Методические правила формирования грамматических навыков
Примеры контролирующих заданий
Примеры речевых упражнений
Применение грамматического материала в речи
Переход от языковых навыков к речевым обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, актуальных событий, кинофильмов и т.д.
Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством:
1) активизации в учебном разговоре новой грамматической структуры в составе
диалогических и монологических высказываний в ситуациях общения;
2) различных видов пересказа или изложения содержания прослушанного или прочитанного текста;
3) употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи;
4) включения в беседу освоенного грамматического материала в новых ситуациях,
предполагающих перемежающееся противопоставление грамматических структур;
5) беседы по прослушанному (прочитанному) тексту, просмотренному видео /кинофильму, предполагающей свободное противопоставление грамматических форм;
6) организации и проведения различных видов грамматически направленных
ролевых игр.
1. Докажите своему собеседнику, что ... .
2. Прослушайте диалог и скажите, почему ... .
3. Проведите беседу о театре (музыке, литературе) используя прием сопоставления фактов.
4. Сложите разрезанную на части картинку и опишите ее.
5. Придумайте логическое завершение рассказа (диалога).
6. «Оживите» предложенную картинку.
7. Представьте, что вас приглашают на ... . Обоснуйте свое согласие (отказ).
8. Возьмите интервью у иностранца (очевидца событий, выдающейся личности) о
происходящих (происшедших, предстоящих) событиях.
Контроль грамматических навыков
Контроль грамматических навыков может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Преподаватель может осуществлять его непосредственно в процессе самой речевой деятельности ( слушания, говорения, чтения и письма) или использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения.
- Кратко расскажите о …
- Опровергните утверждение, что…
- Узнайте у собеседника о …
- Прочитайте рассказ и подберите к нему фотографии
- Составьте вопросы для грамматической викторины
- Выполните следующие тестовые задания
- Исправьте грамматические ошибки в тексте…
- Подберите в Интернете материал, иллюстрирующий употребление указанных грамматических явлений.
Итак, в работе над грамматической стороной речи желательно придерживаться следующих правил - рекомендаций:
- Новая грамматическая структура усваивается только на основе уже изученной лексики.
- На одном уроке усваивается как правило, одна новая структура или два - три варианта этой структуры.
- Урок формирования грамматических навыков является грамматическим лишь по материалу; но речевым по технологии его тренировки.
- Решающее значение имеет последовательность упражнений, ее соответствие стадиям формирования грамматического навыка.
- При обучении грамматике необходимо методически грамотно дозировать и использовать знания в форме правил-инструкций, памяток, грамматических справочников и т.д.
- Целесообразно использовать запись структур и их абстрактное изображение в виде схем, таблиц и т.д..
- Общей стратегией обучения грамматической стороне речи является функциональность.
Стандартная программа овладения грамматическим материалом:
- Устное введение структур, осмысление, контроль понимание.
- Аудирование структуры в речи учителя и механической записи.
- Хоровая и индивидуальная отработка по образцу и без него.
- освоение грамматической структуры в учебном разговоре в различных режимах.
- Наполнение структур изученной лексикой.
- Наполнение структур новой лексикой.
- Расширение структур за счёт лексики, усвоенной раннее.
- Отработка грамматического материала в условно-речевых упражнениях.
- Отработка грамматического материала в чтении.
- Аудирование речи, включающей старый материал.
- Практика в использовании грамматического материала в речи с опорами и без них.