Примеры упражнений игрового характера

Примеры трансформационных упражнений

Примеры подстановочных упражнений

1. Составьте предложения из заданных слов.

2. Составьте предложения по образцу.

3. Прослушайте диалог, воспроизведите его и составьте диалог по аналогии.

4. Расскажите о себе или друге, используя образец.

5. Сгруппируйте следующие предложения так, чтобы получился рассказ. Для са­мопроверки используйте образец.

6. Посмотрите на фотографии и скажите, чем одна отличается от другой (приводится образец).

7. Прослушайте реплики своего друга. Скажите, что вы выполнили (выполните) только одно из названых им действий.

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комби­нирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических струк­тур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и про­тивопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдель­ных усвоенных ранее частей целые высказывания с новым содержанием. Выбор вида упражнения зависит от конкретной ситуации.

 

1. Выразите ту же мысль иначе (скажите по другому).

2. Замените выделенные слова ...

3. Перескажите текст, представляя, что действие совершилось только что (вчера,
раньше).

4. Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня.

5. Ответьте на просьбу (приглашение, совет, комплимент).

6. Опровергните высказывания и дополните их.

7. Передайте собеседнику смысл следующего сообщения своими словами.

 

Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматиче­ского материала к условиям реального общения. Организация игры предполагает создание речевой ситуации, включающей атрибуты игры, ролевые предписания, коммуникативное задание.

  1. 1.. Повторите предложение несколько раз, произнося его каждый раз все тише и тише (игра «Эхо»).

2. Повторите предложение и сделайте хлопок (шаг) на каждое слово.

3. Передайте фразу (несколько раз) по секрету («Секрет» передается по цепочке, в парах, в небольших группах).

4. Расскажите товарищам о том, что вы услышали, не рассказывая о том, где
вы были (игра «Где были мы не скажем, а что услышали - расскажем).

5. Прослушайте сообщение и средствами пантомимы покажите, что вы поняли
его (игра «Где были мы не скажем, а что услышали - покажем»).

6. Угадайте, что (кто) это? (указываются признаки).

7. Установите, что изменилось в помещении, во дворе, в городе (игра «Детектив»). Используются два рисунка, изображающие одно и то же помещение, но отличающиеся некоторыми деталями.

8. Проверьте, внимательны ли вы. Скажите, какие предметы окружают вас,
сколько их, где они расположены (игра «Ищем наблюдательных»).

9. Поправьте собеседника, который комментирует свои действия или какие-то события и все путает (игра «Человек рассеянный»).

10. Определите правдивость или ложность утверждения (игра «Правда-
неправда»)

11. Постарайтесь прочитать мысли друг друга. (Первый играющий начинает предложение, другие - заканчивают его. Игра «Читаем мысли»).

12. Установите, кому принадлежит потерянная вещь (игра «Бюро находок»).

13. Отберите письма, которые пришли вчера, позавчера, неделю назад (игра
«Сортировка писем»).

14. Расшифруйте телеграммы (игра «Дешифровщик»).

15. Назовите формы 5-6 неправильных глаголов (2-3 пословицы, 8-10 новых
слов, 2-3 формулы речевого этикета). Правильное выполнение задания будет
служить вам входным билетом на выставку (в музей, театр) (игра «Входной билет»).

16. Скажите, что было бы, если бы остановились все часы (не было бы газет,
радио, телевидения).

17. Составьте коллективный рассказ, при этом повторите предшествующие фразы
и добавьте свою (игра «Снежный ком»).

18. Проведите инвентаризацию мебели, спортивного инвентаря в школе (игра
«Инвентаризация»).

19. Подвергните высказывание собеседника сомнению (игра «Фома неверующий»).

20. Найдите и исправьте ошибки в тексте (игра «Корректор»).

21. Зарифмуйте предложения, фразы (игра «Рифмы»).