ЭТИКА И НОРМЫ МОРАЛИ

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

 

 

Уфа 2006

 

Предназначено для студентов заочной формы обучения всех специальностей, изучающих элективный курс «Этика и нормы морали». Включает тематический план, программу курса, конспекты лекций, списки литературы к темам, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену, тематику контрольных работ.

 

 

Составитель Авдонин А.Н., доц., докт. филос. наук,

 

Рецензент Исхакова Г.И., доц., канд. филос. наук

 

 

©Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2006

 

Содержание

 

Руководство к изучаемому курсу………………………………………. .2

Список рекомендуемых учебников и учебных пособий ……………….3

Конспект лекций ………………………………………………………… 3

Тема 1. Предмет этики и его функции ……………………………….3

Тема 2. Высшие морально-нравственные ценности ………………...6

Тема 3. Любовь и дружба – высшие формы бытия межличностных

отношений ………………………………………………...….13

Тема 4. Морально-нравственная культура общения ………………..16

Концептуальные указания к разделу «История этических учений» …..20

Семинарское занятие. Морально-нравственная деятельность ………...21

Самостоятельная работа студента ……………………………………….22

Контрольные вопросы ……………………………………………………26

 

Руководство к изучаемому курсу

 

Целью изучения элективного курса «Этика и нормы морали» является усвоение знаний, необходимых для формирования нравственно-духовной культуры.

Требования к знаниям и умениям студента:

– понимать особенности этического и морально-нравственного знания;

– знать содержание высших морально-нравственных ценностей: морального идеала, добра и зла, долга, справедливости и несправедливости, совести, чести и достоинства, счастья и несчастья, смысла жизни;

– строить свое поведение, ориентируясь на высшие морально-нравственные ценности;

– иметь представление о важных для его жизни морально-нравственных отношениях: любви и дружбе;

– знать нравственно-психологические основы общения;

– уметь вызывать положительное отношение к себе во время общения.

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые для заочной формы усвоения вузовского курса «Этика и нормы морали».

Студентам полезно ознакомиться с тематическим (табл.1) и календарным (табл.2) планами, получить представление о курсе в целом; внимательно изучить раздел самостоятельной работы.

Таблица 1

Тематический план

  Тема Лекция/ч Семинар/ч
Предмет этики и его функции  
Высшие морально-нравственные ценности
Любовь и дружба – высшие формы бытия межличностных отношений  
Морально-нравственная культура общения  

 

Таблица 2

Календарный план

  Вид работы Период
Лекции зимняя сессия (февраль)
Самостоятельная работа февраль-май
Семинар май
Зачет июнь

 

Контроль за проделанной студентами учебной работой осуществляется в форме зачета. Зачет в обязательном порядке включает в себя весь объем пройденного курса.

Список рекомендуемых учебников и учебных пособий

 

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Минск, 1995.

3. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. – М. – Ростов на/Д, 2003.

4. Попов Л.А. Этика. – М., 1998.

5. Словарь по этике. – М., 1983.

6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

7. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. – М., 1998.

 

Конспект лекций

 

Тема 1.Предмет этики и его функции

 

1. Особенности предмета этики. Этика есть философское учение о морали, должных отношениях между людьми. В этом плане этическое знание отличается, например, от физического знания, относящегося к закономерным отношениям между природными объектами тем, что в первом случае речь идет о наделенных сознанием и волей существах, а во втором случае – о существующих вне и независимо от сознания вещах, их свойствах, процессах и отношениях. Физическое знание само по себе не меняет предмет, изменяется только наше знание о нем. Этическое знание меняет свой предмет: человека, более того, формирует его.

Рассмотрим особенности морали как предмета этики. Жизнедеятельность всех биологических существ генетически запрограммирована. Человек направляется к поставленной им самим цели, т.е. идеальному образу будущего результата деятельности, построенному до первого действия. Цель является и началом, и концом человеческих действий, будучи в первом случае мысленным образом, а во втором – его воплощением, или результатом. Значит, человек живет по нормам, которые он сам себе задает. Животным присущ врожденный запрет на убийство себе подобных, человек, к сожалению, преодолел этот барьер. Многочисленные индивидуальные и групповые, социальные конфликты со смертельным исходом служат подтверждением этой печальной особенности человеческого рода. С другой стороны, он воспринимает всякое свое конкретное состояние как недостаток, стремится подняться над самим собой, стать лучше. Стремление к совершенству есть отличительная черта человека. Мораль и есть отношение человека к себе в перспективе собственного стремления к совершенству.

Замкнутость человеческого поведения на идеал, совершенство указывает на существование в человеческом поведении особого слоя, который не умещается в границы закономерности причинности или полезности. Действительно, природные явления подчинены причинно-следственной связи, а многие человеческие поступки – достижению полезного эффекта. Однако есть такие поступки, которые порядочный человек не совершит ни за какие деньги. Нет такой корысти, которая оправдала бы предательство друга, измену Родине, потому что дружба и любовь к Родине ценны сами по себе. Более того, люди идут на смерть за свои убеждения, считая их важнее жизни. Мораль есть область духовно-ценностного и бескорыстного в человеке. Она не выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, самозаконодательный характер.

Поскольку точкой отсчета морали является идеально совершенное состояние человека, то она не может не находиться в отрицательном отношении к любому реальному его состоянию, которое всегда конечно, ограничено. Поэтому моральные требования всегда имеют характер запретов. Положительная их формулировка означала бы абсурд сосчитанной бесконечности.

В человеке можно выделить три составляющие: тело, душу и дух. С одной стороны, существуют житейские влечения, выражающие потребности тела; с другой стороны, существует духовное стремление к совершенному состоянию. Первые воплощаются в материально-социальных формах человеческой жизни, вторые – в духовно-социальных ее формах. Если тело есть материально-предметное начало в человеке, а дух – начало идеального совершенства, то душа представляет собой человеческое в человеке. Душа – это сфера пересечения житейских влечений и духовных стремлений, их переход друг в друга. Человек в душевной сфере имеет три состояния движения: перемещается в сторону все большего преобладания житейских влечений, пытается удержать существующее соотношение между житейскими влечениями и духовными стремлениями или, наконец, движется от низшего к высшему, достигая гармонии между житейскими влечениями и духовными стремлениями на более высоком уровне совершенства. Мораль связана с последним состоянием движения души.

