Завдання на практичне заняття № 1

Система і структура управління туризмом

Тематика і план практичного заняття № 2 2 години.

Тема практичного заняття №2 «Система і структура управління туризмом»

План практичного заняття:

Мета: вивчити закриті і відкриті системи управління туризмом, вплив туризму на економіку, екологію, політику, соціальну сферу,засвоїти поняття структурі управління, типі структур,сформувати уміння проектування організаційних структур
Забезпечення: конспекти лекцій, довідники, підручники, реферат.
Тривалість: для ДФН-2год.

Питання:

1. Система управління туризмом: Економіка. Екологія і туризм. Соціальна сфера як зовнішнє середовище туризму. Вплив політики на розвиток туризму. Технології, що забезпечують розвиток туризму.

2. Туристські регіони, організації і підприємства.

3. Поняття структури управління. Горизонтальний і вертикальний розподіл праці в туристській організації. Типи організаційних структур.

4. Проектування організаційних структур.

Практическое задание № 1

1. Что вы понимаете под субъектом и объектом туризма? Дайте расширенное толкование этих понятий.

2. Чем отличается открытая система туризма от любой закрытой экономической системы?

3. Обоснуйте свои выводы о том, какие функции туризма описываются в следующих примерах:

а) после того как дети выросли и уехали из родительского дома, семья фермеров переоборудовала пустые комнаты в комнаты для гостей и стала сдавать их отдыхающим (отдых в фермерской усадьбе);

б) служащая транспортного бюро сдает на трое суток комнату приезжему туристу;

в) школа серфинга в Сочи предоставляет сезонную работу для пяти инструкторов;

г) руководитель турбюро настолько занята своей профессиональной деятельностью, что у нее не остается времени для работы по дому, поэтому она два дня в неделю пользуется услугами домработницы.

4. Выездной туризм неблагоприятно сказывается на развитии народного хозяйства страны, так как заработанный доход расходуется не на потребление отечественных товаров и услуг, а вывозится за границу. В результате этого страдает отечественный спрос. Сделайте свою оценку данного высказывания. Обратите внимание на функцию сглаживания.

5. Приведите три примера того, как туризм отрицательно воздействует на окружающую среду.

6. Что должно быть сделано для того, чтобы на долгое время сохранить целостность природы и одновременно развивать туризм как экономический фактор?

7. Что вы понимаете под словом окультуривания? Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия окультуризации.

8. В каких политических сферах принимаются следующие решения:

а) городские власти планируют строительство объездной дороги, чтобы избавить узкие исторические улицы своего города от транзитного движения;

б) правительство обсуждает закон о поддержке среднего бизнеса. Предприятия средней величины получат налоговые льготы;

в) организация строит дом отдыха для малообеспеченных семей. Строительство осуществляется за счет общественных средств;

г) музыкальный фестиваль «Славянский базар» в Витебске финансируется из городского бюджета;

д) город нуждается в дополнительных средствах для проведения известного музыкального представления. Чтобы обойти конкурентов, политики решают использовать для строительства специального зала, необходимого для проведения мюзикла, общественные средства.

9. Как может государство, используя туристские мероприятия политического характера, добиваться защиты окружающей среды? Приведите несколько примеров.

10. Технический прогресс привел к тому, что передвижение людей стало быстрее, безопаснее, комфортабельнее и экономичнее. Но повышенная мобильность желательна далеко не для каждого случая. Почему?

11. Вы узнали, как туризм изменился под воздействием совершенствования техники. Подумайте об обратной связи: каким образом туризм влияет на развитие техники? Приведите примеры.

Практическое задание № 2

1. Выделите основные подходы к определению туристского региона.

2. Дайте определение туристского региона. Аргументируйте свою позицию.

3. Представьте туристский регион как конкурентную единицу. Подискутируйте с коллегами на эту тему.

4. Как вы понимаете туристское место широкого и узкого профиля?

5. Прокомментируйте рис.2.2 (система туристского региона).

6. Какому подходу вы отдаете предпочтение при определении туристской организации?

7. По каким признакам классифицируются туристские организации?

8. Попытайтесь представить иерархическую структуру различных уровней управления туризмом в известном вам регионе (России, Беларуси, области, крае и т.п.).

9. Чем отличаются туристские организации коммунального уровня от таких же организаций федерального (национального) или областного уровня?

10. Покажите специфику частных туристских организаций.

11. Попытайтесь смоделировать систему обязанностей и ответственности по управленческим функциям для туристских организаций различных типов и уровней.

12. Какой важнейший критерий положен в основу классификации на предприятия первичных и вторичных услуг? Какие сложности в связи с этим возникают?

13. Объясните, в каких случаях идет речь о предприятиях первичных, а в каких — о предприятиях вторичных услуг:

а) в пригороде большого города открылся греческий ресторан;

б) автобусное предприятие делает летом три, а зимой — два рейса в неделю в определенный туристский регион;

в) семья П. сдает комнаты в своем доме приезжим гостям.

14. Выделите особенности паушального тура.

15. Выявите различия в работе туроператоров и тур-посредников.

16. Покажите роль в бизнесе прочих туристских предприятий первичных услуг.

17. Поясните на конкретном примере процедуру разделения труда в туристской фирме по функциональному признаку.

Практическое задание № 3

1. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации.

2. Выявите отношения субординации и координации в известной вам туристской организации. Покажите, как строятся горизонтальные и вертикальные отношения.

3. Назовите и дайте характеристику наиболее часто встречающихся в туристской отрасли типов организационных структур управления.

4. Как вы представляете формальную и неформальную организации? Оказывает ли неформальная организация воздействие на развитие формальной организации? Если «да», то раскройте механизм такого воздействия.

5. Охарактеризуйте процесс проектирования организационных структур.

 

Самостійна робота студентів за темою № 2 2 години.

Основною метою самостійної роботи є забезпечення ефективності самостійної роботи студентів з літературою на основі раціональної організації її вивчення.

Мають бути поставлені і вирішені наступні завдання:

• активізація СРС

• сприяння розвитку творчого відношення до навчання

• вироблення умінь і навиків раціональної роботи з літературою

• забезпечення контролю за ходом СРС і її результатами по дисципліні

• управління пізнавальною діяльністю студентів і її стимулювання.

СРС охоплює вивчення як теоретичних питань (що не увійшли до основного лекційного курсу), так і придбання навиків вирішення практичних завдань.

Тема 2. Система і структура управління туризмом ( для ДФН – 2 год., для 3ФН – 9 год.)