Объект, предмет, задачи и функции социологии журналистики

Итак, мы провели разграничение понятийно-терминологического аппарата СЖ и других, близких к ней по форме теоретических построений. Это предполагает возможность дать определение предмета, объекта и функций СЖ.

Объектом СЖ является журналистика, рассматриваемая как социальный институт гражданского общества. Это означает, что объект СЖ не является чем-то застывшим, он подвержен изменениям и развитию.

С учетом этого возможно определить и предмет СЖ. Но для начала приведем одно из первых определений СЖ, которое дал Е.П. Прохоров в статье “Социология журналистики” (Вестник МГУ. Серия 11., Журналистика, №2, 197) — это “совокупность теоретических знаний о законах функционирования журналистики как социального объекта, рассматриваемых как фундамент социологических исследований в области журналистики, цель которых — получение конкретных знаний о реальном функционировании средств массовой информации и пропаганды (в целом или каких-то ее каналов или органов), служащих, в свою очередь, основанием для разработки практических рекомендаций по оптимизации функционирования изучавшегося объекта и в связи с этим повышению эффективности его деятельности”. Это громоздкое определение исходит из того, что СЖ -–элемент системы наук о журналистике.

Такая традиция, в принципе, сохраняется до настоящего времени. В учебных пособиях СЖ обычно рассматривают как знание о реальных фактах, процессах и тенденциях функционирования тех или иных журналистских объектов, полученное на основе репрезентативных массовых данных. Другими словами, предмет СЖ продолжают “искать” внутри предмета общей теории журналистики, а социологии определяют вспомогательную роль поставщика эмпирических данных.

Выше, а также в предыдущей лекции, было доказано, что такой подход контрпродуктивен. Поэтому определение предмета СЖ мы будем давать, исходя из того, что СЖ — это специальная социологическая теория, и учитывая, что объект СЖ — журналистика как социальный институт. Таким образом, предметом социологии журналистики является изучение законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития журналистики как организованной системы связей и социальных норм, как социального института, удовлетворяющего социальную потребность общества в информации.

Основными функциями СЖ как специальной социологической теории являются: теоретико-познавательная и управленческая функции. В качестве производных от этих двух функций могут рассматриваться: мировоззренческая, просветительская, прогностическая, профилактическая, коррегирующая, аксиологическая и практическая функции. При этом напомним, что идеологический компонент в той или иной степени присущ всем функциям СЖ, но это не дает оснований выделять идеологическую функцию как самостоятельную.

И, наконец, основными задачами СЖ являются следующие:

1. изучение специфики журналистики как социального института общества;

2. исследование взаимоотношений и взаимодействий журналистики с другими социальными институтами общества;

3. изучение основных компонентов журналистики как социального института: журналистов, СМИ, издателей, журналистской практики, журналистского образования;

4. определение путей повышения эффективности журналистики как социального института в целом и оптимизации социального содержания журналистской практики;

5. изучение массовой аудитории СМИ, ее информационных потребностей и предпочтений, типологизация аудиторий печатных и электронных СМИ;

6. разработка новых методологий, методик, приемов и процедур эмпирических социологических исследований журналистики;

7. исследование и выявление основных параметров и характеристик массовой информации как главной социальной ценности информационного общества.

И последнее. В западной социологии как таковой термин “социология журналистики” употребляется крайне редко, но зато давно и широко распространен его узкий аналог — “прецезионная журналистика” и широкий — социология массовых коммуникаций. Поэтому в курсе лекций мы будем использовать принятое у нас понятие СЖ при рассмотрении вопроса социологических исследований СМИ на Западе.

Краткое содержание лекции

1. В понятии “социология журналистики” родовым признаком является термин “социология”, а видовым — термин “журналистика”.

2. Безосновательным является отождествление таких понятий, как: социология журналистики, социология печати, социология прессы, социология массовой информации, социология лингвистики, социожурналистика, социология пропаганды, социология общественного мнения, социология публицистики.

3. Коммуникация — это, прежде всего процесс, акт, обмен, т.е. действие, взаимодействие, но не социальный институт.

4. Социология массовой коммуникации — это специальная социологическая теория, изучающая процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации всех типов и форм, их социальную обусловленность и социальные последствия их действия в обществе.

5. В период своего введения в научный оборот понятия “социология массовых коммуникаций” и “социология пропаганды” имели ясно выраженную идеологическую доминанту.

6. Термины “массовая информация” и “средства массовой информации” в настоящее время имеют не столько методологические, сколько социально-правовые характеристики.

7. Существует три подхода к определению предметно-объектной области социолингвистики: лингвистический, журналистский и социологический. Социолингвистический подход в социологии журналистики — это анализ языка СМИ с учетом их концептуальной позиции в гражданском обществе, а также социальных, психологических, языковых особенностей аудиторий СМИ, на которые они ориентированы здесь и сейчас.

8. Социологическая журналистика может рассматриваться как специфическая форма отражения социальной реальности, связанная, прежде всего с осуществлением управленческой функции, как социологии, так и социологии журналистики в конкретных социально-политических условиях. В журналистской практике социологическая журналистика реализуется через социальную аналитику и социальную публицистику, а в социологии журналистики она реализуется в виде социального предвидения, социального прогноза, социального проекта.

9. Объектом социологии журналистики является журналистика, рассматриваемая как социальный институт гражданского общества. Объект СЖ подвержен изменениям и развитию.

Предметом социологии журналистики является изучение законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития журналистики как организованной системы связей и социальных норм, как социального института, удовлетворяющего социальную потребность общества в информации, рассматриваемой, прежде всего как знание.

Основные понятия лекции

Социология журналистики. Социология печати. Социология прессы. Социология СМИ. Социология массовой коммуникации. Социолингвистика. Социожурналистика. Социология пропаганды. Объект социологии журналистики. Предмет социологии журналистики. Функции социологии журналистики. Основные задачи социологии журналистики.

Важнейшие термины лекции

Пресса. Печать. Средства массовой информации. Массовая информация. Коммуникация. Массовая коммуникация. Средства массовой коммуникации. Журналистика. Пропаганда. Масс медиа. Социальная аналитика. Социальная публицистика. Социальное предвидение. Социальное прогнозирование. Социальный проект. Прецезионная журналистика.

 

Дополнительная литература к теме лекции

Ворошилов В.В. Журналистика: конспект лекций. — СПб., 2000. С. 4-5, 15-19

Ворошилов В.В. Экономика журналистики: конспект лекций. — СПб., 2000. С. 49-50

Гидденс Э. Социология. — М., 1999. С.414-420, 508-515.

Журналистика и социология. / Под ред. И.Д. Фомичевой. – М., 1995. Разд.1.

Журналист. Пресса. Аудитория. Вып. 4. / Под ред. И.П. Лысаковой. — Л., 1991. С. 19-29

Киричек П.Н. Социология публицистики: Курс лекций. — Саранск., 1998.

Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я. Словарь-справочник. /

Пер. с англ. К.С. Ткаченко. — М., 2000. С. 453, 147.

Манаев О. Становление гражданского общества в независимой Беларуси: Социол. опыты: 1991-2000. – Мн., 2000. С. 362-519.

Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. — Екатеринбург., 1996.

Проблемы социологии печати. — Новосибирск., 1970

Смелзер Н. Социология. — М, 1998. С. 130-167.

Современная журналистика. — Киев., 1999. Разд. 1.5.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / Ред. — координатор. – Г.В. Осипов. – М., 1998.

Социология журналистики. Очерки методологии и практики. – М., 1998.

Социология журналистики. / Под ред. Е.П. Прохорова. — М., 1981. С. 6-11, 17 –50.