ЛЕКЦИЯ 1

Вопрос № 2.Организация работы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

В каждом субъекте Российской Федерации имеется орган соци­альной защиты населения и именуется он по-разному — министер­ство, департамент, комитет, управление. В любом случае правомо­чия региональных органов социальной защиты населения вытекают из тех задач, которые стоят перед Минздравсоцразвития России.

Рассмотрим основные задачи, функции и организационную структуруДепартамента социальной защиты населения города Москвы (далее — Департамент). Этот орган функционирует на ос­нове Положения о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, утвержденного постановлением правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. (с последующими изменениями).

Департаментявляется отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным правительству Моск­вы, обеспечивающим реализацию политики Российской Федера­ции и города Москвы в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспо­собных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конститу­цией Российской Федерации, международными договорами Рос­сийской Федерации, федеральными законами, иными норматив­ными правовыми актами, Уставом города Москвы, законами го­рода Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также Положением о Департаменте.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя­тельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах каз­начейства.

Финансирование расходов на содержание Департамента осу­ществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на государственное управление. Имущество, необходи­мое для осуществления деятельности, передается Департаменту в оперативное управление.

Свою деятельность Департамент осуществляет во взаимодей­ствии с федеральными органами исполнительной власти, Мос­ковской городской Думой, органами исполнительной власти го­рода Москвы, отделением ПФР по городу Москве, другими вне­бюджетными фондами, органами местного самоуправления, орга­низациями и общественными объединениями.

Департамент возглавляет государственную систему социальной защиты населения Москвы, которая включает в себя:

- окружные и районные управления социальной защиты насе­ления;

- учреждения нестационарного и стационарного социального обслуживания;

- учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ);

- учреждения Государственной службы реабилитации инвалидов;

- учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства;

Опытно-экспериментальный центр по обработке информа­ции по начислению и выплате пенсий и пособий;

- центры помощи семье и детям;

- социальные приюты для детей и подростков;

- другие государственные учреждения, осуществляющие дея­тельность в области социальной защиты населения.

Подобная структура учреждений свойственна многим органам социальной защиты населения на региональном уровне (в субъектах Российской Федерации).

 

Основными задачами Департамента являются:

-реализация государственной политики в области социаль­ной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовер­шеннолетними детьми, а также нуждающихся в социальной под­держке иных нетрудоспособных групп населения, проживающих на территории города Москвы;

- осуществление межотраслевой координации в области со­циальной защиты населения и мониторинга социально-экономи­ческого положения отдельных групп населения, анализ на его основе состояния социальной поддержки граждан старшего по­коления, инвалидов, профилактики детской беспризорности и безнадзорности, положения семьи и прогнозирование путей раз­вития социальной защиты;

- формирование оптимальной сети органов и учреждений социальной защиты, повышение эффективности их работы, раз­витие новых форм и видов социального обслуживания граж­дан, в том числе за счет привлечения негосударственных орга­низаций;

- организация работы по внедрению современных информа­ционных технологий и автоматизированных систем в Департаменте и подведомственных учреждениях, модернизация действующих систем, эксплуатация и сопровождение общегородского интегри­рованного банка данных обслуживаемых лиц и банка данных ин­валидов;

- обеспечение в пределах своей компетенции контроля за пра­вильным и единообразным применением законодательства, тре­бований государственных стандартов, иных норм в области орга­низации социальной защиты населения.

В соответствии с возложенными на него задачамиДепартамент осуществляет многие функции, такие как:

1) разработка мероприятий по реализации государственной по­литики в области социальной защиты населения, в том числе це­левые и комплексные городские программы, а также проекты за­конов и иных правовых актов города Москвы, регулирующих от­ношения в области социальной защиты населения, внесение их на рассмотрение соответствующих органов исполнительной влас­ти города Москвы и должностных лиц, проведение заключения по проектам правовых актов, подготовленных другими органами исполнительной власти города;

2) осуществление организационно-методического руководства работой окружных и районных управлений социальной защиты на­селения, других подведомственных учреждений по выполнению ими во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти возложенных задач по социальной защите населения;

3) организация работы по назначению и выплате пособий семьям с детьми, ежемесячных и единовременных компенсаций малообеспеченным жителям Москвы, других социальных выплат;

4) взаимодействие с учреждениями почтовой связи, кредит­ными и другими организациями по вопросам осуществления со­циальных выплат;

