Завдання на практичне заняття № 1
Тема 1. Особливості туризму як об'єкту управління
Тематика і план практичного заняття № 1 2 години.
(всього на курс для ДФН – 17 г., для ЗФН - 6 г.)
Тема практичного заняття № 1 «Особливості туризму як об'єкту управління»
План практичного заняття:
Мета: | вивчити види і форми туризму,типи туристів ,значення туризму в утворенні бюджету держави, засвоїти основні концепції менеджменту, сформувати уміння їх застосування в сучасних умовах. |
Забезпечення: | конспекти лекцій, довідники, підручники, реферат. |
Тривалість: | для ДФН-2год., для 3ФН-2год. |
Питання:
1. Визначення туризму. Типи туристів. Види і форми туризму. Туристська пропозиція
2. Основні етапи розвитку менеджменту. Умови і передумови виникнення менеджменту в туризмі. Перший (стародавній) період. Індустріальний період розвитку менеджменту. Період систематизації менеджменту в туризмі
3. Основні школи і концепції менеджменту.
Практическое задание № 1
На основе представлений о критериях понятия «туризм» определите, в каких (из приведенных ниже) случаях речь идет о туристах, а в каких — нет. Обоснуйте свои выводы.
1. Профессор А. из Санкт-Петербурга провел неделю в своем загородном доме-даче.
2. Житель г. N-ска, отправляясь за покупками, попутно посетил исторический музей.
3. Семья Сидорова живет в Заславле, что в 20 км от Минска. Сидоров каждую неделю ездит в Минск, где работает три дня в неделю и в эти дни проживает в гостинице «Минск».
4. Господин И. из Минска посещает своих друзей в Москве.
5. Госпожа Н., проживающая в Минске, отправляется на конференцию в Санкт-Петербург.
6. Семья К. из Москвы отправляется на Олимпийские игры в Нагано.
Практическое задание № 2
1. Объясните, чем классификация по стилям жизни отличается от классификации по активности.
2. Аргументируйте, почему имеет смысл выявлять типы туристов.
3. Подумайте, к какому типу туристов отнести себя, своих родственников и знакомых.
4. Объясните, почему нижеописанное путешествие можно отнести к спортивному, общественному туризму, а также к туризму с целью отдыха.
Члены семьи Г. проводили отпуск на лыжной базе. После завтрака под руководством тренера они занимались гимнастикой, чтобы подготовить себя к лыжным прогулкам. После этого они уходили на лыжню. Инспектор по лыжам формирует группы в зависимости от умений и проводит с ними занятия. Г-н и г-жа Г. — опытные лыжники, и под руководством инструктора совершают дальние пробежки на лыжах. Их дети определены в другую группу. После утренних тренировок дети возвращаются в гостиницу на обед, после чего под наблюдением профессиональных воспитателей ожидают своих родителей. Вечером все отдыхающие встречаются у открытого камина, готовят шашлык, проводят групповые игры. Кроме того, они показывают видеофильмы, которые снимались в течение дня. Инструкторы по лыжам обсуждают с каждым лыжником индивидуально, какие были допущены ошибки и как их можно избежать.
5. Объясните, к каким формам туризма можно отнести следующие путешествия:
а) профессор Н. летит на конференцию в Вильнюс. Вечером он возвращается домой;
б) супругов С. знакомые из соседнего города пригласили в гости;
в) семья Д. отправилась в двухнедельный отпуск на Кипр;
г) Александр и Анна, обоим по 17 лет, отправились на каникулах в путешествие по Европе.
Практическое задание № 3
Какие примеры описывают туристский регион широкой, а какие — узкой специализации? Обоснуйте свои выводы и назовите тип места.
1. Г-жа Р. работает менеджером по снабжению в кафе. Она едет во Владивосток, чтобы выбрать и закупить кофе в зернах.
2. Супруги В. едут в конце недели в Санкт-Петербург. Они присоединяются к экскурсии по городу и гавани, посещают музыкальное представление и рыбный базар.
3. Подруги Т. и А. отправляются на санкт-петербургский фестиваль «Белые ночи».
4. Группа менеджеров по туризму отправилась в Минск, чтобы принять участие в международной выставке «Тур-бизнес-98».
5. Г-н Е. — владелец туристического бюро. Он отправляется в рекламный тур на Кипр.
6. Семья В. проводит отпуск в Карпатах.
7. Перечислите подробно все элементы первичного и производного предложений, которые должны быть объединены для того, чтобы какое-то место (например, заповедник «Беловежская пуща») стало интересным для туризма.
Практическое задание № 4
1. Выявите особенности развития менеджмента в туризме в древнем периоде.
2. Почему феномен промышленной революции дал толчок развитию туризма?
3. Выделите к поясните факторы, повлиявшие на развитие туризма в XIX веке.
4. Проиллюстрируйте на конкретных примерах, как развивался менеджмент в туризме в 1918 — 1990 гг.
5. Представьте модель управления туризмом в период с 1990 г. и по настоящее время.
Практическое задание № 5
1. Какой вклад в развитие менеджмента как науки внес Ф.Тейлор? Объясните цели исследований его последователей.
2. Назовите основные школы менеджмента и суть принципов управления этих школ.
3. В чем сущность знаний управленческих нововведений А. Л. Ордина-Нащокина?
4. Назовите основные принципы управленческих преобразований Петра I.
5. В чем новизна управленческих подходов И.Т. Посошкова?
6. Какая роль в совершенствовании менеджмента отводится В.Н.Татищеву?
7. В чем суть преобразований в области менеджмента, предложенных в эпоху царствования Александра I и Александра II?
8. На конкретных исторических материалах проследите развитие советского менеджмента.
Практическое задание № 6
1. Как вы представляете себе двойную ответственность туристской организации?
2. Почему, по вашему мнению, туристская организация имеет неясные и трудноизмеримые цели в своей деятельности?
3. Какие, на ваш взгляд, рычаги должна использовать туристская организация для того, чтобы уравновесить интересы всех участников туристского предложения и туристов?
4. В чем специфика туристского продукта?
5. Какие специфические явления в туризме создают так называемые «внешние эффекты» туристского продукта?
6. Поясните следующую мысль: «Спрос на туристские услуги как особенность туризма».
7. В чем суть комплексности туристского предложения?
8. Выделите основные специфические черты, характерные для управления любым туристским предприятием.
Самостійна робота студентів за темою № 1 2 години.
(всього для ДФН – 19 год., для 3ФН -36 год.)
Основною метою самостійної роботи є забезпечення ефективності самостійної роботи студентів з літературою на основі раціональної організації її вивчення.
Мають бути поставлені і вирішені наступні завдання:
• активізація СРС
• сприяння розвитку творчого відношення до навчання
• вироблення умінь і навиків раціональної роботи з літературою
• забезпечення контролю за ходом СРС і її результатами по дисципліні
• управління пізнавальною діяльністю студентів і її стимулювання.
СРС охоплює вивчення як теоретичних питань (що не увійшли до основного лекційного курсу), так і придбання навиків вирішення практичних завдань.