Принципы разработки инвестиционной политики

Таблица 1

Доли акций А и В и доходность портфеля АВ (Rp)

Если портфель составлен только из одной акции А, то ожидаемая доходность составит 10%. По мере уменьшения доли акции А и увеличения доли акции В доходность портфеля возрастает. Если все инвестиции вложены в акцию В, то его доходность будет равна 20%.

Тема 7. Инвестиционная политика и инвестиционные риски предприятия.

7.1.Сущность инвестиционной политики предприятия

Инвестиционная политикапредприятия представляет собой сложную, взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на свое дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате инвестиционных вложений.

Разработка инвестиционной политики предполагает: определение долгосрочных целей предприятия, выбор наиболее перспективных и выгодных вложений капитала, разработку приоритетов в развитии предприятия, оценку альтернативных инвестиционных проектов, разработку технологических, маркетинговых, финансовых прогнозов, оценку последствий реализации инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика выступает как часть реформирования предприятия и нацелена на обеспечение оптимального использования инвестиционных ресурсов, рациональное сочетание различных источников финансирования, на достижение положительных интегральных показателей эффективности проекта и в целом – на экономически целесообразные направления развития производства.

В формировании инвестиционной политики предприятия можно выделить три этапа:

– на первом этапе определяют необходимость развития предприятия и экономически выгодные направления этого развития. Для этого требуется:

•оценить потребительский спрос на выпускаемую продукцию;

•выявить ожидаемый спрос на период намеченной инвестиционной политики предприятия;

•сравнить затраты на выпуск продукции с действующими рыночными ценами;

•выявить производственные возможности предприятия на перспективу;

•проанализировать деятельность предприятия за предшествующий период и выявить неиспользованные резервы;

– на втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия;

– на третьем этапе происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации. Здесь требуется определить:

•стоимость оборудования, строительных материалов, аренды производственной площади, доставки готовой продукции на рынок сбыта;

•себестоимость заданного объема производства и единицы продукции, выпускаемой на новом оборудовании;

•постоянные и переменные затраты;

•требующиеся объемы инвестиционных ресурсов;

•размер собственных и привлеченных средств, необходимых для реализации проекта;

•показатели эффективности проекта;

•риски , генерируемые проектом.

Виды инвестиционной политики:

Инвестиционную политику предприятия классифицируют в зависимости от ее направленности. С этой точки зрения, выделяют инвестиционную политику, направленную на:

1) повышение эффективности;

2) модернизацию технологического оборудования, технологических процессов;

3) создание новых предприятий;

4) внедрение принципиально нового оборудования и выход на новые рынки сбыта.

При определении инвестиционной политики необходимо учитывать:

а) финансово-экономическое положение предприятия;

б) состояние рынка выпускаемой предприятием продукции, объем, качество, цена продукции;

в) технологический уровень производства предприятия;

г) соотношение собственных и заемных средств;

д) условия финансирования на рынке капиталов;

ж) условия страхования и гарантий инвестиций;

з) лизинговые условия.

1) правовой принцип (правовая защита инвестиций);

2) принцип независимости и самостоятельности (свобода выбора инвестиционного проекта, его разработки и осуществления);

3) принцип системного подхода;

4) принцип эффективности (выбор такого инвестиционного проекта, который обеспечивает наибольшую результативность).

7.2.Сущность и виды инвестиционных рисков предприятия. Методы выявления, оценки и минимизации инвестиционных рисков, применяемые при управлении рисками на предприятии. Практическое применение анализа чувствительности и метода сценариев для оценки рисков инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект разрабатывается, базируясь на вполне определенных предположениях относительно капитальных и текущих затрат, объемов реализации произведенной продукции, цен на товары, временных рамок проекта. Вне зависимости от качества и обоснованности этих предположений будущее развитие событий, связанных с реализацией проекта, всегда неоднозначно. Это основная аксиома любой предпринимательской деятельности. В этой связи практика инвестиционного проектирования рассматривает в числе прочих, аспекты неопределенности и риска.

Под неопределенностью будем понимать состояние неоднозначности развития определенных событий в будущем, состоянии нашего незнания и невозможности точного предсказания основных величин и показателей развития деятельности предприятия и в том числе реализации инвестиционного проекта.

В общем случае под риском понимается возможность того, что произойдет некое нежелательное событие. В предпринимательской деятельности риск принято отождествлять с возможностью потери предприятием части своих ресурсов, снижение планируемых доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

  • Риск - имманентное свойство рыночной среды.

Виды рисков – см. презентацию.

Методы анализа и оценки рисков – см. презентацию.

Цель анализа чувствительности состоит в сравнительном анализе влияния различных факторов инвестиционного проекта на ключевой показатель эффективности проекта, например, внутреннюю норму прибыльности.

Приведем наиболее рациональную последовательность проведение анализа чувствительности.

  1. Выбор ключевого показателя эффективности инвестиций, в качестве которого может служить внутренняя норма прибыльности (IRR) или чистое современное значение (NPV).
  2. Выбор факторов, относительно которых разработчик инвестиционного проекта не имеет однозначного суждения (т. е. находится в состоянии неопределенности). Типичными являются следующие факторы:
    • капитальные затраты и вложения в оборотные средства,
    • рыночные факторы - цена товара и объем продажи,
    • компоненты себестоимости продукции,
    • время строительства и ввода в действие основных средств.
  3. Установление номинальных и предельных (нижних и верхних) значений неопределенных факторов, выбранных на втором шаге процедуры. Предельных факторов может быть несколько, например 5% и 10% от номинального значения (всего четыре в данном случае)
  4. Расчет ключевого показателя для всех выбранных предельных значений неопределенных факторов.
  5. Построение графика чувствительности для всех неопределенных факторов. В западном инвестиционном менеджменте этот график носит название “Spider Graph”. Ниже приводится пример такого графика для трех факторов.

Данный график позволяет сделать вывод о наиболее критических факторах инвестиционного проекта, с тем чтобы в ходе его реализации обратить на эти факторы особое внимание с целью сократить риск реализации инвестиционного проекта. Так, например, если цена продукции оказалась критическим фактором, то в ходе реализации проекта необходимо улучшить программу маркетинга и (или) повысить качество товаров. Если проект окажется чувствительным к изменению объема производства, то следует уделить больше внимания совершенствованию внутреннего менеджмента предприятия и ввести специальные меры по повышению производительности. Наконец, если критическим оказался фактор материальных издержек, то целесообразно улучшить отношение с поставщиками, заключив долгосрочные контракты, позволяющие, возможно, снизить закупочную цену сырья.

Анализ сценариев - это прием анализа риска, который на ряду с базовым набором исходных данных проекта рассматривает ряд других наборов данных, которые по мнению разработчиков проекта могут иметь место в процессе реализации. В анализе сценария, финансовый аналитик просит технического менеджера подобрать показатели при “плохом” стечении обстоятельств (малый объем продаж, низкая цена продажи, высокая себестоимость единицы товара, и т. д.) и при “хорошем”. После этого, NPV при хороших и плохих условиях вычисляются и сравниваются о ожидаемым NPV.