Отношения между людьми всегда строятся по поводу чего-то конкретного. По поводу воспроизводства личной жизни возникают семейно-брачные формы социального бытия. По поводу сохранения и развития материально-социальной жизни – экономические отношения. По поводу сохранения и развития духовно-социальной жизни – наука, искусство, философия и религия. Зададимся вопросом: что останется в отношениях между людьми, если полностью «вычесть» из них это конкретное «что-то»? Останется только отношение собственно человеческой связи между ними, изначальная нацеленность людей друг на друга, которая существует до всяких конкретных отношений, более того, является условием их возможного существования. Иными словами, останется стремление к гармонии отношений между людьми, порождаемое необходимостью их совместного выживания и совершенствования. Это и есть предмет морали.

2. «Золотое» правило нравственности. Мораль лежит в основе всех конкретно-социальных отношений между людьми как гармонически соединяющее их начало. И тут мы сталкиваемся с основным парадоксом, противоречием морали. С одной стороны, требования морали объективны, т.е. не зависят от нашей воли и желания, необходимы, т.е. обязательны для выполнения, и всеобщи, т.е. не имеют исключений. С другой стороны, моралью обладает только тот, кто имеет свободу воли, волен поступать, как он хочет. Без личной свободы, свободы воли человек не был бы человеком. Но моральная свобода в том же смысле принадлежит всем людям и необходима, как и моральные требования, в противном случае она не была бы свободой. Единство личной свободы и объективной, общей необходимости составляет характерную особенность морали.

Каким образом возможно единство личной свободы и обязательной для всех людей необходимости? Если мораль, опирающаяся на свободу какой-либо личности, является общим законом, то он внешним образом ограничивает свободу других индивидов, делает их несвободными. Если сама личность оказывается в зоне действия такого же закона со стороны другой личности, она тоже теряет свою свободу. Решение возникшей проблемы: индивидуальная воля свободна не тогда, когда она свое содержание выдает за общее, а тогда, когда она учитывает и уважает границы свободы другой индивидуальной воли. Безусловный моральный закон, опирающийся на индивидуальную свободу, для самой личности существует реально, для других людей – идеально. Моральная личность обращается к общему закону не для того, чтобы предъявить его другим, а для того, чтобы избрать его в качестве закона собственной воли.Рассмотрим единство личной свободы и всеобщей необходимости на примере золотого правила нравственности. Оно возникает в разных культурах приблизительно в середине первого тысячелетия до нашей эры. Везде оно имеет схожую формулировку, например, в Евангелии от Матфея: «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»; в русской пословице: «Чего в другом не любишь, того сам не делай». Всеобщая и обязательная часть золотого правила в идеальной форме относится ко всем людям: как хотите, чтобы с вами поступали люди; чего в другом не любишь. Всеобщая и обязательная часть золотого правила в форме реального предписания обращена к индивиду: поступайте и вы с ними; того сам не делай. В первой части золотого правила речь идет об идеальном моральном законе, во второй части – о реальном моральном действии, поступке.

Особая структура золотого правила позволяет проверять моральность того или иного поступка. Перед конкретным моральным действием необходимо мысленно испытать его на соответствие всеобщей и общеобязательной моральной норме. Вы должны представить себе, захотели бы вы сами, чтобы в отношении вас совершили такой же поступок, или нет. Для этого надо не только поставить себя на место другого, но и его поставить на свое место – поменяться с ним местами. Допустим, вы хотите сделать тот или иной поступок в отношении другого человека, а если он сделает такой же поступок в отношении вас, согласны ли вы доброжелательно его принять? Если «да», то ваш поступок нравственен, если «нет», то ваш поступок безнравственен.

Обязывающая сила морали опосредствована свободным выбором, но, будучи выбранной, она становится жизнью. Человек не постигает мораль, он «проживает» ее. Мораль необходима человеку, так как в каждой конкретной ситуации своей жизни он снова и снова вынужден выбирать между моральным и неморальным поступком. Мораль говорит не о том, что было, есть и будет. Она говорит о том, что должно быть. Моральные утверждения нельзя проверить ни на достоверность, ни на практическую эффективность. Моральные утверждения можно проверить только волевыми усилиями, направленными на их осуществление. Поэтому мораль имеет обязывающий характер.

Итак: человеческое поведение определяется двумя началами: моральной необходимостью и житейской необходимостью. Они могут существовать только вместе, только в паре. Человеческая культура потому и является культурой, что признает законность обоих стремлений человека: стремления к духовно-нравственному совершенствованию себя и своих отношений с другими людьми и житейского стремления, обязывающего заботиться об удовлетворении телесных потребностей и собственном благополучии. Поиск гармонического единства между ними в каждом конкретном случае, в целостности всей жизни и есть суть морали как предмета этики, морально-нравственная проблема и задача каждого человека.

3. Функции морали в обществе. Мораль выполняет три основные функции: гуманизирующую, регулятивную и императивную. Гуманизирующая функция морали выражается в том, она развивает в человеке собственно человеческое отношение к себе и себе подобным. Регулятивная функция – в том, что она упорядочивает нравственные отношения между людьми. Императивная функция – в том, что мораль обладает повелительным характером по отношению к реальному поведению каждого конкретного человека. Если мораль указывает на то, каким должно быть поведение людей, то нравственность есть реальное поведение людей, поэтому этика – это философское учение о морали и нравственности. В настоящий курс «Этики и норм морали» входят темы «Высшие моральные ценности», «Дружба и любовь как нравственные ценности» и «Нравственная культура межличностного и делового общения».

 

«В конечном счете, основой всех человеческих понятий служит нравственность» (Эйнштейн).

«Живи и для других, если хочешь, чтобы другие жили для тебя» (Буаст).

«Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания» (Хьюз).

 

2.Высшие морально-нравственные ценности

 

Добро и зло

Добров предельно общей форме обозначает должное и нравственно положительное, а зло – нравственно отрицательное, предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной реальности. Содержание добра обусловлено идеалом нравственного совершенства отношений к себе и к другим: добро – то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. Что лежит в основе добра и зла?

