Вопрос № 1.Общие понятия социальной защиты населения и социального обеспечения.
В законодательстве Российской Федерации нет сформулированных понятий социальной защиты населения и социального обеспечения. В связи с этим в самом начале представляется целесообразным определить содержание этих понятий, что позволит в дальнейшем более четко представить социальное обеспечение как систему, в том числе систему осуществляющих его органов. Задачу осложняет отсутствие какого-либо общего нормативного правового акта, в котором была бы закреплена вся государственная система социального обеспечения, а также система органов, осуществляющих социальное обеспечение граждан.
В целях выяснения содержания понятия социальной защиты населения обратимся к этимологии слов «социальный» и «защита».
Слово «защита» имеет несколько значений: «защитить кого-нибудь, что-нибудь», «предохранить, обезопасить от чего-нибудь», «то, что защищает, служит обороной».
Слово «социальный» означает «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе»
Сочетание слов «социальный» и «защита» позволяет предположить, что под ним понимается комплекс мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятного воздействия окружающего его мира.
Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных способностей.
Среда обитания человека — это довольно емкое понятие, включающее в себя следующее:
-обеспечение занятости;
-работу и нормальные условия труда;
-достойную оплату труда;
-наличие и обеспечение комфортным жильем;
-благополучную экологическую обстановку;
-здоровую пищу;
-доступ к образованию и культурным ценностям;
-охрану здоровья;
-сохранность частной собственности;
-в случае необходимости — предоставление различных видов материального обеспечения и многое другое.
Все перечисленное имеет прямое отношение к содержанию понятия социальной защиты населения, определяет ее смысл и должно служить рассматривается как дело отдаленного будущего. В настоящее время еще не существует настолько богатого государства, которое смогло бы предоставить каждому человеку благоприятные условия для его существования.
Социальная защита населения как понятие имеет общий, собирательный смысл. Существуют также специальные понятия социальной защиты населения. Для их выявления отбираются различные критерии. Например, по критерию правового статуса гражданина может быть определена социальная защита лиц, пострадавших от воздействия техногенных аварий и катастроф, и социальная защита военнослужащих.
В статье 7 Конституции Российской Федерации говорится о том, что целью социальной защиты населения является гарантированность охраны труда, здоровья людей, минимального размера оплаты труда, обеспечения государственной поддержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Применительно к современной ситуации в России обобщенное определение социальной защиты населения может быть представлено так:
социальная защита населения — это деятельность государственных органов и негосударственных организаций, экономического, правового и организационного характера, адресованная нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, с целью поддержания их материального положения на уровне, который отвечает конституционным требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке.
Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений, в ходе функционирования которых человек как один из субъектов данных отношений получает установленные государством те или иные виды социальной защиты. В этот комплекс могут входить всевозможные общественные отношения, например, трудовые и жилищные, экологические, по охране здоровья, образовательные, гражданские и семейные, земельные, по социальному обеспечению. Такие общественные отношения регулируются соответствующими нормами права и составляют самостоятельные отрасли российского права.
В содержание понятия социальной защиты населения входит социальное обеспечение. Как и всякая система, оно должно быть организовано и юридически оформлено (закреплено) надлежащим образом, то есть должно иметь организационно-правовую форму.
Государственная система социального обеспечения имеет несколько организационно-правовых форм. Их наличие связано главным образом со спецификой социального обеспечения разных категорий граждан. К числу основных таких форм относятся: обязательное социальное страхование и социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета. Эти формы имеют много различий между собой. Главные из них — это способ образования финансовых средств, из которых производится социальное обеспечение, и категории лиц, подлежащих данному обеспечению.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему материального обеспечения наемных работников, самостоятельно обеспечивающих себя трудом граждан (индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов и др.), лиц, добровольно вступивших в отношения по этому страхованию, а такжеиных категорий лиц, обеспечиваемых пенсиями, пособиями, в том числе по охране их здоровья, за счет бюджетов специально созданных фондов социального страхования. Средства этих фондов формируются из отчисляемых страховых взносов, единого социального налога страхователей — работодателей, индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов, лиц, добровольно вступивших в эту систему страхования.
Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета — это система материального обеспечения и социального обслуживания лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию (служащих систем государственной службы, военной службы, правоохранительной службы), а также всего населения вне зависимости от их принадлежности к каким-либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).
По способам организации (организационно-правовым формам) социального обеспечения кроме двух ее основных форм — обязательного социального страхования и социального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета — существует еще смешанная форма, сочетающая в себе обе указанные формы.
Таким образом, реальное положение дел в стране в области социального обеспечения на фоне отсутствия его единой, законодательно закрепленной государственной системы свидетельствует о существовании двух значительно отличающихся друг от друга систем социального обеспечения — для подавляющего большинства населения (обязательное социальное страхование) и, по существу, для отдельных, привилегированных категорий граждан, социальное обеспечение которых осуществляется за счет ассигнований из государственного бюджета (это относится к государственным служащим, получающим пенсии за выслугу лет в размере, значительно превышающем размер трудовых пенсий лиц, обеспечиваемых по общей системе). Причины такого положения имеют не только экономический, но и политический характер.
Наличие общего кодифицированного законодательного акта о социальном обеспечении граждан позволило бы сформулировать как само понятие социального обеспечения, так и выделить его главные признаки. Учитывая, что такого акта в настоящее время нет, в научной литературе высказываются различные суждения на этот счет, которые подробно излагаются в специальных исследованиях, в том числе в учебниках и учебных пособиях по дисциплине «Право социального обеспечения».
Развитие социального обеспечения как отрасли российского права должно базироваться на нормах Конституции Российской Федерации. Так, в ее статье 39 прямо говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В конституционных нормах имеются установки, определяющие качественное содержание социального обеспечения. Они и позволяют сформулировать понятие социального обеспечения и выделить его наиболее характерные признаки. В научной литературе с этой целью используются разные подходы и критерии.
Воспользуемся таким критерием, как общественные отношения по социальному обеспечению.
Первый признак общественных отношений по социальному обеспечению носит особый характер, который проявляется при решении гражданами своих проблем посредством обращения в соответствующие компетентные (уполномоченные) органы и организации в случаях, установленных законодательством. Это происходит, например, в случаях, указанных в пункте 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
По существу, такие общественные отношения являютсяматериальными отношениями, так как в ходе их осуществления гражданам предоставляется материальное благо. При получении такого блага они удовлетворяют свои конкретные, индивидуальные потребности. Блага предоставляются гражданам в денежной или натуральной форме — в виде государственных пенсий, социальных пособий, социальных услуг — в соответствии со статьей 7Конституции Российской Федерации. Этим самым достигается главная цель предоставления материального обеспечения как государственной гарантии — выравнивание доходов граждан в установленных законом случаях до определенного уровня. К таким случаям, которые называются социальными рисками, относятся наступление старости. Болезни, инвалидности, безработицы и прочее.
В современной российской действительности можно говорить только о «подтягивании» доходов граждан в указанных случаях до уровня так называемого прожиточного минимума. (Фактически его можно назвать минимумом физиологического выживания человека, так как он учитывает только его основные потребности в питании и одежде, причем в некоторых услугах — на крайне низком, минимальном уровне.)
Второй основной признак общественных отношений по социальному обеспечению проявляется в осуществлении государством социального (материального) обеспечения за счет части общего национального продукта, произведенного обществом. Выделенные государством средства создают граждане, занятые в общественном производстве, — работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя трудом и иные категории лиц. Именно они формируют общественное богатство, называемое внутренним национальным продуктом (ВНП государства). В экономическом смысле здесь речь идет о создании валового внутреннего продукта (ВВП) и распределении его части на социальные нужды. Безусловно, общий объем ВВП влияет на ту долю средств, которая выделяется государством на социальное обеспечение.
Основными финансовыми источниками социального обеспечения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета являются средства страховых социальных внебюджетных фондов.
Социальные страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначены для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязательного социального страхования.
Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Согласно законодательству они являются страховщиками.
В Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования, заключающийся в автономности его финансирования. Следовательно, бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и соответственно не могут подлежать изъятию.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются единый социальный налог (ЕСН), страховые взносы, дотации, средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях предусмотренных законодательством.
К источникамназванных фондов относится также следующее:
- штрафные санкции и пеня;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; - доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- фиксированный платеж от лиц, добровольно вступивших в систему обеспечения по обязательному социальному страхованию;
- иные поступления, не противоречащие законодательству.
Размеры тарифов единого социального налога, страховых взносов и фиксированного платежа на обязательное социальное страхование установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, определен объект налогообложения.
Денежные средства социальных страховых взносов должны расходоваться только на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах названных фондов на очередной финансовый год.
Когда говорят о бюджетных ассигнованиях на цели социального обеспечения, то имеют в виду ту часть государственного бюджета, средства которого непосредственно направляются на социальное обеспечение категорий граждан, не подлежащих прямому обязательному социальному страхованию. К ним относятся: дети; граждане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; государственные служащие и члены их семей; малоимущие граждане, некоторые категории безработных и иных лиц в случаях, установленных законом. (Причем надо помнить, что существует иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации — федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.)
По законодательству средства социальных страховых фондов, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, организационно не объединены в одном каком-либо фонде государственного социального обеспечения. Общее руководство и управление ими осуществляет Правительство Российской Федерации.
Третий специфический признак, присущий общественным отношениям по социальному обеспечению, — это их особый субъектный состав.
С одной стороны, к субъектам причисляются такие категории лиц, как дети, больные, лица, имеющие детей, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, лица, потерявшие кормильца, лица, осуществляющие уход за детьми, престарелыми и инвалидами, безработные, а также иные категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся в материальной поддержке по различным причинам и обстоятельствам, предусмотренным
законодательством. Сюда включаются и специальные контингента граждан, особо выделяемые законом, — государственные служащие, военнослужащие, служащие правоохранительной системы и др.
С другой стороны, к указанным субъектам относятся соответствующие органы, осуществляющие социальное обеспечение. Сгруппировать их по видам социального обеспечения, как и по категориям граждан, которым они предоставляются, достаточно сложно, поскольку один и тот же вид социального обеспечения может предоставляться разными органами. Например, пособие по беременности и родам женщине в зависимости от ее статуса может быть выдано администрацией по месту работы или по месту учебы либо органом социальной защиты населения по месту жительства. Поэтому и существует система органов, осуществляющих социальное обеспечение.
По организационно-правовым формам социального обеспечения выделяется несколько типов органов социального обеспечения:
а) органы обязательного социального страхования;
б) органы государственной власти;
в) органы муниципальных образований;
г) негосударственные органы;
д) общественные организации.
(Об этом подробно излагается в последующих главах настоящего учебника.)
Таким образом, неоднородность органов социального обеспечения обусловлена многими факторами, такими как виды социального обеспечения, субъектный состав и организационно-правовые формы социального обеспечения.
Совокупность перечисленных признаков общественных отношений по социальному обеспечению свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений.
Первая группа общественных отношений — это, скажем, материальные отношения по непосредственному предоставлению категориям граждан, предусмотренным законодательством, соответствующих видов социального обеспечения. В ходе функционирования таких отношений происходит реализация права граждан на государственные пенсии, социальные пособия, социальные компенсационные выплаты, социальные услуги, социальную медицинскую помощь, социальные льготы, государственную социальную помощь — все это и есть виды социального обеспечения. Правовые нормы, регулирующие такие отношения, в совокупности составляют право социального обеспечения.
Вторая группа общественных отношений складывается при формировании финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение. Их участниками могут являться работодатели, лица, самостоятельно обеспечивающие себя доходом, в отдельных случаях сами граждане, напримердобровольно вступившие в систему обязательного социального страхования, компетентные государственные органы, правомочные организации. Такие отношения регулируются нормами финансового права.
Третья группа отношений представляет собой довольно сложную структуру организационно-управленческих и административных отношений в области социального обеспечения, которые возникают между соответствующими компетентными органами и организациями, а в некоторых случаях — между этими органами и гражданами. Такие отношения в большой степени регулируются нормами административного права.
