Приемы аналитической и синтетической работы над звуковым составом слов.

Большинство упражнений соединяют анализ и синтез, являются аналитико-синтетическими. Доминирование одного из мыслительных процессов позволяет относить упражнение к аналитическому или синтетическому типу.

A.Примеры приёмовфонетического анализа

1) Выделение гласного – отдельного слога в сильной позиции, ( А-ня. О-сы. О-кна, у-лица),

2) Выделение сонорного звука в в начале или конце слова (Море. Норы. Дом.)

3) Выделение фрикативных и взрывных согласных, которые находятся за пределами слияния (Нос. Сад.Мех. Мак.).

4) Договаривание недостающего звука в слове. Опора- рисунок и часть слова, произнесённая учителем.

5) Соотнесение звучащего слова со звуковой схемой.

B. Приёмы синтезана подготовительном этапе

1) Образование слога (слияния) из двух звуков: [м], [а] (ма); [з], [у] (зо); [ж], [а] (жа);

2) Образовать слог из трех звуков и произнести его: [д], [р], [а] (дра); [к], [р], [ы] (кры);

3) Образование слогов (слияний) согласного [н'] со всеми изученными гласными: [н'а], [н'о], [н'у], [н'э], [н'и].

4) Составление слогов, слов и предложений в опоре на схемы.

5) Подбор слогов с парными по твёрдости-мягкости ([л’ э] [лэ]; [м‘ у] [му]; [з‘ам] [зам]

1. Примерное содержание урока на подготовительном этапе обучения грамоте по учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина , Н.А.Федосовой

Задачи:развитие речевых умений составлять предложения и небольшой связный текст в опоре на рисунки; обогащение словаря; формирование а) представлений о слове и предложении; б) развитие умений моделировать - схематически обозначать предложения и слова.

I. Составление устного рассказа по рисунку (из 2-4 предложений), определение на слух количества предложений в тексте. Обозначение на доске и в тетрадях с помощью схем - горизонтальных линий количество предложений в текстах, воспринимаемых на слух.

II. II. Деление предложений (2-3 предложения), отчётливо произнесённых учителем, на слова.. Вопросы для анализа: ,сколько слов ученики слышат в этом предложении? Какое слово первое? второе?. (Предложения, в состав которых входят предлоги, для анализа не используются).

III. Соотношение предложений со схемами Ученики узнают, что предложение можно записать при помощи линий: Каждое отдельное слово обозначается полоской. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Левая граница предложения обозначена прямым углом, а правая – точкой.

Составление предложений из 2-3 слов по данным схемам с использованием иллюстраций. Составление схем предложений, придуманных учениками с опорой на картинки.

IV. Формирование представлений о номинативной функции слова. Логические упражнения с использованием предметных рисунков на одну тему ( например, «инструменты». Ученики называют предметы, подбирают слово с обобщающим значением (устанавливают видо-родовые соотношения), рассказывают о назначении.предметов. Важен вывод учителя: когда мы произносили слова, мы называли предметы. Слово называет предмет – это главная работа слова.

V. Использование загадок для произнесения слов-названий предметов и обозначения слова горизонтальной линией (полоской бумаги).

VI. Вывод. Ученики расшифровывают схемы предложения и слова, объясняют, чем отличаются схемы, говорят о том., что предложение и слово можно «записать» при помощи специальных значков . составить схемы.

VII. Домашнее задание: подобрать 2—3 слова и «записать» их полосками или линиями.