Развитие сообщества людей, с одной стороны, идет путем наращивания их индивидуального потенциала, а с другой стороны – укрепления связей между ними. Первая тенденция приводит к возникновению неравенства, социальной иерархии; вторая связывает людей узами взаимного доверия, симпатии, одинакового достоинства. Одна функционирует как постоянное соревнование, конкуренция, борьба за первенство, побуждает быть в напряжении, постоянном усилии; другая видит в каждом человеке существо, равное себе, ориентирована на дружбу с ним, уважение к нему, помощь и поддержку.

Согласование этих противоположных тенденций и обеспечивает мораль, добрые отношения человека с другими людьми и самим собой. Следовательно, в случае их рассогласования, ухода поступков в ту или иную крайность, появляется зло. Оно оказывается результатом либо насильственного неравенства, либо – такого же насильственного приравнивания людей друг к другу.

Отсюда следуют два типа зла: 1) такое господство человека над другим человеком и окружающим его миром, которое несет им вред и разрушение; 2) такое подчинение человека другим людям и внешним обстоятельствам, которое ведет к деградации собственных физических и душевно-духовных качеств. Соответственно этому различаются два крайних «полюса», к которым в той или иной степени тяготеют люди, а именно, агрессивный тиран и покорный страдалец. Агрессивность связана с насилием, гневом и ненавистью, жестокостью. Покорность – с малодушием, трусостью, неспособностью переносить физическую боль или удержаться от соблазнов, преодолевать страх и трудности. Развитие человеческой морали и нравственности шло по линии обуздания агрессивности и преодоления покорности.

Человек обладает мышлением, чувствами, волей и верой. Каждая из этих способностей при чрезмерном развитии вызывает отрицательные морально-нравственные последствия. Преобладание мышления – эмоциональное очерствление, нравственное безразличие. Доминирование чувств – безудержное стремление к наслаждениям. Преобладание воли – склонность к насилию над другими людьми. Доминирование веры – религиозный или идеологический фанатизм. Аморализму, безнравственности противостоит только гармоническая целостность внутреннего мира личности.

 

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая другая наука приносит лишь вред» (Монтень).

«Злое влечение похоже сначала на странника, потом на гостя, наконец, на хозяина» (Талмуд).

«Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, чего устранить не может, но не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти» (М.Аврелий).

 

Долг

Долг – это общественная необходимость, выраженная в таких моральных требованиях, в которых она выступает перед нравственной личностью. Это превращение требования морали в личную задачу конкретного человека. Личность осознает обязанности перед собой и другими людьми, реализуя их в своей нравственной деятельности.

В долге выражается императивная, повелительная сторона морали. В этике существуют две концепции долга. Согласно первой из них человек совершенен, поэтому главная его задача – стараться не уклониться от пути добра. По второй концепции человек несовершенен, поэтому главная его задача – неукоснительно следовать долгу. Каждая из концепций относится к своему кругу людей, обладающих соответствующими ей морально-нравственными качествами. В обеих концепциях нравственная задача решается преодолением себя или внешних обстоятельств.

Моральное требование не только всеобще, но и абсолютно, т.е. беспристрастно, одинаково относится к различным людям в одной и той же ситуации; и надситуативно, т.е. одинаково относится к одному и тому же человеку в различных обстоятельствах.

От долга отличается склонность – способность человека совершать поступки по внутренней потребности, личному желанию, которое часто противоречит долгу. Например, одному человеку присуще влечение делать добро преимущественно себе, другому – окружающим их людям. В первом случае человек склонен нанести моральный вред ближним, во втором случае – себе. Долг же требует от человека силой воли выдерживать оптимальный баланс между своими и чужими интересами. Моральное совершенствование заключается в последовательном превращении долга в склонность. По-настоящему, долг противостоит только соблазну, влечению к нарушению моральной нормы, закона, регулирующего движение людей в душевно-духовном пространстве человечности.

 

«У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга» (Тургенев).

«Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь» (Л.Толстой).

«Помышляй не о том, что ты можешь сделать, а о том, что ты должен сделать» (Клавдиан).

 

Справедливость и несправедливость

Это ценностно-оценочные понятия, характеризующие должное и недолжное распределение добра и зла между людьми, между деянием и воздаянием. Аристотель выделил два типа справедливости: распределительную, по заслугам и уравнительную, всем одинаково. В России высоко ценится уравнительная справедливость, «око за око, зуб за зуб». Но возмездие за убийство по принципу уравнительной справедливости не восстанавливает прежнее равенство, так как за пределами этого равенства остается злая воля убийцы.

Американский философ Дж. Ролз выдвинул два принципа справедливости:

1.Каждый человек должен обладать равным правом на свою свободу, совместимую со свободой других людей. Социальное и экономическое неравенство должно быть таким, чтобы от них можно было бы ожидать преимуществ для всех.

2.Доступ к положениям и должностям должен быть открыт для всех.

Отсюда следует, что равенство не всегда предпочтительнее неравенства. Например, оно неприемлемо, если достигается ценой ограничения личных свобод и принудительно низким уровнем жизни. Неравенство в богатстве предпочтительнее, если существует такая компенсация, как прогрессивный налог, позволяющий частично перераспределить богатство в пользу самой бедной части населения страны.

Идея справедливости относится и к эквивалентному отношению между правами и обязанностями человека: обязанности его соответствуют правам, и наоборот. Но неверно утверждать, как это иногда делается, что права человека определяются его обязанностями. Тогда чем больше у человека обязанностей, тем больше у этого человека прав. Иначе говоря, права человека прямо пропорциональны занимаемой им позиции в иерархии властной «пирамиды».

 

«Справедливый человек – не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым» (Менандр).

«Несправедливость, допущенная по отношению к одному лицу, является угрозой всем» (Монтескье).

«Быть добрым совсем нетрудно: трудно быть справедливым» (Гюго).

 

Совесть

Совесть – это ценностно-оценочное понятие, характеризующее способность личности осуществлять самоконтроль, т.е. самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она есть всевидящее, всезнающее и всемогущее начало душевно-духовной жизни каждого человека, которое действует даже тогда, когда рядом с ним никого нет. Она выше чувств, выше разума, выше самой воли человека, преступившего ту или иную моральную норму. Когда говорит совесть – все молчит. Все простирается ниц перед гласом разгневанной совести.

