Виды разрушений червячных передач

Лекция №10

Основные виды разрушений и червячных передач те же, что и у зубчатых передач:

1. Усталостные поломки зубьев червячного колеса, так как они изготавливаются из менее прочного материала (бронза, чугун), чем червяк (сталь). Сплошной спиральный виток червяка прочнее отдельных зубьев червячного колеса.

2. Усталостное выкрашивание наблюдается также только на зубьях червячного колеса.

3. Износ поверхностизначительно сильней, чем в зубчатых передачах, так как скорости скольжения велики, а условия смазки неудовлетворительны.

Так, в точке 2 (рис. 10.1) скорость скольжения VS2 параллельна линии контакта, поэтому отсутствует гидродинамический эффект, масляная плёнка в этой точке разрывается и имеет место сухое или ограниченное трение. В зубчатых передачах такого нет, так как скорость скольжения перпендикулярна линии контакта (прямозубые передачи) или почти перпендикулярна (косозубые передачи).

4. Заедание (схватывание)значительно по тем же причинам. Поэтому материалы червяка и червячного колеса должны составлять антифрикционную пару, например сталь-бронза и должна быть высока чистота обработки поверхности. Заедание проявляется при легком материале (оловянистые бронзы) колеса в форме постепенного намазывания его материала на червяк. При твёрдом материале (чугун) колеса происходит задир.

Наиболее часто наблюдается изнашивание и заедание, однако, достоверных методов расчета этих явлений до сих пор нет, поэтому расчеты производят на первые два вида разрушений по напряжениям изгиба и контактным напряжениям.