Бюджетно-налоговая политика

Бюджетная безопасность

Бюджетно-налоговая политика

Тема Бюджетно-налоговая политика и обеспечение платежеспособности государства

3. Бюджетно- налоговая политика: опыт зарубежных стран

В настоящее время для Украины актуальной является проблема оптимизации государственных расходов, решение которой должно повлиять на экономическое развитие. Это означает проведение ряда последовательных мероприятий с целью достижения запланированных изменений, а именно:

1) проведение тщательного пересмотра всех государственных программ, которые финансируются за счет бюджетных средств;

2) оптимизация (более скорое сокращение, чем увеличение) численности работающих в бюджетных учреждениях, в том числе силовых структурах;

3) реформирования больших, перераспределительных систем, которые существуют в бюджетном механизме страны, и т.д.

Рис. 1. Составляющие и формы реализации бюджетно-налоговой политики

 

Ключевые формы реализации государственной бюджетно-налоговой политики, которые формируются в зависимости от состояния бюджета с позиций его балансирования и макроэкономического состояния в стране за определенный срок времени представлен рис 2.

 

Рис. 2. Состояние государственного бюджета из позиций его балансирования

 

Состояние государственного бюджета с точки зрения макроэкономической ситуации в стране (состояние полной или неполной занятости) характеризуется таким образом:

Бюджет полной занятости — структурный бюджет Бюджет неполной занятости — циклический бюджет
- определяется уровнем сальдо бюджета (дефицита или профицита), который имел бы место при текущем реальном уровне государственных расходов и налоговых ставок в условиях потенциального уровня ВВП в экономике; - изменение бюджета полной занятости показывает направление, в котором бюджетно-налоговая политика будет влиять на смену совокупного спроса в экономике - отображается влияние делового экономического цикла на государственный бюджет, то есть удостоверяется, каким образом фаза экономического цикла влияет на доходы, расходы и сальдо бюджета при условиях неполной занятости  

С целью влияния на ситуацию, которая складывается, с точки зрения как выполнения бюджета, так и экономического положения страны вообще, можно выделить три существенных направления реализации бюджетно-налоговой политики:

- политику коррекции Государственного бюджета с целью достижения его баланса. Цель - достижение баланса Государственного бюджета или бюджетное уменьшение дефицита;

- стабилизационную политику. Цель - преодоление экономического кризиса или зависимости от состояния экономики в стране;

- политику финансирования дефицита бюджета. Цель - обеспечение государственных расходов за счет реальных доходов частного сектора экономики.

Политика коррекции Государственного бюджета имеет смысл всегда, поскольку в течение многих лет правительства разрешают проблему бюджетного дефицита, ища пути его сокращения или преодоления. Современная экономическая мысль предлагает много концепций бюджетного дефицита, с помощью которых определяются эффективность фискальной политики и ее влияние на экономическую систему. Важнейшими из них являются такие:

· общий дефицит бюджета, который называют также фактическим, или кассовым; образуется государственными расходами, которые превышают государственные доходы и субсидии;

· внешний дефицит равняется внешним расходам государства, за исключением государственных поступлений от внешних источников;

· внутренний дефицит — это общий дефицит минус внешний дефицит;

· операционный дефицит определяется как общий дефицит, за исключением инфляционной части процентных платежей;

· первичный дефицит является разницей между величиной общего дефицита и суммой всех процентных платежей;

· текущий бюджетный дефицит (избыток) образуется текущими государственными доходами, за исключением текущих расходов.

По форме проявления бюджетный дефицит разделяется на открытый и скрытый:

ü открытый — официально признанный в Законе о бюджете;

ü скрытый — официально непризнанный; заключается в завышении плановых объемов доходов, включении в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита.

Скрытый дефицит предопределен квазифискальной (квазибюджетной) (от лат. duasi — якобы) деятельностью центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков, что связанная с явлением квазифискальных расходов. В общем виде можно выделить два типа квазифискальных расходов государства: обязательство государства по расходам и квазисубсидии центрального банка.

Обязательство государства по расходам — это отложенные во времени бюджетные обязательства, то есть перенесенные на будущее расходы бюджета, которые не учитываются в текущей бюджетной отчетности. Такого рода обязательства возникают в результате скрытого державного субсидирования импорта или предоставления государственных гарантий с высокой достоверностью платежей по них.

Квазисубсидии центрального банка — это деятельность центрального банка, которая касается бюджетных операций правительства и финансируется за счет его собственных доходов. Она охватывает отдельные операции, связанные с государственным долгом, финансирования убытков, которые возникли в результате стабилизации валютного курса, централизованные кредиты экономике, рефинансирования льготных кредитных программ и преференций.

Следует отметить, что в Украине также существует скрытый бюджетный дефицит, который возникает через огромные суммы задолженности из выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, других социальных выплат.

По направлению дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетные дефициты. Активный дефицит формируется при направлении средств на инвестиции в экономику, которая будет способствовать росту ВВП, пассивный дефицит — на покрытие текущих расходов.

По причинам возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденным или сознательным: вынужденный является следствием низкого уровня производства ВВП и свидетельствуют о несовершенстве распределения финансовых ресурсов государства; сознательныйопределяется характером бюджетно-налоговой политики государства — стимулирующей или сдерживающей.

Теоретически можно выделить четыре основных направления преодоления дефицита бюджета: 1) увеличение доходной части бюджета; 2) сокращение расходной части бюджета; 3) осуществление внутренних и внешних ссуд; 4) проведение денежной и кредитной эмиссии.

Бюджетно-налоговая политика в случае реализации политики коррекции Государственного бюджета, когда она направлена на смену его состояния с целью достижения баланса доходов и расходов (бюджетного равновесия), должна сбалансировать бюджет. Но известно, что не всегда сбалансированный бюджет содействует развитию экономики.

Мировой практике известны три возможных пути сбалансирования государственного бюджета:

1. Сбалансирование бюджета на ежегодной основе.

2. Сбалансирование бюджета на циклической основе.

3. Сбалансирование бюджета на основе принципа функциональных финансов.

Согласно принципу функциональных финансов главным для фискальной политики является не збалансування бюджета, а стабилизирующее влияние на экономику, способность государственных мероприятий своевременно предотвращать возникновение негативных явлений, связанных с циклическими колебаниями.

 

Форму реализации бюджетно-налоговой политики — политики финансирования дефицита бюджета — необходимо рассмотреть, исходя из того, что мировая практика признает три традиционных источника финансирования бюджетного дефицита:

- за счет ссуд у населения и коммерческих банков (внутреннее заимствование);

- за счет ссуд иностранных кредиторов (внешнее заимствование);

- за счет денежно-кредитной эмиссии (кредиты правительства со стороны центрального банка).

Среди них различают инфляционные и неинфляционные источники.

Неинфляционные источники предусматривают:

· внутренние и внешние ссуды на финансовых рынках коммерческих банков, иностранных правительств и международных организаций; продажа государственных ценных бумаг коммерческим банкам, фирмам и домохозяйствам;

· трансферты — финансирование в виде безоплатной помощи.

Инфляционным источником финансирования бюджетного дефицита является монетизация дефицита, которая происходит в результате ссуд центрального банка правительства и покупки центральным банком государственных ценных бумаг.

Таким образом, проведение эффективной политики государственных заимствований в конце концов должно способствовать росту реальных доходов участников экономики и тем самым стойкой доходной части бюджета.