Существуют три вида совести: действующая, догоняющая и невостребованная совесть. Действующая совесть контролирует поведение человека до поступка, догоняющая – после проступка, когда на него обрушиваются муки совести. Невостребованная совесть присуща человеку тоталитарного общества, отдавшему все функции распоряжения собственной жизнью, в том числе совесть, представителям власти.

Совесть – это внутренняя форма существования долга, с которой не совпадает другая сторона человеческого бытия: склонность. Разум может обслуживать и ту, и другую сторону. Поэтому наряду с беспощадным голосом совести во внутреннем мире человека слышен и голос разума склонности, проявляющийся в уговорах совести. Эти уговоры легко узнать по автоматически возникающим в голове под действием эгоистической склонности фразам: «…никому не повредит…» (мне не повредит); «…разумный компромисс…» (полезный для меня компромисс); «это поможет моим близким» (повредит другим людям). В скобках представлен их моральный смысл.

Итак, совесть есть ответственность перед самим собой, как носителем высших морально-духовных ценностей. Совесть – голос человечества, звучащий во внутреннем мире каждого из нас. Но развитие этого голоса зависит от морально-нравственных усилий самого человека по овладению духовной культурой всего человечества.

 

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, соотнесение наших поступков с этим законом» (Кант).

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что обладают короткой памятью» (Л.Толстой).

«Всегда будь воли своей хозяином, совести же рабом» (Эшенбах).

 

Честь и достоинство

Достоинство – понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как моральной личности. С одной стороны, на достоинстве основываются требования человека к себе, запрет на совершение поступков, находящихся ниже своего достоинства. С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к себе, признания своих прав и возможностей.

Честь – достоинство, связанное с конкретным общественным положением человека, принадлежностью его к определенной социальной группе. Если достоинство исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то честь, наоборот, оценивает людей дифференцированно, в зависимости от их положения в обществе, что находит свое проявление в репутации. Репутация – это сложившееся у окружающих людей мнение о нравственном облике того или иного человека, социальной группы. Она опирается на знание о предшествовавшем поведении, обнаруживает себя в признании заслуг и ожидании соответствующих этим заслугам поступков. Честь требует от человека или социальной группы поддерживать свою репутацию.

 

«Не то жалко, что человек родился и умер, что он лишился своих денег, дома, имущества: все это не принадлежит ему. Но жалко, если человек теряет свою истинную собственность – свое достоинство» (Эпиктет).

«Раб зависит только от своего господина, честолюбец – от всех, кто способен помочь его возвышению» (Лабрюйер).

«Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать – свою честь» (Гюго).

 

Счастье и несчастье

Счастье (несчастье) – такое состояние человека, которое соответствует наибольшей (наименьшей) внутренней удовлетворенности условиями своего существования. Иными словами, счастье (несчастье) есть ощущение полноты (дефицита) своих физических и духовных сил в их человеческом применении.

В счастье выражена желаемая сторона человеческого бытия. Каждый человек стремится к освещенному счастьем отношению с собой и другими людьми. Какие же условия ему способствуют? Счастье, например, трудно совместимо, как с нищетой, так и с богатством. Действительно, богатому человека гложет забота о том, чтобы не потерять с таким трудом нажитое состояние. Какое уж тут счастье! Поэтому счастье сопряжено не с большим богатством, а с достатком. О странном заблуждении, связывающем представление российских людей о счастье с ничегонеделанием, говорил еще Л.Толстой. Конечно, оно – результат многовековой жизни в авторитарном обществе, где всегда ущемлялось право личной свободы и собственности на результаты своего труда. Избавление от этого недостатка – важное условие прогресса российского общества. Для счастья необходимо также соответствие жизни с чертами своего характера. В наше время многие люди стремятся найти счастье за границей, получить готовым созданный другим народом высокий уровень материального и духовного благосостояния. Но вместе с собой они перевозят свои привычки в страну с привычками совершенно другого образа жизни, и конфликт между ними омрачает их повседневное существование. Счастье высокого уровня материальной и духовной жизни нужно выращивать рядом с собой.

Все люди стремятся к счастью, но никто по дороге к счастью не может избежать несчастья. Что же делать в состоянии несчастья? Л. Толстой говорит: подумай, как много худшего могло бы с тобой случиться и случается с другими людьми; вспомни прошлые, огорчавшие и мучавшие тебя, события, о которых сейчас ты судишь спокойно и равнодушно; наконец, считай событие, что огорчает и мучает тебя, только испытанием, на котором ты можешь проверить свое мужество. Человек, прошедший испытание несчастьем, готов к счастью.

Вместе с тем, счастье – пугливое создание. Оно не приходит к тем, кто подступает к жизни с чрезмерно завышенными требованиями; к тем, кто постоянно возвращается к переживанию оставшихся в прошлом проступков; к тем, кто уничижительно относится к самому себе. Оно быстро покидает тех, кто стремится к преходящим целям. Счастье приходит к тем, кто реалистически относится к жизни, кто извлекает уроки из прошлого и поглощен заботами сегодняшнего и завтрашнего дня, кто имеет в своей душе непреходящие ценности истины добра и красоты.

 

«Чистое счастье может дать только добрый поступок» (Паласио).

«Человек никогда не бывает так сильно счастлив или так сильно несчастлив, как это кажется ему самому» (Ларошфуко).

«Счастливы лишь те люди, которым удается заниматься делом, доставляющим им удовольствие» (Керн).

Проблема смысла жизни

Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубокие основания его внутреннего мира. Осознание обреченности на смерть иногда вызывает ощущение бессмысленности жизни, оно, в свою очередь, порождает безответственное, безнравственное поведение как результат морально неосмысленной и духовно не преодоленной мысли о смерти.

С другой стороны, постижение нравственного смысла жизни и смерти дает моральному сознанию человека четкий критерий для оценки всех человеческих поступков. В философии античного стоицизма был сформулирован принцип memento mori (помни о смерти), предлагающий поступать так, будто дело, которое человек делает, или слово, которое он произносит, являются последними из тех, что ему дано свершить или сказать. Конечность жизни, следовательно, побуждает людей не совершать поступков и не говорить слов, которые невозможно исправить. Содержание принципа memento mori состоит в ответственности за каждое дело, за каждое слово.

