Социология журналистики и социожурналистика

Социология журналистики и социология публицистики

В последние годы в постсоветской социологии и общей теории журналистики появилась точка зрения, что в 90-е годы сформировалась новая отрасль социологии, которая называется социология публицистики. Так, например, считает П.Н. Киричёк из Мордовского университета, который является автором книги “Социология публицистики: Курс лекций”. (Саранск, Изд-во Мордовского ун-та, 1999.)

По его мнению, сущность социологии публицистики определяется взаимодействием социума и прессы через публицистику в системе прямых и обратных связей. При этом он отождествляет понятия “социология публицистики” и “социологическая публицистика”, хотя в первом случае родовым термином является социология, а во втором – публицистика. Далее, эта точка зрения предполагает, что у социологии публицистики, которая рассматривается как новая отрасль гуманитарного знания, есть свой особый метод изучения – социолого-публицистический, который имеет два функциональных уровня – идеологический и технологический.

Отметим, что этот подход рассматривает публицистику как словесность на злобу дня, как главный продукт журналистики. Утверждается, что, отражая социальную реальность, публицистика ее преобразует. Социология при этом выступает технологической защитой от неадекватности отражения. Также делается вывод о формировании новой социальной роли публицистики, как особой формы функционирования и развития политики. Наконец, утверждается, что основными методами публицистики являются обобщение и образ, но обобщение определяется как целостная словесно-идеологическая картина действительности с расставленными журналистскими акцентами.

Полагаем, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в логической противоречивости и необоснованности предлагаемых якобы теоретических выводов. Это означает, во-первых, что “социология публицистики” является не более чем новым словообразованием, не несущим научной нагрузки; во-вторых, что понятие “социологии публицистики” не может рассматриваться как тождественное понятию “социология журналистики” и более того – должно быть исключено из научного оборота в СЖ, как специальной социологической теории.

 

В последнее время на ряду с понятием “социология журналистики” используется термин “социожурналистика”. В одних случаях они рассматриваются как тождественные понятия, в других - социожурналистика рассматривается как более широкое по объему понятие.

Так, в учебном пособии “Социология журналистки” (М, 1998) приводится определение социожурналистики как особого рода сознания и действий, методики труда, которые вбирают в себя СЖ как свою органичную, неотъемлемую, привычную составляющую. При этом указывается, что социожурналистика – это не социологическая журналистика и дается следующее определение понятия: социожурналистика – это уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интерпретации информации, а также социальной ответственностью за последствия своей деятельности.

Исходя из этого определения делается вывод, что структура социожурналистики включает социожурналистскую теорию и социожурналистское образование, квалификацию и журналистскую практику, т.е. почти все, что присуще журналистике в целом.

При этом считается, что достоверно следующее определение предмета социожурналистики:

СЖ С/Ж Ж

,

где СЖ — социология журналистики, С/Ж — социожурналистика, Ж — журналистская практика. Но журналистская практика является лишь одним из компонентов журналистики и по своей природе не может быть ни чем иным, как социальной журналистикой, так как журналистика вне социума, вне социальной структуры не существует. Тем более недопустимо считать, как это делают авторы, что СЖ является сознанием для прессы, которая в книге рассматривается, как синоним печати (СЖ — не может быть сознанием печатных изданий).

Таким образом, введение в научный оборот термина “социожурналистика” связано с рядом методологических нарушений:

1. “социо” рассматривается как тождественное понятию, “социологическая”;

2. не учитывается, что журналистика по определению социальна, она может быть “асоциальной”, но не существует журналистики “внесоциальной”;

3. сокращение “социо” в научных исследованиях рассматривается как синоним “социальное”, а не как-то иначе.

Если не признавать эти аксиомы, то тогда науку подменяет словотворчество — создание наукообразных терминов. Например, “Социожурналистика — научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, “пиэрмена” (Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996, с.8).

Логика подобных подходов построена на утверждении, что социологический сциентизм (“онаучивание”) может помешать развитию профессионального воображения журналиста (Солонин Ю.Н. Журналист и его сознание: в защиту профессионализма // Журналист. Пресса. Аудитория. Вып. 4 / Под ред. И.П. Лысаковой. Л., 1991, с. 19-29). Но как говорит классик социальной публицистики А. Аграновский: “Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает”.

Вместе с тем, общепризнано, что сложилась и развивается социологическая журналистика, что обусловлено как обострением и усложнением социальных проблем в обществе, так и приходом социологии в науку управления, прежде всего социального. Поэтому предлагается рассматривать социологическую журналистику как специфическую форму отражения социальной реальности, нацеленную на оптимизацию социального управления на основе учета социальных факторов, ценностных ориентаций и установок, симпатий и антипатий конкретных индивидов и социальных групп.

Структурно социологическая журналистика состоит из двух направлений: социальной аналитики и социальной публицистики. Так как о публицистике написано достаточно много, дадим характеристику только понятия “социальная аналитика”.

Прежде всего отметим, что социальная аналитикаособое умение выделять в социальной реальности парадоксальное, нестандартное, выделять скрытые функции процессов, событий, явлений и фактов. Классическим примером социальной аналитики является парадокс Веблена, согласно которого люди покупают дорогие товары, не столько потому, что они превосходят по качеству другие товары, но именно потому, что они дороги — высокая стоимость является признаком высокого социального статуса. Если продолжать примеры, то можно сказать, что в белорусском обществе люди чаще всего едят красную икру не потому, что она лучше утоляет голод, а потому, что она служит подтверждением их социального статуса.

Особенностью социальной аналитики является то, что она нацелена на изучение скрытых социальных функций, а применительно к журналистике как социальному институту — на изучение непреднамеренных социальных последствий как журналистской практики, так и деятельности СМИ вообще. Другой особенностью социальной аналитики является то, что в ней концентрировано отражается социальная позиция журналиста или представляемого им СМИ.

Социологическая журналистика может быть представлена в 3 содержательных формах:в виде социального предвидения, социального прогноза и социального проекта.

Предвидение обычно трактуется в 2 смыслах: как предсказание тех или иных событий; как предположительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в обществе. При этом социальное предвидение само имеет несколько форм конкретизации — предчувствие, предугадывание и научное предвидение. С учетом этого процесс социального предвидения — это анализ (описание) как того, что уже имеется в реальности, так и того, что имеется в латентном виде в социальных явлениях и событиях.

Что же касается прогноза, то под ним понимается вероятностное утверждение (суждение) о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Социальное прогнозирование — определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование в социологической журналистике — эта работа с социальными альтернативами, анализ степени вероятности и многовариантность возможных социальных решений. Одним из основных методов социального прогнозирования как и социологической журналистики в целом является метод экстраполяции.

Наконец, третья содержательная форма социологической журналистики — это социальное проектирование. Под проектированием понимается создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса. С учетом этого, социальное проектирование рассматривается как специфическая деятельность, связанная с выбором вариантов развития социальных процессов и явлений. Проще говоря, проектировать — значит перебирать разные варианты. В социологической журналистике чаще всего используются такие методы социального проектирования как вживание в роль и аналогия.