Проблема существования экономических законов
Определение экономического закона и его основных проблем
Методы диагностики отклонений в психическом развитии.
Методы, используемые в специальной психологии общие для психологической науки. Особенность их применения в специальной психологии заключается в:
1. комплексном характере (используются подходы к диагностике клинико-генетический, нейропсихологический, педагогический);
2. насколько это возможно, более ранней диагностике и коррекции дефектов развития.
В самом общем виде экономический закон определяется как существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений объективного мира.
Но понятие закона в экономической науке - сложная и дискуссионная проблема. В экономике действует не научная абстракция и не программируемый автомат, а живой человек, ошибающийся, действующий нерационально и непредсказуемо.
Можно выделить несколько ключевых вопросов по проблеме закона в экономических науках, по каждому из которых существует несколько позиций, обусловленных принадлежностью того или иного автора к определенной научной школе, господствующими представлениями о развитии человечества, доминирующими теориями и методами познания:
2. Содержание экономических законов и их специфика
3. Классификация экономических законов
4. Методологии познания экономических законов
5. Проблема верификации (проверка истинности) экономических законов
6. Применения на практике результатов познания экономических законов
Проблема существования экономических законов актуализируется в условиях социальной неопределенности, развития кризисных процессов, при наличии переходных состояний в обществе, - то есть в ситуациях, когда потребность в определении перспектив, контуров будущего развития резко возрастает. При этом определенным моральным преимуществом обладают те исследователи, что признают наличие экономических законов и пытаются с их помощью определить общественное целеполагание. В этом случае на первый план выходит не столько научная проблема, сколько идеологическая, - человеческое развитие невозможно и неэффективно без процесса стратегического це-леполагания, только так можно обеспечить не хаотичное дрожание отдельных элементов общности, а направленное их движение (куда, - это уже другой вопрос).
Но существует и обратная точка зрения - отрицание существования экономических закономерностей. Она характерна для нескольких традиций: религиозно-кантианской, экзистенциально-интуитивной и редукционистской.
Первый подход основывается на принципиальной непознаваемости сущности явлений (любых, в том числе и естественнонаучных), что предопределяет невозможность выявления и их закономерностей. При этом познание явлений не отвергается и признается необходимым.
Объясняется непознаваемость сущностей монополией на подобное знание со стороны Творца сущностей - Бога, и любые попытки выявить природу, внутренние основы явлений рассматриваются как ересь, как стремление стать демиургом (в его отрицательном значении), как попытку создания субстанций, имеющих в себе свои собственные причины и выпадающих в силу этого из единого Божьего мира1.
В результате, возникает кантианская "вещь в себе", которая позволяет лишь ощущать, познавать свои проявления, внешние стороны существования, не допуская в тайну и смысл собственного бытия2.
Объективной основой данной традиции выступает абсолютная относительность человеческих знаний. Утверждать, что сущность познана, можно только после раскрытия всех тайн бытия, после превращения самого человека в Бога. Если расположить планку познания на таком, запредельном пока для ученого любой отрасли наук, уровне, то все менее глобальные открытия предстают только как следствия познания явлений, а не сущностей. В этом случае наука ограничивается выявлением и познанием закономерностей существования и функционирования, связанных с текущим движением явлений, и не претендует на определение перспектив их развития.
Вторая традиция опирается на специфику социальной и духовной материи, познание которой осуществляется через осмысление выработанных человечеством духовных структур, через движение в смыслах, а не в предметах.
Закономерность при этом трактуется как практицизм, как атрибут только естественных наук, как "полезное заблуждение", позволяющее эффективно действовать, но удаляющее сознание от проникновения в сущность подлинной реальности. Гуманитарные же науки предназначены для выполнения социальных функций и ролей, познание там осуществляется не с помощью закономерно-типического, а через эмоционально-интуитивное переживание. Бытие познается человеком напрямую, без рационально-интеллектуального опосредования, - интуитивно. Это дает человеку возможность понять больше, чем он знает, пережить больше, чем понимает. Экзистенциально-интуитивный подход провозглашает абсолютную свободу воли человека, полную раскрепощенность его творческих сил, его безусловное право подчинять свои действия только собственным устремлениям и целям1.
Подобное воспарение человеческого духа и романтическое презрение к практицизму, отрицают, скорее, нормативные и законодательные рамки в социуме, этические и религиозные предписания, нежели сущностные и необходимые связи между людьми, определяющие цели индивидуумов, их мышление, эмоциональную и интуитивную развитость. Позиция экзистенциально-интуитивного подхода иллюстрирует непонимание того, что экономические закономерности выявляются, познаются и реализуются только через движение масс, а не отдельных индивидов.
Редукционистский подход предполагает выведение экономических закономерностей из математических или естественно-научных законов, которые, таким образом, придают законообразность гуманитарному знанию. При этом автономность экономических закономерностей, их самоценность уничтожается. Фрейдизм, географический детерминизм, проекты социальной физики, кибернетика и синергетика, - все это примеры попыток применить стандарты точных наук (биологии, химии, физики и т.д.) для гуманитарных исследований.
Безусловно, польза от этих попыток имеется - обогащается методологический аппарат экономических наук; формируется целостная картина мира, связывающая воедино законы природы и общества; появляются неожиданные срезы социальной и духовной материи. Особенно активно процесс редукции идет в условиях гуманитарного кризиса, что обусловлено естественным желанием ученых ощутить почву под ногами, плодотворно пережить период формирования новой общественной парадигмы. Но допускать доминирование математических и естественно-научных моделей исследования в обществоведении -значит выхолащивать суть гуманитарных наук, схематизировать социальные процессы, снижать адекватность их познания.
Таким образом, отрицание существования экономических законов в рамках вышеприведенных подходов нельзя считать абсолютным, эти позиции, большей частью, обусловлены неполным, односторонним раскрытием специфики этих законов.