Остается, правда ключевой вопрос: во имя чего я должен нести бремя этой ответственности? В личном плане он становится проблемой смысла жизни: зачем я живу? Прямолинейное материалистическое решение этой проблемы, а именно, с той же необходимостью, с какой природа уничтожит дух, она возродит его в другом месте и в другое время, неудовлетворительно для личного сознания. Неудовлетворительно, потому что вынуждает согласиться с идеей полного уничтожения индивидуального сознания, с бессмысленностью его личного бытия. Намного лучше религиозное решение проблемы смысла жизни. Оно заключается в допущении существования положительного абсолютного духовного бытия, Бога, порождающего мир и человека. Истинно верующий человек творит добрые дела, а после смерти тела его душа возносится к Богу и получает личное бессмертие. В приобщении к Богу и состоит смысл жизни верующего человека. Религиозное решение проблемы смысла жизни неудовлетворительно из-за несовместимости со всей совокупностью научных знаний о мире.

Есть ли полноценное нерелигиозное решение проблемы смысла жизни? На наш взгляд, есть. Оно заключается в реальном существовании духовного абсолюта, образующем слитность высших духовных ценностей: истины, добра и красоты. Идеал этого духовного абсолюта не только передается от поколения к поколению, но и аккумулирует в себе лучшие духовно осмысленные результаты деятельности всех поколений, всех людей. Духовный абсолют – это создаваемая и собираемая по крупицам поколениями людей нетленная ценность истины, добра и красоты, которая порождает в каждом человеке «подъемную силу» духовного роста и обеспечивает ему индивидуальное бессмертие в меру его причастности к себе. Каждая человеческая жизнь после смерти высшими своими минутами и результатами «взлетает» и присоединяется к вечной жизни духовного абсолюта. В приобщении к ней и видим мы конечный смысл отдельной человеческой жизни.

Почему же говорят о необходимости постоянных размышлений о смысле жизни? Потому что наше представление о своих непрестанно изменяющихся и не полностью известных нам способностях – одно, а действительное их состояние и динамика развития – совсем другое. В максимальном сближении представления о наших способностях с реальным положением дел и состоит задача размышлений о смысле жизни. Ведь только истинное знание о своих дарованиях, умноженное на эффективность своих усилий, позволяет человеку осуществить предельно полную самореализацию и обрести в ней индивидуальный смысл жизни.

 

«Смотри на каждый день как на маленькую жизнь. Пусть каждая из этих маленьких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над собой или приобретенным знанием» (Рёскин).

«Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже должен (потому что к этому его неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое» (Л.Толстой).

«У каждого человека должно быть то, что он мог бы любить, во что он мог бы верить, что давало бы смысл его жизни» (Л.Андреев).

3.Любовь и дружба – высшие формы бытия межличностных отношений

Дружба

Это взаимодействие людей, основанное на общности отношений и взаимной привязанности друг к другу. Друзей стоит отличать от знакомых. Со знакомым приятно провести свободное время, с другом – всю жизнь во всех ее радостных и печальных, даже горестных перипетиях. Дружба – это глубинное взаимопроникновение душ, поведений, наконец, жизней.

Что такое друг? Друг – товарищ по совместной деятельности и общим интересам. Друг – зеркало, с помощью которого я постигаю себя. Друг – тот, кто понимает меня. Друг – человек, обеспечивающий мое самораскрытие. Друг – мое второе «Я», alter Ego. Ему я доверяю как себе.

Самые важные неписанные правила дружбы: делиться новостями о своих успехах, выказывать эмоциональную поддержку, добровольно помогать в случае нужды, составлять другу приятное общество, быть уверенным в друге и доверять ему, защищать друга в его отсутствие. Несоблюдение этих правил считается уважительной причиной прекращения дружбы. Важные правила дружбы включают в себя: возвращение долгов и оказанных услуг, терпимость к остальным друзьям и отказ от назойливости, поучений. Эти правила могут нарушаться только при самых близких дружеских отношениях. Наконец, самый внешний «слой» дружбы образуют правила: отказ от критики друга и прочих его личных отношений, сохранение доверенных тебе другом тайн, уважение внутреннего мира и автономии друга. С соблюдением этих правил дружба может начаться, а с нарушением их пойти к концу.

Женская и мужская дружба имеет свои особенности. Если в мужской дружбе на первом месте стоит содержание совместной деятельности, то в женской – индивидуальная симпатия. Если мужская дружба обладает «вертикальной», иерархической структурой и ориентацией на собственный успех, то женскую дружбу характеризует «горизонтальная» структура, различие в степени близости и стремление сохранить гармонию межличностных отношений.

 

«Если хочешь, чтобы сердце другого человека принадлежало тебе, нужно отдать ему свое» (Голдсмит).

«Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки» (Лабрюйер).

«Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков, – сказал Лис. – И ты мне не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц.

Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете» (Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

 

Любовь

Это чувство, основанное на глубинной заинтересованности и склонности к предмету любви. Любовь может быть к объекту познания, предмету практической деятельности, живому существу, человеку, представителю другого пола. Остановимся подробнее на последнем виде любви. Любовь между мужчиной и женщиной есть такое отношение между людьми, когда один человек испытывает потребность к объединению и сближению с другим, отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления, добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им. В основе любви лежит прорыв к другому, как к своей сущности, воплощенной в другом, прорыв к лучшему в себе. Если друг – тот, кто положительно оценивается, если друга выбирают, то любимого не выбирают. Он дается человеку, как факт жизни, как сам мир.

Особенности любви. Любимый человек становится высшей ценностью, лишенной недостатков. Грязная скотница превращается под взглядом влюбленного Дон Кихота в прекрасную принцессу. Один человек становится дороже всех остальных. Резко меняется оптика мира. Серый плащ повседневности как бы спадает с вещей и людей, вдруг открывая их сокровенную прелесть, которая недоступна взгляду, не одухотворенному любовью. Само собой в любящей душе возникает стремление стать лучше, совершеннее; желание стать достойным возведенного на пьедестал любимого человека. В любви возникает поразительное ощущение слитности с любимым человеком. Сращенность любящих друг друга людей достигает такой степени, что происходит перенос чувств на расстояние, появляется экстрасенсорный эффект.