Итак, государственное социальное обеспечение — это регулируемая законодательством совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, предоставлению медицинской и социальной помощи, льгот при наступлении старости, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, предусмотренных законом, за счет специально предназначенных для этого средств фондов обязательного социального страхования и бюджетных ассигнований и в установленном законом порядке.
Государственное социальное обеспечение представляет собой комплекс различных мер, направленных на гарантированное материальное обеспечение особых категорий граждан; в реальной жизни эти меры воплощаются в видах социального обеспечения. Государственное социальное обеспечение — это также целостная государственная система, состоящая из относительно самостоятельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых систем. Рассмотрим эти системы.
Вопрос № 2. Общее понятие государственной системы социального обеспечения.
При определении понятия государственной системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и образующих определенное единство, целостность.
Основу конституционного строя Российской Федерации составляет, в том числе, политика государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что должно быть достигнуто благодаря гарантируемой Конституцией Российской Федерации (например, указанными статьями 7 и 39) государственной социальной поддержке.
Анализ конституционных норм позволяет выделить следующие компоненты, из которых может состоять система государственного социального обеспечения: формы и виды; финансовые источники; нормативные правовые акты; органы социального обеспечения.
Формы социального обеспечения можно понимать двояко. С одной стороны, под формой понимается способ удовлетворения потребностей, предоставляемых гражданам в денежной форме — пенсии, пособия, компенсационные выплаты — и в натуральной форме — социальные услуги, социальная помощь в виде одежды, предметов обихода и прочее.
С другой стороны, форма социального обеспечения рассматривается как способ организации социального обеспечения посредством обязательного социального страхования или за счет использования ассигнований из государственного бюджета, а также посредством смешанных форм социального обеспечения. (Добровольное социальное страхование в настоящем учебнике не рассматривается.)
Виды социального обеспечения представляют собой государственные пенсии, социальные пособия, компенсации, социальные услуги, социальную медицинскую помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества и прочее.
Финансовые источники социального обеспечения — это страховые взносы, единый социальный налог, ассигнования из государственного бюджета, то есть средства обязательного социального страхования и бюджетные средства, выделяемые на социальное обеспечение.
Нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения по социальному обеспечению, — это законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Органами социального обеспечения, как отмечалось выше, могут быть органы обязательного социального страхования и органы государственной власти, органы муниципальных образований, негосударственные органы и общественные организации.
Таким образом, система государственного социального обеспечения — это система взаимозависимых форм и видов социального обеспечения, финансовых источников, нормативных правовых актов, органов социального обеспечения. (Могут быть и другие классификации рассматриваемой системы.)
Общую государственную систему социального обеспечения можно представить в виде следующей структуры относительно самостоятельных систем:
-пенсионная система;
-система социальных пособий и компенсационных выплат;
-система социального обслуживания и социальных услуг;
-система социальной охраны здоровья граждан;
-система государственной социальной помощи;
-система социальных льгот и преимуществ.
Указанные системы находятся между собой в определенной связи, так как они базируются на общих правовых принципах социального обеспечения и выполняют общие функции, имеющие общий отраслевой метод правового регулирования отношений.
Все они, несмотря на свою относительную самостоятельность, подчинены главной цели — материальному обеспечению граждан.
Вопрос № 3 Государственная пенсионная система.
Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Регулирование пенсионных отношений осуществляется следующими федеральными законами: от 15 декабря 2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 15 декабря 2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами о пенсионном обеспечении.
Государственная пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем — обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, произвел такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения, находящихся в зависимости от финансовых источников — страховых взносов, единого социального налога и ассигнований из государственного бюджета.
На наш взгляд, такое деление пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе они являются государственными в силу того, что все пенсии, назначаемые в их рамках, устанавливаются законодательно. Финансовые средства, направляемые на пенсионное обеспечение граждан, являются государственной собственностью, поэтому гарантом предоставления пенсий по данным системам является государство.
