Подготовка по карте данных для движения по азимутам

Подготовка по карте данных для движения по азимутамсостоит в изучении и уточнении маршрута, выборе ориентиров вдоль него, особенно в местах поворотов, в определении магнитных азимутов и расстояний по каждому участку пути — от одного поворота (ориентира) до другого — и, наконец, в оформлении этих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.

Выбор ориентиров и уточнение маршрута производятся в процессе его изучения и оценки по карте.

При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода. Начертание (определение) маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения. Главное - это выбрать маршрут, позволяющий быстро и скрытно выйти к назначенному пункту (объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1 - 2 км, а при движении на машине и выдерживании направлений движения по гирополукомпасу - 6 - 10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рисунке.

Значения магнитных азимутов и расстояний тщательно проверяют, так как грубая ошибка измерения хотя бы одного азимута или расстояния приводит к отклонению от намеченного маршрута и в конечном счете к потере ориентировки.

Исходные данные для движения по азимутам (магнитные азимуты и расстояния) определяют по карте, а время движения — по нормативу и

оформляют в виде схемы (рис. 46).

Рис. 46. Схема исходных данных для движения по азимутам

 

Схему составляют в такой последовательности:

На чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на поворотах и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте. Все ориентиры изображают на схеме такими же условными знаками, как и на карте.

Затем ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями.

Против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе - магнитный азимут, в знаменателе - расстояние в метрах и время движения в минутах. Если движение по азимутам будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках.

После этого наносят на схему стрелку север - юг и дополнительно показывают в стороне от маршрута, а также по маршруту ориентиры, которые могут быть использованы при движении как промежуточные или вспомогательные.

Эти же данные могут быть оформлены в виде таблицы:

 

 

 

 

 

Ориентир (полюс) Азимут (в градусах) Расстояние Время (мин.)
метры пары шагов
№ 1 (сарай)
№ 2 (террикон)
№ 3 (развилка дорог)
№ 4 (башня)

Примечание: 1 пара шагов = 1,5 м = 1 сек.

 

Опытным путем установлено, что расстояния между ориентирами на поворотных пунктах маршрута не должны превышать 1 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине и выдерживании направлений по гирополукомпасу — 6—10 км. Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще.

Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам.

Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами на поворотных пунктах измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или возможно точнее — линейкой с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводят поправку за рельеф.

Определение магнитных азимутов направлений движений по маршруту между поворотными пунктами наиболее сложный и ответственный этап работы, так как далее небольшая ошибка в азимуте приводит к отклонению от поворотного пункта на местности.

Выбранные ориентиры поднимают на карте (обводя их кружками) и соединяют, обозначая маршрут движения, прямыми линиями. При этом полезно те из этих линий, которые не пересекают ни одной вертикальной линии координатной сетки, сразу же продолжить до пересечения с ближайшей из них, с тем, чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы. После этого для каждого участка маршрута измеряют по карте дирекционный угол направления движения и, вводя поправку на отклонение магнитной стрелки, переводят его в магнитный азимут, который и записывают на карте против соответствующего участка маршрута.

Таким образом, движение по азимутам является одним из способов передвижения по незнакомой местности. Для его успешного осуществления необходимо тщательно изучить местность по топографической карте, выбрать правильный маршрут движения, подготовить и определенным образом оформить исходные данные для движения, которыми в последующем следует строго руководствоваться.

Контрольные вопросы и задания (правильные ответы см. в приложении 1)

 

1. Что называется ориентированием и для чего оно необходимо?

2. Что такое ориентиры, и каковы их основные виды?

3. Что такое азимут, и каковы его разновидности?

4. Что такое магнитное склонение?

5. Порядок перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно.

6. На карте «СНОВ» мы находимся в сарае в кв. 6811-А. Определить магнитный азимут (Ам) направления на пасеку в кв. 6712-А.

7. На карте «СНОВ» мы находимся на кирпичном заводе в кв. 6613. Определить цель, находящуюся под магнитным азимутом Ам = 295°18' на дальности 1550 м.