О происхождении любви существуют два древнегреческих мифа. В мифе об андрогинах рассказывается о том, что всемогущий Зевс создал первых людей, совмещавших в себе мужские и женские признаки. Но люди сравнительно быстро стали оспаривать у него власть над миром. Тогда разгневанный Зевс разрубил их на две половины: мужскую и женскую. И разбросал, перемешал половины по поверхности Земли. С тех пор одна половина ищет другую половину, чтобы с помощью любви соединиться друг с другом. В этом мифе выражена необходимо-единственная, закономерная сторона чувства любви. Миф о Купидоне посвящен случайной стороне любви. Действительно, Купидон – пухлый розовощекий малыш с луком и стрелами наугад посылает свою стрелу любви и тем самым поселяет любовь в сердце человека, в которого угодила стрела.

Скорее всего, возникновение любви находится между необходимостью и случайностью. Закономерность состоит в том, что у каждого человека есть свой тип, идеал нравящихся ему других людей. Но размытость границ, неразвитость, да и неосознанность типа-идеала порождает возможность ошибок. Кроме того, влюбляются чаще всего в человека, которого чувства сочли близким к типу-идеалу. Более того, влюбляются в первого встречного из этой группы лиц. Как только в человеке появляется любовь, душа попадает в капкан страсти и реализуется парадокс случайной необходимости.

В литературе, посвященной изучению любви, выделяется шесть ее видов. Эрос – страстная исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию. Людус – любовь-игра, неглубокая, допускающая измену. Сторге – спокойная теплая и надежная любовь-дружба. Прагма – совмещающая людус и сторге, рассудочная, поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету. Мания – неразумная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения. Агапе – бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Не следует путать любовь с влюбленностью. Любовь стремится к равновесию двух душ. Основа любви заключается в отношении к любимому, как к себе самому, когда все в нем также тебе дорого, как ты себе сам. Иначе говоря, любовь – двуцентрична. Влюбленность же «Я» – центрична, эгоистична. Именно поэтому она мельче проникает в душевные глубины человека, совсем не затрагивает его духовную сферу. Поэтому она почти не меняет человека и быстро гаснет.

 

«Любить – это находить в счастье другого человека свое собственное счастье» (Лейбниц).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я всего лишь медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так могу что и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет в том мне никакой пользы.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умокнут, и знание упразднится» (Новый Завет).

«Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одну сторону» (Сент-Экзюпери).

«Любовь указывает человеку, каким он должен быть» (Чехов).

4. Морально-нравственная культура общения

1. Главные принципы общения. Общение – это универсальная форма социальной связи между людьми, между их мыслями, чувствами и желаниями. Без общения невозможна ни коллективная деятельность, ни общественная жизнь, ни даже индивидуальное развитие личности. Прежде всего, принципом общения является искреннее признание значительности собеседника. Многие из нас будут считать, что совершат преступление, если допустят, чтобы их семьи или служащие оставались без пищи в течение шести дней. Но они вполне допустят, чтобы и те, и другие оставались в течение шести дней, шести недель, а иногда и шестидесяти лет без искреннего признания их достоинств, которого эти люди жаждут так же, как пищи. Когда мы не думаем над захватывающей все наше внимание проблемой, то обычно 95 процентов времени уделяем размышлениям-мечтаниям о себе любимом. Если мы хотя бы часть этого времени затратим на размышления о наших собеседниках, на выявление и искреннее признание их достоинств, то достигнем огромных успехов в общении. Да и нам полезно, потому что каждый человек в чем-то превосходит нас, и в этом нам стоит у него поучиться.

Другой принцип заключается в отказе от прямого осуждения собеседника. Критика есть умаление значительности собеседника и вызывает у него обиду, стремление обороняться и оправдывать себя, а не исправлять свое поведение. Если нас одолевает зуд усовершенствовать кого-то другого критикой его несовершенств, то не лучше ли начать с самого себя? Во-первых, намного полезнее; во-вторых, намного безопаснее. Любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство – и множество глупцов так и делает. Но для того, чтобы проявить понимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и большое самообладание. Поэтому постараемся понять, почему люди поступают так, а не иначе. Это намного полезнее, чем заниматься критикой. Это развивает в нас сочувствие к окружающим, терпимость и доброжелательность. Даже сам Бог не судит человека до конца его дней. Почему это должны делать мы?

Наконец, третий принцип общения гласит: единственный способ повлиять на другого человека – говорить с ним о том, чего он хочет, и научить его, как ему получить желаемое. Есть только один способ побудить человека что-то сделать – сделать так, чтобы он сам захотел это сделать. Сущность общения заключается в том, чтобы навести «мост» между желаниями обоих собеседников. Поэтому разговор должен начинаться не от нас и наших интересов, а от собеседника и его интересов. Искренне интересуясь другими людьми, мы можем в течение двух месяцев приобрести больше друзей, чем приобрели бы их, пытаясь заинтересовать других людей своей особой. Этому препятствует наша природная склонность интересоваться собой больше, чем другими людьми, которая подлежит частичному преодолению нашей разумной волей. Так давайте приложим все силы к тому, чтобы что-то сделать для других, – что-то, что требует времени, энергии, бескорыстия и заботы. Интересуйтесь другими, и Вас будут радушно принимать повсюду.

2. Способы формирования доброжелательной основы конкретного общения. Исследователями общения замечено, что основа отношения собеседника к нам закладывается в первые и последние 15 секунд разговора. Для расположения к себе собеседника в начале и в конце беседы нужно дать ему, как минимум, три «психологических плюса». Под «психологическим плюсом» мы понимаем отдельный акт признания значительности собеседника.

