Процесс обучения грамоте

Методика обучения грамоте

 

Лекция №2.

1. Значение периода обучения грамоте в системе общего образования. Психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению.

2. Основные задачи и условия адаптации детей к школьной жизни.

3. Дидактические средства психического развития учащихся в период обучения грамоте.

Содержание лекции

1. Значение периода обучения грамоте в системе общего образования. Психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению.

В период обучения грамоте закладываются основы, предпосылки для полноценного общего образования. От того, насколько успешно ребёнок пройдёт адаптационный этап, будет зависеть его физическое и психическое здоровье, процесс социализации. Готовность ребёнка к обучению в школе определяют в первую очередь познавательные интересы и потребность общения со взрослыми на новом уровне.. Основные показатели готовности а) в эмоционально-волевой сфере – отношение к роли учащегося, уменьшение импульсивных реакций, способность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное занятие; б) общие характеристики деятельности – познавательная активность, особенно спонтанная, целенаправленность, контроль, работоспособность; в) дифференцированное восприятие, развитие мыслительных операций; г) речевое развитие – развитие фонематического слуха. В психологии не выяснен вопрос о показателях уровня произвольности, необходимого для включения в учебный процесс.

Субтесты программы психологической диагностики готовности к обучению в школе, составленные Н.В. Афанасьевой и Е.Н Дубиненковой [2]определяют:

-уровень наглядно - образного, наглядно - действенного мышления;

-развитие вербального интеллекта;

-развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, установления причинно - следственных связей;

-развитие речи, общей осведомленности ребенка;

-особенности работоспособности (как предпосылку интеллектуальной готовности);

-готовность к произвольным действиям, способность работать в соответствии с образцом;

-критичность мышления;

-познавательная активность.

Каждый субтест имеет количественный показатель, и одновременно он позволяет понять особенности эмоционального отношения, мотивации, работоспособности, уровня произвольности, психофизической утомляемости, готовности к контакту со взрослым.

2. Основные задачи и условия адаптации детей к школьной жизни.

При выборе дидактических средств обучения на основе индивидуального подхода обязательно должны учитываться характеристики познавательной и эмоционально-волевой сферы каждого ребёнка. Задача школы не погасить, а поддерживать, укреплять мотивацию, создать условия для естественного, безболезненного перехода от игровой деятельности к учебной. В случае обучения детей с низким уровнем готовности к школе, учитель на первых порах вынужден использовать методы и приёмы работы с дошкольниками для формирования у них необходимых предпосылок для развития интеллекта ребёнка, овладения общеучебными и предметными умениями. Для психической поддержки учащихся 6-7 лет целесообразно осваивать правила поведения в новой обстановке постепенно, используя игровые формы, занимательный материал, чередуя виды работы. Главное при этом – обучение общению, сотрудничеству.

3. Дидактические средства психического развития учащихся в период обучения грамоте.

Развитие памяти. Зрительно-моторная память, мелкая моторика развиваются в процессе работы с образцами - при срисовывании, восстановлении недостающих деталей в конструкциях фигур, выкладывании мозаик, воспроизведении в тетради рисунка, выполненного на доске.

Зрительная память –запоминание предметов и их последовательности после изменения порядка их размещения.

Вербально-моторная и логическая память – написание под диктовку элементов букв, начертание под диктовку геометрических фигур по клеточкам, штриховка под комментирование, комментирование действий при рисовании узоров. Произвольное внимание, анализ и синтез, оперативная память и речь – запоминание последовательности расположения предметов и рисунков, которые могут быть объединены в смысловые группы.

Логическая память Воспроизведение по памяти последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группы, последовательности действий после рассматривания сюжетной картинки. Нахождение сходства и различия в содержании рассказа и иллюстрации, рассматриваемой после восприятия текста на слух.

У ребёнка 6-7 лет для успешного обучения в школе должно быть сформировано наглядно-действенноемышление как основа для развития наглядно-образного мышления (новообразование для первоклассника. Развитию мышления способствуют упражнения с головоломками, , ребусами, отгадывание и придумывание загадок, игры «Четвёртый лишний» - исключение элемента (предмета или его изображения, буквы и др.), не имеющих признака, общего для трёх остальных предметов. Полезны и интересны упражнения в раскрашивании определённым цветом нескольких изображений одной и той же буквы среди блоков других букв.

Необходимо создавать условия для выхода как психической, так и физической энергии детей. В этом плане самой здоровьесберегающей методикой следует признать методику Н.А. Зайцева. Играя с кубиками, передвигаясь по помещению, перенося кубики, рассматривая таблицы, водя по таблицам указкой, ученики находятся в движении, их осанка не страдает, потому что они не сидят за столами большую часть занятий. Кроме того, действуя с кубиками, на которых написаны «склады», отдельные буквы и знаки препинания, дети различают кубики по цвету, по весу и на слух и тем самым улавливают их лингвистическую сущность. О способах подачи материала (адресации ко всем сенсорным каналам) можно судить по названиям учебных пособий: «Кубики Зайцева», «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию», «Читай и пой», «Пишу красиво».