Методические правила формирования грамматических навыков

Примеры контролирующих заданий

Примеры речевых упражнений

Применение грамматического материала в речи

Переход от языковых навыков к речевым обеспечивается упражнениями, в ко­торых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, актуальных событий, ки­нофильмов и т.д.

Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством:

1) активизации в учебном разговоре новой грамматической структуры в составе
диалогических и монологических высказываний в ситуациях общения;

2) различных видов пересказа или изложения содержания прослушанного или про­читанного текста;

3) употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи;

4) включения в беседу освоенного грамматического материала в новых ситуациях,
предполагающих перемежающееся противопоставление грамматических структур;

5) беседы по прослушанному (прочитанному) тексту, просмотренному видео /кинофильму, предполагающей свободное противопоставление грамматических форм;

6) организации и проведения различных видов грамматически направленных
ролевых игр.

1. Докажите своему собеседнику, что ... .

2. Прослушайте диалог и скажите, почему ... .

3. Проведите беседу о театре (музыке, литературе) используя прием сопоставления фактов.

4. Сложите разрезанную на части картинку и опишите ее.

5. Придумайте логическое завершение рассказа (диалога).

6. «Оживите» предложенную картинку.

7. Представьте, что вас приглашают на ... . Обоснуйте свое согласие (отказ).

8. Возьмите интервью у иностранца (очевидца событий, выдающейся личности) о
происходящих (происшедших, предстоящих) событиях.

Контроль грамматических навыков

Контроль грамматических навыков может быть следящим или выде­ляться в отдельный этап. Преподаватель может осуществлять его непосредственно в процессе самой речевой деятельности ( слушания, говорения, чтения и письма) или использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения.

 

  1. Кратко расскажите о …
  2. Опровергните утверждение, что…
  3. Узнайте у собеседника о …
  4. Прочитайте рассказ и подберите к нему фотографии
  5. Составьте вопросы для грамматической викторины
  6. Выполните следующие тестовые задания
  7. Исправьте грамматические ошибки в тексте…
  8. Подберите в Интернете материал, иллюстрирующий употребление указанных грамматических явлений.

 

Итак, в работе над грамматической стороной речи желательно придерживаться следующих правил - рекомендаций:

  1. Новая грамматическая структура усваивается только на основе уже изученной лексики.
  2. На одном уроке усваивается как правило, одна новая структура или два - три варианта этой структуры.
  3. Урок формирования грамматических навыков является грамматическим лишь по материалу; но речевым по технологии его тренировки.
  4. Решающее значение имеет последовательность упражнений, ее соответствие стадиям формирования грамматического навыка.
  5. При обучении грамматике необходимо методически грамотно дозировать и использовать знания в форме правил-инструкций, памяток, грамматических справочников и т.д.
  6. Целесообразно использовать запись структур и их абстрактное изображение в виде схем, таблиц и т.д..
  7. Общей стратегией обучения грамматической стороне речи является функциональность.

 

Стандартная программа овладения грамматическим материалом:

  1. Устное введение структур, осмысление, контроль понимание.
  2. Аудирование структуры в речи учителя и механической записи.
  3. Хоровая и индивидуальная отработка по образцу и без него.
  4. освоение грамматической структуры в учебном разговоре в различных режимах.
  5. Наполнение структур изученной лексикой.
  6. Наполнение структур новой лексикой.
  7. Расширение структур за счёт лексики, усвоенной раннее.
  8. Отработка грамматического материала в условно-речевых упражнениях.
  9. Отработка грамматического материала в чтении.
  10. Аудирование речи, включающей старый материал.
  11. Практика в использовании грамматического материала в речи с опорами и без них.