Завдання на практичне заняття № 1

Тема 1. Особливості туризму як об'єкту управління

Тематика і план практичного заняття № 1 2 години.

(всього на курс для ДФН – 17 г., для ЗФН - 6 г.)

Тема практичного заняття № 1 «Особливості туризму як об'єкту управління»

План практичного заняття:

Мета: вивчити види і форми туризму,типи туристів ,значення туризму в утворенні бюджету держави, засвоїти основні концепції менеджменту, сформувати уміння їх застосування в сучасних умовах.
Забезпечення: конспекти лекцій, довідники, підручники, реферат.
Тривалість: для ДФН-2год., для 3ФН-2год.

Питання:

1. Визначення туризму. Типи туристів. Види і форми туризму. Туристська пропозиція

2. Основні етапи розвитку менеджменту. Умови і передумови виникнення менеджменту в туризмі. Перший (стародавній) період. Індустріальний період розвитку менеджменту. Період систематизації менеджменту в туризмі

3. Основні школи і концепції менеджменту.

Практическое задание № 1

На основе представлений о критериях понятия «туризм» определите, в каких (из приведенных ниже) случаях речь идет о туристах, а в каких — нет. Обоснуйте свои выводы.

1. Профессор А. из Санкт-Петербурга провел неделю в своем загородном доме-даче.

2. Житель г. N-ска, отправляясь за покупками, попутно посетил исторический музей.

3. Семья Сидорова живет в Заславле, что в 20 км от Минска. Сидоров каждую неделю ездит в Минск, где работает три дня в неделю и в эти дни проживает в гостинице «Минск».

4. Господин И. из Минска посещает своих друзей в Москве.

5. Госпожа Н., проживающая в Минске, отправляется на конференцию в Санкт-Петербург.

6. Семья К. из Москвы отправляется на Олимпийские игры в Нагано.

Практическое задание № 2

1. Объясните, чем классификация по стилям жизни отличается от классификации по активности.

2. Аргументируйте, почему имеет смысл выявлять типы туристов.

3. Подумайте, к какому типу туристов отнести себя, своих родственников и знакомых.

4. Объясните, почему нижеописанное путешествие можно отнести к спортивному, общественному туризму, а также к туризму с целью отдыха.

Члены семьи Г. проводили отпуск на лыжной базе. После завтрака под руководством тренера они занимались гимнастикой, чтобы подготовить себя к лыжным прогулкам. После этого они уходили на лыжню. Инспектор по лыжам формирует группы в зависимости от умений и проводит с ними занятия. Г-н и г-жа Г. — опытные лыжники, и под руководством инструктора совершают дальние пробежки на лыжах. Их дети определены в другую группу. После утренних тренировок дети возвращаются в гостиницу на обед, после чего под наблюдением профессиональных воспитателей ожидают своих родителей. Вечером все отдыхающие встречаются у открытого камина, готовят шашлык, проводят групповые игры. Кроме того, они показывают видеофильмы, которые снимались в течение дня. Инструкторы по лыжам обсуждают с каждым лыжником индивидуально, какие были допущены ошибки и как их можно избежать.

5. Объясните, к каким формам туризма можно отнести следующие путешествия:

а) профессор Н. летит на конференцию в Вильнюс. Вечером он возвращается домой;

б) супругов С. знакомые из соседнего города пригласили в гости;

в) семья Д. отправилась в двухнедельный отпуск на Кипр;

г) Александр и Анна, обоим по 17 лет, отправились на каникулах в путешествие по Европе.

Практическое задание № 3

Какие примеры описывают туристский регион широкой, а какие — узкой специализации? Обоснуйте свои выводы и назовите тип места.

1. Г-жа Р. работает менеджером по снабжению в кафе. Она едет во Владивосток, чтобы выбрать и закупить кофе в зернах.

2. Супруги В. едут в конце недели в Санкт-Петербург. Они присоединяются к экскурсии по городу и гавани, посещают музыкальное представление и рыбный базар.

3. Подруги Т. и А. отправляются на санкт-петербургский фестиваль «Белые ночи».

4. Группа менеджеров по туризму отправилась в Минск, чтобы принять участие в международной выставке «Тур-бизнес-98».

5. Г-н Е. — владелец туристического бюро. Он отправляется в рекламный тур на Кипр.

6. Семья В. проводит отпуск в Карпатах.

7. Перечислите подробно все элементы первичного и производного предложений, которые должны быть объединены для того, чтобы какое-то место (например, заповедник «Беловежская пуща») стало интересным для туризма.

Практическое задание № 4

1. Выявите особенности развития менеджмента в туризме в древнем периоде.

2. Почему феномен промышленной революции дал толчок развитию туризма?

3. Выделите к поясните факторы, повлиявшие на развитие туризма в XIX веке.

4. Проиллюстрируйте на конкретных примерах, как развивался менеджмент в туризме в 1918 — 1990 гг.

5. Представьте модель управления туризмом в период с 1990 г. и по настоящее время.

Практическое задание № 5

1. Какой вклад в развитие менеджмента как науки внес Ф.Тейлор? Объясните цели исследований его последователей.

2. Назовите основные школы менеджмента и суть принципов управления этих школ.

3. В чем сущность знаний управленческих нововведений А. Л. Ордина-Нащокина?

4. Назовите основные принципы управленческих преобразований Петра I.

5. В чем новизна управленческих подходов И.Т. Посошкова?

6. Какая роль в совершенствовании менеджмента отводится В.Н.Татищеву?

7. В чем суть преобразований в области менеджмента, предложенных в эпоху царствования Александра I и Александра II?

8. На конкретных исторических материалах проследите развитие советского менеджмента.

Практическое задание № 6

1. Как вы представляете себе двойную ответственность туристской организации?

2. Почему, по вашему мнению, туристская организация имеет неясные и трудноизмеримые цели в своей деятельности?

3. Какие, на ваш взгляд, рычаги должна использовать туристская организация для того, чтобы уравновесить интересы всех участников туристского предложения и туристов?

4. В чем специфика туристского продукта?

5. Какие специфические явления в туризме создают так называемые «внешние эффекты» туристского продукта?

6. Поясните следующую мысль: «Спрос на туристские услуги как особенность туризма».

7. В чем суть комплексности туристского предложения?

8. Выделите основные специфические черты, характерные для управления любым туристским предприятием.

 

 

Самостійна робота студентів за темою № 1 2 години.

(всього для ДФН – 19 год., для 3ФН -36 год.)

Основною метою самостійної роботи є забезпечення ефективності самостійної роботи студентів з літературою на основі раціональної організації її вивчення.

Мають бути поставлені і вирішені наступні завдання:

• активізація СРС

• сприяння розвитку творчого відношення до навчання

• вироблення умінь і навиків раціональної роботи з літературою

• забезпечення контролю за ходом СРС і її результатами по дисципліні

• управління пізнавальною діяльністю студентів і її стимулювання.

СРС охоплює вивчення як теоретичних питань (що не увійшли до основного лекційного курсу), так і придбання навиків вирішення практичних завдань.