5) организация работы по материально-бытовому устройству инвалидов и престарелых, установлению статуса льготных катего­рий граждан и выдаче документов о праве на льготы. При этом Департамент осуществляет в пределах своей компетенции конт­роль за реализацией соответствующими ведомствами льгот, уста­новленных действующим законодательством для отдельных кате­горий граждан;

6) участие в работе по внедрению Социальной карты москви­ча (далее — СКМ); в этих целях — организация приема анкет- заявок в районных управлениях социальной защиты населения и выдачи СКМ; обеспечение взаимодействия с другими участника­ми проекта «Социальная карта москвича»;

7) заключение договоров с транспортными организациями, осуществляющими междугородные перевозки льготных категорий граждан, а также с операторами связи и возмещение им понесен­ных расходов в порядке, установленном действующим законода­тельством;

8) организация работы по социальному обслуживанию инва­лидов и престарелых, разработка мер, направленных на повыше­ние эффективности, развитие форм и видов социального обслу­живания, обеспечение адресной социальной поддержки мало­имущих.

Департамент организовывает свою деятельность на:

- социально-бытовое, медицинское и культурное обслужива­ние лиц, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты;

- работу по медико-социальной экспертизе граждан, а также формирует и развивает сеть учреждений Государственной службы МСЭ, контролирует их деятельность, обоснованность принимае­мых решений, организует совместно с органами здравоохранения изучение уровня и причин инвалидности, разрабатывает предло­жения по профилактике инвалидности;

- предоставление санаторно-курортного лечения инвалидам, ветеранам войны и труда, другим льготным категориям граждан в порядке, установленном законодательством; отдых и оздоровле­ние детей из малообеспеченных семей.

 

Совместно с территориальными и отраслевыми органами ис­полнительной власти, органами местного самоуправления Депар­тамент проводит работу по профилактике бродяжничества и по­прошайничества, ведет учет лиц без определенного места житель­ства, обеспечивает условия для их социально-трудовой адаптации через специализированные учреждения для этой категории граж­дан, предоставляет им социальную и иную помощь.

Помимо этого,Департамент осуществляет оказание социаль­ной помощи гражданам, пострадавшим в результате террористи­ческих актов, стихийных бедствий, техногенных катастроф; коор­динирует деятельность Государственной службы реабилитации ин­валидов Москвы, развивает сеть подведомственных учреждений этой службы, организует работу по профессиональной, социаль­ной реабилитации инвалидов, обеспечивает их техническими сред­ствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.

Департамент координирует также деятельность территориаль­ных органов исполнительной власти города Москвы, органов мест­ного самоуправления, организаций независимо от форм собствен­ности по приспособлению городской среды для беспрепятствен­ного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. Он обеспечивает контроль в пределах своей ком­петенции за правильным и единообразным применением право­вых актов, действующих градостроительных нормативов, строи­тельных норм и правил по вопросам приспособления городской среды для инвалидов, а также осуществляет меры по приспособ­лению подведомственных учреждений для беспрепятственного до­ступа инвалидов.

На Департамент возложены задачи и по проведению меро­приятий по реализации федерального и городского законодатель­ства в области профилактики детской беспризорности и безнадзор­ности, устранения причин социального сиротства, создания ус­ловий для социальной адаптации и интеграции в общество детей- инвалидов, детей-сирот, выпускников детских домов и школ-ин- тернатов. Он также осуществляет межведомственную координа­цию этой работы в целях обеспечения непрерывного процесса ре­абилитации социально дезадаптированных детей и подростков.

Совместнос территориальными отраслевыми и функциональ­ными органами исполнительной власти города Москвы работни­ки Департамента принимают меры по созданию и развитию сети органов и учреждений социальной защиты в зависимости от по­требности в них населения, а также содействует созданию и раз­витию негосударственных служб, осуществляющих социальное обслуживание нетрудоспособного населения.

Основные задачи Департамента определены и в финансовой сфере.Он принимает участие в разработке проекта закона о бюджете города Москвы, выполняет функции распорядителя бюджетных средств города, установленные бюджетным законодательством и ведомственной классификацией расходов бюджета города Моск­вы, осуществляет контроль за исполнением бюджета и использо­ванием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюд­жетных средств для реализации социальных программ. Кроме это­го, Департамент анализирует балансы и отчеты о финансово-хо­зяйственной деятельности подведомственных учреждений и орга­низаций; формирует сводную финансовую, бухгалтерскую, ста­тистическую и другую отчетность и представляет ее в соответству­ющие органы; организует и осуществляет внутриведомственный контроль по всем направлениям деятельности подведомственных учреждений и организаций; организует и проводит конкурсы по размещению городского заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в сфере соци­альной защиты населения.