Логичнее было бы именовать пенсионные системы следующим образом:
а)страховая пенсионная система — пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования;
б)бюджетная пенсионная система — пенсионное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.
В дальнейшем мы будем придерживаться именно таких наименований.
Страховая пенсионная система — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые должны быть направлены на возмещение застрахованным гражданам заработка (выплат, вознаграждений), полученного ими до установления пенсии, в порядке обязательного пенсионного страхования.
Бюджетная пенсионная система — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер и осуществляемых им в целях: возмещения гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги лет при выходе на пенсию, а также в связи с достижением установленного законом возраста; компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца; предоставления средств существования нетрудоспособным гражданам.
Обе пенсионные системы различаются, как отмечалось, по источникам финансирования, по категориям лиц, обеспечиваемых пенсиями, по видам пенсий, по условиям предоставления пенсий, по нормативным правовым актам, регулирующим работу пенсионной системы, по органам пенсионного обеспечения. Рассмотрим некоторые из имеющихся различий и их критерии.
Источники финансирования пенсионных выплат. Так, в рамках страховой пенсионной системы источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов, единого социального налога, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последнее время к ним добавились добровольные взносы физических лиц (в отдельных случаях и организаций), не являющихся страхователями или застрахованными лицами.
Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, в том числе части единого социального налога.
Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых государственными пенсиями.
В принципиальном планестраховая пенсионная система должна «обслуживать» только застрахованных граждан в части, касающейся обеспечения данным видом обязательного социального страхования, а значит, имеющих право на трудовые пенсии. К ним относятся граждане Российской Федерации, а также проживающие на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства. Здесь речь идет о гражданах: работающих по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам; самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающих за пределами территории России в случае уплаты ими страховых взносов в установленном законодательством порядке.
К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». К ним относятся, например, федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане, не имеющие права на трудовые пенсии.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются пенсионным правом на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено названным законом или международными договорами Российской Федерации.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с российским законодательством, обычно устанавливается одна пенсия по их выбору. Вместе с тем есть исключения из общего правила.
В пенсионных законах четко определены категории лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. К ним относятся: ставшие инвалидами вследствие военной травмы; участники Великой Отечественной войны; родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий); вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, в Великую Отечественную войну, в войну с Японией, которые не вступили в новый брак; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане и др.
Условия предоставления пенсий в рамках двух пенсионных систем также различаются по перечисленным категориям лиц.
Для того чтобы иметь право на выплатыпо страховой пенсионной системе, граждане должны выполнить соответствующие условия, установленные для той или иной трудовой пенсии.
Так, право на трудовые пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, либо те и другие, достигшие сниженного возраста (в связи с особыми условиями труда, природно-климатическими условиями проживания, медико-биологическими факторами, безработицей). При отсутствии стажа устанавливаетсясоциальная пенсия всоответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному инвалидом, при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям, независимо от причины инвалидности, страхового стажа, продолжения инвалидом трудовой деятельности, времени наступления инвалидности — в период или до поступления на работу либо после прекращения работы. Исключение составляют случаи полного отсутствия у инвалида страхового стажа, наступление инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, когда назначается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с указанным федеральным законом.
Для получения трудовой пенсии по случаю потери кормильца необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, если этот член семьи состоял на его иждивении, либо выполнять иные требования, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, назначается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Для получения пенсий по бюджетной пенсионной системе каждой категории граждан установлены свои условия. Они указаны в федеральных законах и других нормативных правовых актах.
Так, право на пенсию за выслугу лет у федеральных государственных служащих возникает при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при их увольнении с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным в указанном федеральном законе.
Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев поселе увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы. Условия обеспечения пенсиями других военнослужащих установлены в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Различия в органах пенсионного обеспечения могут выявляться по разным критериям. Ими могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты, организационно-правовые формы пенсионного обеспечения, категории лиц, обеспечиваемых пенсиями, и нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения.
При наличии названных пенсионных систем может существовать несколько органов по выплате пенсий, что свидетельствует об отсутствии в стране единой федеральной пенсионной системы.