Передачи коническими колесами

Лекция №8

 

Конические колеса применяют в передачах с пересекающимися валами. Конические колеса выполняют с прямыми, косыми, круговыми и другими криволинейными зубьями. В настоящее время наибольшее распространение получили колеса конические с круговыми зубьями. Прямозубые колеса уместно применять при невысоких окружных скоростях (до 8 м/с). При высоких скоростях целесообразно применять колеса с круговыми зубьями как обеспечивающие более плавное зацепление, большую несущую способность и более технологичные.

Недостатки конических передач:

1) сложность изготовления;

2) сложность регулировки пятна контакта зубьев;

3) относительно низкий К.П.Д. (h к = 0,94…0,97).

Последнее объясняется тем, что при несовпадении вершин начальных конусов колес резко увеличивается скольжение в контакте зубьев. В связи с этим в конструкции редуктора должна быть предусмотрена возможность регулировки зацепления конических колес.

 

Элементы геометрического расчета

Угол между осями валов S, может быть любым, но наибольшее распространение получил угол S=900. Очевидно, что S=d1+d2, где d1 и d2– углы делительных конусов шестерни и колеса соответственно.

Внешнее конусное расстояние Re определяет габариты передачи (рис. 8.1).

Рабочая ширина зубчатого венца bw может быть выражена формулой

bw=ybd dm1=ybR Re,

где ybd – коэффициент ширины шестерни относительно её делительного диаметра, – коэффициент ширины зубчатого венца относительно внешнего конусного расстояния, dm – делительный диаметр в среднем сечении.

Вместо начальных и делительных цилиндров цилиндрических колес в конических колесах вводят понятия - начальный и делительный конуса, которые обладают теми же свойствами, что и делительные и начальные цилиндры. Все размеры зубчатого колеса определяются по наружному торцу:

hae= mte внешняя высота головки зуба;

hfe= 1,2mte – внешняя высота ножки зуба;

mte – окружной модуль на внешнем торце;

df – угол конуса впадин зубьев;

da – угол конуса выступов зубьев;

de=mte z– диаметр внешней делительной окружности;

dae= de+2ha cosd – внешний диаметр окружности выступов;

dfe= de -2hf·cosd – внешний диаметр окружности впадин.

Под диаметром делительной окружности конического зубчатого колеса понимают диаметр основания делительного конуса колеса de= mte z=2Re sinδ,откуда

.

Размеры зуба по длине различны, поэтому вводятся понятия о диаметре и модуле в среднем сечении:

, где Rm – среднее конусное расстояние.

Передаточное число , т.к. de1=2Re sind1 и de2=2Re sind2, то. Для ортогональных передач, в которых S=900 , sind1 = cosd2 и U=tgd2=ctgd1.

Усилия в зацеплении

Усилия в зацеплении рассмотрим на примере конической прямозубой передачи. Условно считаем, что все силы приложены в середине зуба на диаметрах dm1 и dm2 (см. рис. 8.3). В сечении плоскостью “n-n” нормальной поверхности зуба действует полное усилие Fn, которое раскладывается на окружное усилие Ft и усилие Fr'. В свою очередь усилие Fr' во фронтальной плоскости раскладывается на Fa (осевое усилие) и Fr (радиальное усилие). Для определения всех сил исходной является

через него определяются усилия

 

Для колеса направление сил противоположно, при этом

 

Эквивалентные колеса и определение их параметров

Размеры поперечных сечений зуба конического колеса изменяются пропорционально расстоянию этих сечений от вершины конуса. Все поперечные сечения зуба геометрически подобны. При этом удельная нагрузка q (рис. 8.4) распределяется неравномерно по длине зуба. Она изменяется в зависимости от величины деформации и жесткости зуба в различных сечениях по закону треугольника, вершина которого совпадает с вершиной делительного конуса. Контактные и изгибные напряжения одинаковы по всей длине зуба. Это позволяет вести расчет на прочность по любому из сечений. Практически удобно принять за расчетные сечения среднее сечение зуба с нагрузкой qср.

Для расчета на прочность конические колеса заменяют эквивалентными цилиндрическими, размеры которых определяются по развертке дополнительного конуса j, в среднем сечении (рис 8.5), при этом mtv = mtm.

Диаметр эквивалентного колеса

 
 

но получаем , т.к mtv = mtm, то , т. е. .

Расчет на контактную прочность

Рассмотрим расчет конического колеса с прямым зубом и S=900. Расчет сводится к расчету эквивалентного цилиндрического колеса с прямым зубом (рис. 8.6). Опытом установлено, что коническое колесо все же менее прочно, чем цилиндрическое с размерами эквивалентного. Коническое колесо может передать в среднем 0,85 нагрузки цилиндрического с размерами эквивалентного, т. е.

bv=0,85bw.

По теории Герца - Беляева .

Полная нагрузка

Приведенный радиус кривизны

где ;

Запишем отношение , откуда .

но или.

Тогда .

После подстановки в формулу Герца - Беляева имеем

.

Обозначим - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей, тогда имеем

 

В проектировочном расчете bw=ybddm1. Возводим в квадрат обе части уравнения

или .

Получаем, что

где - вспомогательный коэффициент.

Расчет на изгибную прочность зубьев конического колеса

Расчет сводится к расчету эквивалентного цилиндрического колеса.

Для цилиндрического колеса имеем выражение

Для проверочного расчёта после подстановки параметров конического колеса

получим

Для проектировочного расчета имеем

 

Потери в зацеплении и определение КПД зубчатых передач

Потери мощности в зубчатых передачах в основном складываются из:

1) потерь на трение в зацеплении;

2) потерь на разбрызгивание масла;

3) потерь в подшипниках;

4) вентиляционных потерь (в особо быстроходных передачах).

Коэффициент полезного действия зубчатой передачи

h =1- Nr / N1,

где N1 – мощность на входе; Nr – мощность, потерянная в передаче.

Nr = NЗ +NГ +NП,

где NЗ, NГ, NП – соответственно мощности, потерянные на трение в зацеплении, на разбрызгивание и перемешивание масла (гидравлические потери), на трение в подшипниках.

Введем понятия

y З = NЗ /N1 – коэффициент потерь в зацеплении,

- коэффициент гидравлических потерь,

- коэффициент потерь в подшипниках.

Тогда КПД можно записать

.

Потери в зацеплении составляют главную часть потерь передачи и определяются как ,

где f – коэффициент трения; ky =1 – для некорригированной передачи;

ky =1,15…1,4 - для зацепления с высокой коррекцией.

Гидравлические потери растут с увеличением скорости, вязкости смазки, ширины колес, глубины погружения колес в масляную ванну. Они не зависят от нагрузки и поэтому относятся к числу так называемых постоянных потерь. Раздельное измерение потерь затруднено, поэтому измеряют суммарные потери в передаче.