С учетом мнения территориальных органов исполнительной власти города Москвы Департаментом разрабатываютсяпредло­жения по развитию и укреплению материально-технической базы отрасли. Он формирует перечень объектов строительства и рекон­струкции для включения их в социальный заказ и инвестицион­ную программу города, организует разработку проектно-сметной документации, осуществляет контроль, за своевременным вводом объектов социальной защиты в эксплуатацию и выполнением ре­монтных работ.

На Департамент возложено решение и таких задач, как:

- взаимодействие с территориальными органами исполнитель­ной власти, органами местного самоуправления по всем вопро­сам социальной защиты населения, а также с общественными, благотворительными, коммерческими, некоммерческими органи­зациями;

- определение потребности органов и учреждений социаль­ной защиты населения в специалистах, осуществление контро­ля за работой по подбору и расстановке кадров в подведом­ственных организациях, организация подготовки и повышения квалификации работников, проведение работы по реализации социальных гарантий, установленных для государственных слу­жащих, решение вопросов улучшения условий труда и быта со­трудников;

- осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением федерального законодательства и законодательства города Москвы в области социальной защиты населения.

Департамент осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам, отнесенным к ведению Департа­мента, и международное и межрегиональное сотрудничество в области социальной защиты населения; организует работу по ока­занию населению гуманитарной и благотворительной помощи, взаимодействует с таможенными органами и другими ведомства­ми по этим вопросам, осуществляет прием, учет и распределение гуманитарной и благотворительной помощи.

В установленные сроки работники Департамента рассматри­вают предложения, заявления и жалобы граждан, а также осуще­ствляют прием населения по вопросам, отнесенным к компе­тенции Департамента; анализируют причины, вызывающие об­ращения, и принимают соответствующие меры к их устране­нию.

 

Для решения возложенных задачДепартамент имеет право:

- вносить в установленном порядке предложения по совер­шенствованию законодательства в области социальной защиты на­селения;

- принимать меры по развитию системы социальной защиты, вносить в правительство Москвы предложения о введении новых форм обслуживания, о развитии сети учреждений в зависимости от объемов, видов социальной помощи и численности обслужи­ваемого населения;

- по поручению правительства Москвы создавать, реоргани­зовывать и ликвидировать организации и учреждения социальной защиты, утверждать их уставы и положения;

- обобщать практику применения законодательства по во­просам социальной защиты, издавать и направлять в подведом­ственные организации инструктивно-методические указания по различным направлениям деятельности;

- в целях улучшения организации работы, внедрения про­грессивных методов обслуживания населения создавать при Де­партаменте методические, экспертные и иные советы, рабочие группы, а также вносить предложения в правительство Москвы об образовании в необходимых случаях межведомственных ко­миссий;

- привлекать другие органы исполнительной власти города Москвы к разработке мер социальной защиты населения и коор­динировать совместную работу по реализации этих мер;

- запрашивать от учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности инфор­мацию, необходимую для выполнения задач по социальной за­щите населения;

- представлять в установленном порядке интересы города Мос­квы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в судах, органах государственной власти, иных организациях;

- в соответствии с законодательством владеть и пользоваться имуществом, закрепленным за Департаментом на праве опера­тивного управления;

- проводить переговоры с иностранными партнерами, в пре­делах своей компетенции заключать контракты и соглашения в порядке, предусмотренном правовыми актами города Москвы;

- иметь иные права в соответствии с федеральными норма­тивными правовыми актами и правовыми актами города Моск­вы, необходимые для решения задач и выполнения функций Де­партамента.

Руководство Департаментом осуществляется по принципу еди­ноначалия, возглавляет его руководитель, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от должности правительством Москвы.

Руководитель несет персональную ответственность за выпол­нение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.

Заместители руководителя Департамента назначаются на долж­ность и освобождаются от должности правительством Москвы по представлению руководителя Департамента.

Сотрудники Департамента являются государственными служа­щими города Москвы, и на них распространяются законодатель­ство о государственной службе и трудовое законодательство с осо­бенностями, предусмотренными законодательством о государ­ственной службе. Для выполнения определенных функций могут быть заключены трудовые договоры с иными работниками, не являющимися государственными служащими города Москвы.

