проводятся по единому техническому заданию (ТЗ). Научно-исследовательская работа состоит из следующих этапов: разработка ТЗ; выбор направлений исследований; теоретические и экспериментальные исследования; обобщение и оценка результатов.
В техническом задании определяются цель, содержание, порядок выполнения работ и способ реализации результатов НИР. Этoт документ согласовывается с заказчиком. Законченная НИР обсуждается на научно-техническом совете или секции, Где рассматривается соответствие выполненных работ ТЗ НИР, обоснованность выводов и рекомендаций и выносится решение о Продолжении работы на следующих стадиях жизненного цикла.
Второй стадией жизненного цикла являются опытно-конструкторские работы : разрабатывается констрyктoрская документация: техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая констрyктoрская документация. ОКР проводятся также для создания технологического оборудования, нужного для изготовления опытных образцов и партий изделий. Разработка изделия завершается после устранения недоработок по замечаниям приемочной комиссии и yrвepждения акт приемки опытного образца, партии.
Следующая стадия жизненного цикла - подготовка производства(ПП) и выход на мощность(ВМ), т. е. постановка продукции на производство.
Куда входят: пуск и проверка технологического оборудования; запуск в производство установочной серии; проведение квалификационных испытаний изделий установочной серии; доработка и корректировка технологической и другой документации.
Следующей стадией жизненного цикла является производство созданного изделия в соответствии с сформиpoвaнным портфелем заказов.
Завершающая стадия жизненного цикла состоит в эксплуатации или потреблении