Первый «плюс» – улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами разговаривать, мы сами должны хотеть общаться с ними, и они должны это видеть до начала разговора. Одновременно улыбка дает сигнал: «Я ваш друг». Друг же удовлетворяет нашу потребность в безопасности. Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции. А тот, кто вызывает положительные эмоции, вольно или невольно завоевывает наше доверие, вызывает к себе чувство симпатии. Улыбка не только приглашает к общению, но и вызывает улыбку на лице собеседника. Хорошее настроение порождает улыбку. Связь эта взаимная, поэтому если улыбаться при не очень хорошем настроении, оно непременно улучшится. Мы непроизвольно улыбаемся положительному качеству в собеседнике. А если мы не знаем ни одного положительного качества потенциального собеседника? Значит, нужно найти его в себе. Остановиться на секунду и подумать о тех многих вещах, за которые мы должны быть благодарны судьбе, что у нас все в порядке со зрением, слухом, речью, ногами, руками, наконец, головой. И тогда на нашем лице появится широкая, неподдельная улыбка, обозначающая радость от предстоящего общения. Итак, если вы хотите нравиться людям, улыбайтесь.

Второй «плюс» – имя собеседника. Эффективность этого приема зиждется на том, что каждый человек желает оставить свой след на Земле. Один пишет картины, другой – романы, а если не умеет ни того, ни другого, пишет: «Здесь был Вася». В основе всех этих поступков – стремление оставить в памяти людей свое имя. Ради этого мы готовы на многое. Кроме того, когда к человеку обращаются по имени, то вольно или невольно показывают внимание к его личности. Внимание же к личности означает утверждение этой личности. Каждый человек имеет потребность в подтверждении себя как личности, и когда он его получает, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения. Чувство же удовлетворения вызывает положительные эмоции, которые не обязательно осознаются человеком. Человек всегда стремится к тому, что вызывает положительные эмоции. Если кто-то вызывает у нас положительные эмоции, то вольно или невольно порождает наше к нему расположение. Использование имени собеседника полезно во время конфликтов для их смягчения. В спорах нашим оппонентам важно не столько настоять на своем мнении, сколько увидеть, что мы к ним прислушиваемся, услышав при этом свое имя. Руководитель должен знать имена своих подчиненных. Чем больше служебное расстояние между ними, тем больше положительный эффект. Безмерное обожание солдатами старой гвардии Наполеона связано, в частности, с тем, что он знал их всех по именам. С другой стороны, когда мы направляемся к незнакомому руководителю, нам следует предварительно узнать, как его зовут.

Третий «плюс» – комплимент. Комплимент представляет собой слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств, действительно присущих данному человеку. Если человек слышит правильно сделанный комплимент, то возникает эффект внушения, а следовательно, удовлетворение потребности «выглядеть» чуть лучше, чем он есть на самом деле. Удовлетворение же потребности вызывает положительные эмоции, а положительные эмоции формируют его расположенность к нам со всеми вытекающими из этого последствиями в повседневных и деловых контактах. Самое трудное в общении: достойно и немедленно ответить на комплимент. Общая схема: «Это благодаря Вам!». Все искусство состоит в умении изящно варьировать данную схему. Причем важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он заметил что-то хорошее в нас. Мужчинам стоит иметь в виду изречение: «Петь дифирамбы (комплименты) женщине до свадьбы – это вопрос склонности. Но петь ей дифирамбы после свадьбы – это уже вопрос необходимости, более того – личной безопасности». Женщинам пригодится другое изречение: «Говорите с мужчиной о нем самом, и он будет слушать Вас часами».

Существуют различные виды комплиментов. Косвенный комплимент, когда мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого. Например, охотнику – ружье, родителю – ребенка, руководительнице – интерьер ее кабинета. Комплимент «плюс-минус» применяется для завоевания доверия к себе людей, испытывающих к нам чувство сильной неприязни. В этом случае комплимент собеседнику делается на фоне антикомплимента себе и удовлетворяет сразу две потребности: потребность в подтверждении своей положительной характеристики и потребность в подтверждении отрицательной характеристики нас. Как мы уже знаем, удовлетворение двух потребностей вызывает двойной положительный эффект. Общая формула комплимента «плюс-минус»: «Я все время удивляюсь, как Вам (…) удается делать. Я пробовал сделать то же самое, и ничего не вышло. Можно только позавидовать Вашему умению». Наконец, сравнение с чем-то дорогим для того, кто делает комплимент. Этот комплимент самый тонкий и приятный для собеседника. Но он предполагает наличия между собеседниками близких и доверительных отношений. Кроме того, партнер по общению должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.

Четвертый «плюс»: «волшебные слова», которые непосредственно внушают собеседнику чувство его значительности. Любой человек хочет, чтобы другие ценили его труд, признавали его занятость, полезность и незаменимость. Поэтому нам никогда не повредит, обращаясь к нему, извиниться за «причиненное беспокойство», хотя выполнение нашей просьбы и входит в круг его обязанностей. К «волшебным словам» относятся: «Простите за беспокойство…»; «Будьте любезны…»; «Если не возражаете…»; «Пожалуйста…»; «Благодарю Вас…». Существует ли универсальная формула успеха? Да, существует. Вот она: «Я хочу с Вами посоветоваться». Действенность формулы опирается на то, что человек, дающий совет, желает он этого или не желает, повышает свою значительность и понижает значительность собеседника. Поэтому советы воспринимаются столь болезненно. Когда же мы добровольно согласны принять совет, то наше согласие производит двойной эффект.

Пятый психологический «плюс»: будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о себе. Удовлетворение потребности в речевом выражении своей личности само по себе вызывает положительную реакцию собеседника. Но особенно это необходимо в разговоре с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального раздражения. Дело в том, что чувства и разум человека связаны друг с другом обратно пропорциональной зависимостью. Чем выше уровень эмоций, тем ниже уровень разумного осознания сложившейся ситуации, и наоборот. Значит, нужно сначала понизить чрезмерно высокий уровень эмоциональности раздраженного человека. Кроме того, разгневанному человеку, прежде всего, необходимо обрести утерянное чувство собственной значительности. Удовлетворите эту потребность, и человек автоматически перейдет в спокойное, уравновешенное состояние. И то, и другое достигается тем, что мы выслушиваем его до конца и встаем на его точку зрения. Отсутствие противоположного мнения приводит к исчезновению раздражения, и человек становится способным к разумному восприятию другого мнения. Поэтому будьте максимально заинтересованным в теме разговора; задавайте вопросы, на которые Вашему собеседнику приятно отвечать; поощряйте его к тому, чтобы он рассказывал о себе и своих достижениях.