Для того чтобы решать поставленные перед Департаментом основные задачи,его руководитель обладает большим объемом полномочий, таких как:

- организация работы и руководство деятельностью Департа­мента, координация и контроль за деятельностью подведомствен­ных органов и учреждений социальной защиты;

- участие в заседаниях правительства Москвы, совещаниях, проводимых мэром Москвы, его заместителями, иными долж­ностными лицами исполнительной власти города Москвы по во­просам, отнесенным к компетенции Департамента;

- представительство Департамента в федеральных органах го­сударственной власти, иных органах государственной власти, орга­нах местного самоуправления, в международных организациях, коммерческих и некоммерческих организациях;

- внесение в установленном порядке на рассмотрение орга­нов исполнительной власти города Москвы и должностных лиц проекты правовых актов, предложения по совершенствованию за­конодательства Москвы, иные предложения по вопросам деятель­ности Департамента.

В пределах своей компетенции руководитель Департамента:

- издает приказы и распоряжения, обязательные для исполне­ния работниками Департамента, подведомственных органов и уч­реждений социальной защиты, осуществляет контроль за их ис­полнением;

- назначает на должность и освобождает от должности ра­ботников аппарата Департамента, а также руководителей ок­ружных и районных управлений социальной защиты населения, руководителей стационарных учреждений социального обслу­живания и других учреждений городского подчинения, заклю­чает с ними трудовые договоры. Назначение на должности ру­ководителей окружных управлений социальной защиты насе­ления осуществляется по согласованию с префектами админи­стративных округов;

- определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, утверждает должностные инструкции руководителей структурных подразделений Департамента, началь­ников окружных и районных управлений социальной защиты, руководителей учреждений городского подчинения;

- утверждает положения о структурных подразделениях Депар­тамента, положения (уставы) о подведомственных органах и уч­реждениях, а также структуру и штатное расписание Департамен­та, окружных и районных управлений социальной защиты насе­ления в пределах установленного фонда оплаты труда и числен­ности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города на государственное управление.

В соответствии с законодательством о государственной службе он решает вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Департаменте, окружных и районных управлениях со­циальной защиты населения; организует проведение аттестаций, экзаменов, присвоение классных чинов, устанавливает надбавки к должностным окладам; в пределах своей компетенции обеспе­чивает правовую и социальную защиту государственных служа­щих и других работников Департамента.

Руководитель Департамента ведает также кадровыми вопроса­ми, а именно:

- осуществляет организацию работы по повышению квалифи­кации кадров, формированию кадрового резерва, улучшению ус­ловий труда и быта сотрудников;

- обеспечивает соблюдение государственными служащими и другими работниками Департамента правил внутреннего трудо­вого распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебными документами;

- представляет особо отличившихся государственных служащих и других работников Департамента и подведомственных органи­заций к награждению государственными наградами, наградами города Москвы, применяет иные меры поощрения;

- привлекает в установленном порядке работников Департа­мента и руководителей подведомственных органов и учрежде­ний к дисциплинарной и иной ответственности за неисполне­ние или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязан­ностей;

- организует работу по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, по обеспечению соблюдения государственной и слу­жебной тайны.

Как руководитель государственного органа он подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответствен­ность за правильность и своевременность ее представления; осу­ществляет другие полномочия в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и правовыми актами города Москвы.

При Департаменте образуется коллегия, в состав которой вхо­дят руководитель Департамента (председатель коллегии), его за­местители, являющиеся членами коллегии по должности, руко­водители ведущих структурных подразделений Департамента и подведомственных организаций. Члены коллегии, кроме лиц, вхо­дящих в ее состав по должности, утверждаются правительством Москвы по представлению руководителя Департамента.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Де­партамента и подведомственных ему организаций. Решения кол­легии оформляются протоколами, постановлениями коллегии и в необходимых случаях — приказами руководителя Департа­мента.

Департамент представляет бухгалтерскую и статистическую от­четность в установленном порядке.

Контроль за деятельностью Департамента осуществляет прави­тельство Москвы. Ревизию деятельности Департамента осуществ­ляют уполномоченные правительством Москвы органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством.

Реорганизация и ликвидация Департамента осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федера­ции, на основании постановления правительства Москвы.

Основные задачи, которые решает Департамент, его функции, организационная структура в той или иной мере присущи всем органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Эти органы социальной защиты населения имеют в своем под­чинении нижестоящие органы — районные, городские.