ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Функции государственной власти

Институт государственных представителей в АО

Органы государственного управления

Цели государственного управления

Лекция 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (2ч.)

План:

Государственное устройство России имеет три уровня публич­ной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключи­тельной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уров­ня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разде­ляется на законодательную, исполнительную и судебную. Государ­ственная целостность, единство системы государственной власти, с одной стороны, и разграничение предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации — с другой, являются осно­вами федеративного устройства России. Организационное построе­ние и функции исполнительной власти непосредственно предопре­деляются системой целей государственного управления (рис. 38.1). С позиций государственного управления общество рассматрива­ется в качестве сложной системы с множеством уровней иерар­хии. Каждый уровень является открытой системой, имеет вход и выход, зависит от внешней среды.

Функционирование государства предполагает наличие граж­данского общества, институциональной основой которого явля­ется совокупность независимых от государства объединений граж­дан как носителей определенной идеологии и культуры, склонных к проявлению инициативы и солидарности, к сотрудничеству и самоорганизации. Наиболее адекватно характеризует гражданское общество Всеобщая декларация прав человека, в которой выделе­ны его основные черты:

• демократия;

• как правило, республиканская форма правления;

• правовое государство и общественный договор;

• разделение властей.

Для функционирования гражданского общества нужно нали­чие соответствующих условий, а именно:

• надежная защищенность всех форм собственности;

• эффективное судопроизводство, включая суд присяжных;

• полноправное местное самоуправление;

• независимые средства массовой информации.

Формирование рациональной и эффективной системы государ­ственного управления призвано прежде всего укрепить исполни­тельную власть, преодолеть многочисленные негативные прояв­ления слабости государства в управлении социально-экономичес­кими процессами. При этом необходимо иметь в виду, что явными признаками подобной слабости являются постоянные колебания экономического курса, отсутствие сформулированных целей раз­вития. Трудно осуществлять целеустремленное управление при множественности центров власти, конкурирующих между собой за доминирование в обществе.

Достижение целей государственного управления лежит в осно­ве всей практической деятельности по реализации политики го­сударства, обеспечению его интересов. При этом выполняются задачи организации, координации, анализа, контроля и др. При­меняются как методы убеждения, стимулирования, администра­тивные методы, так и рыночные рычаги. Достижения информа­тики и вычислительной техники предоставляют возможность для прогнозирования в национальном и международном масштабе,

оперативного реагирования на изменение рыночной конъюнкту­ры и принятие правильных решений.

В последние годы в России начались и осуществляются рефор­мы государственных институтов. Образован и активно работает из­бираемый демократическим путем парламент — Федеральное Со­брание, включающее Государственную Думу и Совет Федерации. Шаг за шагом создается законодательная база — продукт предста­вительной власти нового типа. Укрепляется федеративная систе­ма власти — от центральных исполнительных органов до регио­нальных и муниципальных образований. Начаты реформы воен­ной организации общества, судебной системы, прокуратуры. К продвижениям в государственном управлении можно отнести резкое ослабление влияния частных деловых интересов на приня­тие решений и вместе с тем появление первого опыта взаимодействия институтов демократического гражданского общества с властью.

Вместе с тем нельзя не видеть, что с позиций создания эффек­тивного и действенного механизма государственной власти, отве­чающего требованиям успешного развития страны, задача еще далеко не решена. Поиски оптимальной для данных условий структуры и функций исполнительной власти проводятся уже дав­но. Однако неоднократные попытки сокращения аппарата управ­ления, слияния и разделения ведомств не сделали правительство и его органы ни более компактными, ни более эффективными. Все еще не удалось устранить неопределенность, неустойчивость и субъективизм в определении функций и властных полномочий федеральных и региональных органов.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Дж.Ю. Стиглиц в работах последнего времени отмечает, что «одним из наиболее важных общественных товаров является государственное управ­ление. Мы все выигрываем от лучшего, более эффективного, бо­лее отвечающего нашим нуждам государства». При этом он об­ращает внимание на то, что «неэффективность рынка слишком ве­лика и не дает возможности необходимым институтам развиваться автоматически в рамках частного сектора

Как показывает мировой опыт, страны с эффективными и четко организованными институтами власти и контроля характеризуются высоким уровнем доходов населения и большим национальным бо­гатством. Профессионализм правительства, охватывающая все сто­роны жизнедеятельности правовая система, гражданское обще-

ство, чьи независимые инициативы и многообразные формы вы­ражения интересов усиливают подотчетность правительства, — все это и служит основой для безусловного влияния исполнительной власти на процессы, протекающие в обществе. Все больше проби­вает себе дорогу подход, согласно которому реформы в разных сфе­рах государственного управления (политической, экономической, социальной, региональной) взаимодополняют друг друга.

Обращает на себя внимание то, что в значительном числе стран реформы государственного управления направлены на переоцен­ку роли и сферы ответственности министерств и других органов власти, устранение конфликтов интересов, создание правил, обес­печивающих «прозрачность» законотворчества и движения акти­вов государства, а также на улучшение судебной системы. В це­лом ряде стран реформы нацелены на развитие и повышение роли местных органов власти, борьбу с коррупцией, которая зачастую является причиной существования «непрозрачных» институтов и выработки неэффективной политики.