Шестой «плюс»: беседа с человеком о том, что он ценит превыше всего. В общении желательно учитывать разнообразие интересов различных людей. Для достижения положительного эффекта стоит пожертвовать своим интересом ради торжества интереса нашего собеседника. Итак, если вы хотите понравиться людям, говорите о том, что более всего интересует Вашего собеседника. Только имейте в виду: чрезмерное увлечение чужим интересом может привести Вас к конфликту внутри Вашей личности и на прием к психотерапевту.

И наконец, в общении существует закон равенства психологических «плюсов»: количество посланных «плюсов» должно быть эквивалентно количеству полученных «плюсов». Например, встречаются два человека. На одного из них обрушивается шквал «плюсов»: «Здравствуйте! Как я рад Вас видеть! Поздравляю, я слышал, Вы добились больших успехов!» И получает в ответ: «Здрасьте! Я тороплюсь!» Конечно, итогом такого разговора будет обида. Совсем другая ситуация в вопросе – ответе: «Здравствуйте, как дела?» – «Спасибо, хорошо».

Итак, важнейшим условием плодотворного общения является создание и поддержание на протяжении всего речевого контакта доброжелательных личных отношений между его участниками.

 

«Живи и для других, если хочешь, чтобы другие жили для тебя» (Буаст).

«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся яблоками, то у каждого из нас останется по одному яблоку. Но если у Вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи». (Шоу).

«При согласии вырастают и малые дела, при раздоре гибнут и величайшие дела» (Саллюстий).

 

Концептуальные указания к разделу «История этических учений»

 

Все исторически существовавшие этические учения можно разделить по четырем основаниям: 1) счастье – моральный долг; 2) индивидуалистическая – авторитарная этика; 3) рационалистическая – эмоционально-волевая, иррационалистическая этика; 4) религиозная – нерелигиозная этика. Различаются они по морально-нравственным ценностям, понятиям и аспектам морали и нравственности, которые ставятся во главу той или иной системы морально-нравственных взглядов.

По первому основанию выделяются ригористические и эвдемонистическиеконцепции морали и нравственности. Ригористические концепции (стоицизм, Кант, экзистенциализм) утверждают автономию морали, ее независимость от человеческого стремления удовлетворять свои потребности и реализовывать практические интересы. Ригористические учения утверждают, что человек может и должен выполнять моральные требования вне зависимости от конкретных обстоятельств, ибо эти требования самоценны, и для счастья человеку не надо ничего другого, как только выполнения своего морального долга. В моральном плане разновидностью ригоризма является аскетизм (джайнизм, буддизм, киническая школа, религиозный аскетизм), предписывающий людям самоотречение, волевое подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного совершенствования. В противоположность этому эвдемонистические концепции (Эпикур, Фейербах) полагают, что стремиться к счастью вполне морально и похвально, это долг человека перед собой, да и обществу от этого не хуже, а лучше. Сюда можно причислить и гедонизм (киренская школа), видящий счастье в наслаждении, и утилитаризм (Бентам), полагающий, что счастье – наилучшее приспособление к обстоятельствам, и всех тех философов, которые ищут счастье в разных формах самореализации человека: в творчестве, в общении, в свободном действии и т.д.

Другое основание для выделения типов этических учений – признание в качестве высшей этической инстанции либо индивидуального сознания, либо внешнего авторитета. В индивидуалистических этических концепциях (гедонизм, утилитаризм, экзистенциалистская, гуманистическая этика) сам человек берет на себя ответственность за все свои мысли, чувства и действия. Индивидуалистическая этика высоко ценит личность, утверждает законность ее стремления избавиться от любого вида безапелляционного диктата, в том числе диктата морального. Авторитарная этика (религиозная, марксистская этика), в отличие от индивидуалистической, признает авторитет власти – социальной или духовной. В соответствии с ней человек обязан неукоснительно подчиняться нормам, правилам и моральным законам, существующим в сообществе. Он не имеет морального права на противостояние, на свою «особость», на пререкания с существующими нравственными установлениями. Если же он пытается решать морально-нравственные проблемы, исходя из своих личных интересов, то он должен быть морально, а возможно, не только морально, осужден.

По третьему основанию различаются этические учения, опирающиеся на разум или на эмоционально-волевую, иррационалистическую сферу человека. Рационалистическая этика (Сократ, Спиноза) полагает, что этика, по сути, разумна и разум способен господствовать над человеческими страстями, направлять их в верное русло. Другой точки зрения придерживаются сторонники эмоционально-чувственного начала нравственности (христианская этика). Они говорят, что человеком руководит не сухой и ограниченный разум, а страдающее и сострадающее сердце. Приверженцы господства волевого начала нравственности проповедуют либо аскетическо-пессимистический отказ от желаний (Шопенгауэр), либо, в индивидуалистическом варианте, авторитарно-аморальный идеал «сверхчеловека», стоящего по ту сторону добра и зла» (Ницше).

Четвертый критерий разделения видов этических учений – представление о религиозном либо нерелигиозном основании морали. Все религиозные этические концепции считают, что мораль имеет божественный источник и основные ее нормы существуют в высшем измерении как абсолютные и непререкаемые. Это значит, что мораль со временем не меняется и отклоняться от священных моральных формул нельзя. Изменчивость обстоятельств и конкретно-исторические перемены не могут быть оправданием для отступления от божественных указаний. Они абсолютны. Нерелигиозная этика говорит, что мораль возникает в историческом развитии человечества как необходимый вид регуляции взаимоотношений между людьми. А поскольку общество и культура непрерывно развиваются, изменяются, постольку меняется и мораль. Она релятивна, изменчива, поэтому нет ничего страшного в нарушении прежних моральных норм и принципов – вероятно, они просто себя изжили и на их месте возникают новые правила нравственности. Но глобальные угрозы существованию человечества все более жестко указывают на абсолютные для общества границы изменчивости моральных норм, за пределами которых уничтожается не только человечество вместе с морально-нравственными отношениями между людьми как предмет этики, но исчезает и сама этика.