Тенденции в повышении квалификации
Тенденция «от» ────────────→ «до»
· пассивного участника
· неперспективного
· центрального, фронтального обучения
· специализированного (основанного на разделении труда) образования
· ориентированного на предмет, вещи
· обильной подачи информации
· «конфликтной» педагогики
· передачи информации
· спешки, стрессовой учебы
· производственного обучения
· сокращенной, разделенной в соответствии с предметом переподготовки
· краткосрочной, оперативной переподготовки
· соучастия
· более перспективного
· децентрализированной, ориентированной на группу переподготовки
· неспециализированного, общего образования
· ориентированного на личность, коммуникации
· избирательной, базирующейся на конкретных примерах
· «мирной» педагогики
· смыслового обоснования
· общеличностных занятий для повышения уровня знаний
· расслабляющей, поэтапной
· целостной, динамической, многовариантной переподготовки
· долгосрочной, системной переподготовки
Изменения в структуре переподготовки. Процессы по переподготовке должны соответствовать всевозрастающим требованиям рынка. Главный смысл всех преобразований состоит в трансформации директивных (авторитарных) методов управления в демократические. Применяя ранее предложенный прием «от» и «до», изменение структуры переподготовки предпринимателей схематически можно представить следующим образом:
Тенденция «от» ───────────────→ «до»
· ориентированной на прошлое (адаптивной) переподготовки
· подготовки как результата обучения
· случайной, несистематизированной подачи знаний
· повышения квалификации руководящих работников
· аналитическо-информативной переподготовки
· переподготовки как потребности
· независимой от расходов переподготовки
· ориентированной на будущее (обновленной) переподготовки
· повышения уровня знаний, переквалификации
· постоянного, систематизированного обучения (решения проблем)
· повышения квалификации всех категорий работников
· переподготовки, основанной на смысле и пользе
· переподготовки как вкладывания средств и их соизмерения с доходами в последующем
· зависимой от расходов на обучение
Изменение целей при переподготовке персонала. Цель занятий по повышению квалификации должна быть направлена на целостную и межотраслевую переподготовку. Не секрет, что в недавнем прошлом, да нередко и в настоящее время, занятия по повышению квалификации сводились только к чистой передаче знаний (предметной компетентности). Такой подход к переподготовке не отвечает требованиям рыночных преобразований, поэтому она должна рассматриваться как многомерная система обучения. В основе ее лежит развитие знаний, способностей и навыков в трех сферах — мышления (что я хочу знать); ощущения (мотивации)(для чего я буду учиться); повседневной жизни и практического применения полученных знаний (что я хочу сделать).
Многомерность переподготовки показывает тенденцию перехода от знаний к навыкам и мастерству, ибо знания не усваиваются полностью. Необходимы обмен знаний, перенос их в жизненные, рабочие или новые ситуации, а также преобразование, решение проблем и внедрение их в практику. К навыкам вместе со знаниями переходит и способность действовать — коммуникативная способность, т.е. способность общения. В связи с этим главная цель переподготовки должна состоять в соединении жизненной и производственной необходимости, чтобы она стала частью ежедневного производственного процесса. Поэтому жизненные и производственные проблемы ставятся как цели переподготовки. Именно эти — ежедневно предстающие перед нами проблемы становятся в новых условиях ориентиром в дальнейшем обучении персонала.
Изменение методов переподготовки персонала. С течением времени понятие «метод» воспринималось и трактовалось по-разному. Метод обучения определялся как вспомогательное средство и как средство управления учебным процессом, как предусмотренный планом способ действий. В данном случае под методом следует понимать планомерный образ действия, форму организации учебного процесса, с помощью которых можно решить проблему и достичь поставленных в процессе переподготовки целей.
Изменение методов и технических средств обучения связано с:
· изменениями в обществе и содержанием профессиональной деятельности, которые требуют больше самостоятельности и способности принимать управленческие решения, творчества и т.п.;
· изменениями в сознании работников и в их намерениях, оценке результатов труда;
· представлениями о цели переподготовки.
Еще сравнительно недавно было распространено мнение о том, что хороший менеджер формируется в трудовом процессе постепенно, обогащаясь необходимыми опытом и интуицией, а поэтому особой надобности в обучении не было. Мысль о том, что никакая учеба не может компенсировать знания, полученные методом проб и ошибок, в рыночной экономике не безжизненна. Такое мнение («теория мало что дает») сформировалось прежде всего потому, что в процессе переподготовки использовались пассивные методы обучения. Современные технологии обучения коренным образом меняют содержание методов обучения:
Тенденция «от» ──────────→«до»
· пассивного сбора ответов
· обучения под присмотром
· централизованного, фронтального обучения
· ограниченных, готовых к употреблению «рецептов»
· непроблематичной информации
· фрагментарного изучения аспектов
· устаревшего монолога как системы обучения
· обучения по стандартам
· знания
· использования книжных текстов
· активного поиска ответа
· самостоятельного обучения
· децентрализованного, дифференцированного
· изменяющихся, открытых элементов обучения
· обучения на примерах различных ситуаций и проблем
· обширного изучения всего комплекса
· активных методов обучения, направленных на развитие
· разнообразия методов
· навыков и умений
· применения разнообразных технических средств обучения
Переподготовка персонала при помощи современных методов с использованием различных технических средств обучения формирует системное мышление, вырабатывает способность принимать самостоятельные решения, высокую степень независимости, активность, стремление к саморазвитию.
Наряду с изменением условий переподготовки с учетом изменяющихся потребностей обучающихся происходит активизация методов обучения. Им предлагают значительно больше возможностей в области коммуникации; рассматривают с ними практические, близкие к жизни проблемы; ориентируют их на конкретные проблемные ситуации и намечают пути их решения. Использование активных методов обучения при переподготовке кадров способствует развитию у людей способностей качественно и эффективно выполнять возложенные на них задачи.
Таким образом, рассматривая проблему управления персоналом, можно сказать, что:
· поведение человека в трудовом процессе не задается раз и навсегда: оно изменяется в зависимости от внешних и внутренних побуждений и препятствий;
· в основе профессионального развития персонала лежат его профессиональная ориентация и адаптация в коллективе, оценка результатов его труда, профессиональная подготовка и обучение, продвижение по службе;
· профессиональное развитие работника следует начинать с момента поступления его на работу;
· подготовка кадров заключается в их обучении трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения должностных инструкций. Цель обучения — научиться так интерпретировать явления окружающей среды, чтобы наилучшим образом ориентироваться в них, адаптироваться к ним
· повышение квалификации — это постоянный процесс обновления знаний;
· переход к рынку требует замены старых, одномерных систем переподготовки кадров межотраслевыми сие темами образования. Это значит, что в процессе профессионального развития персонала изменяются принципы, структура, цели и методики повышения квалификации;
· в переходный к рыночным отношениям период стал возможным систематизированный, динамический подбор целостных мероприятий для повышения квалификации кадров, в связи с чем традиционные подходы (элементы) к их переподготовке по принципам, структурам, постановке цели должны быть реорганизованы в соответствии с изменениями в экономике нашей страны.
Основна література: [1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 16, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28]
Додаткова література: [1, 5, 6, 8]
Візуальний супровід: схема планування потреби в персоналі; процес професійного навчання.