Примеры имитативных упражнений
Тренировка грамматического материала
Примеры упражнений на первичное закрепление материала.
1. Сравните употребление ... в следующих ситуациях и скажите, по какому признаку они противопоставлены.
2. Сравните ситуации, найдите общее и отличительное в значении грамматических форм.
3. Скажите, какие из приведенных предложений не имеют смысла в следующих ситуациях.
4. Прослушайте пары предложений и укажите то, которое соответствует переводу,
данному на карточке.
5. Укажите номер ситуации, в которой допущена ошибка в употреблении грамматической формы.
6. Скажите, какое грамматическое явление вы употребили бы в следующих ситуациях.
7. Выразите согласие или отказ, употребляя одну из двух предложенных вам грамматических форм. Обоснуйте свой ответ.
8. Прослушайте вопрос и скажите, что вы сделаете то, о чем идет речь, когда обстоятельства станут изменяться.
9. Прослушайте те реплики, и в зависимости от ситуации скажите собеседнику,
чтобы он не волновался и чтобы он не утруждал себя.
Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные упражнения, подстановочные упражнения, трансформационные упражнения. В отдельную группу выделяются упражнения игрового характера.
Имитативные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторить без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, контрастного повторения различных форм за преподавателем, списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.
1. Повторите ... вслед за диктором.
2. Повторите следующие предложения, выполняя соответствующие действия.
3. Выполните команду и скажите, что вы сделали.
4. Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро, задумчиво, иронически.
5. Скажите, что сегодня все было, как обычно.
6. Подтвердите высказывание диктора, если он прав.
7. Скажите, что в воскресенье (на прошлой неделе) вы делали то, что любите
делать.
Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизмов в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях.
Существенным для организации подстановочных упражнений- являет
ся обеспечение подсказки элементов для подстановки. Подсказка может носить
экстралингвистический и речевой характер. Особенно эффективны подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования
предложений, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм в подстановочной таблице. Следует предлагать обучаемым такие упражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую грамматическую форму ряду подобных и затем уже составить предложения по образцу. Продуктивны и подстановочные упражнения, построенные по принципу противопоставления, основанные на одновременном показе двух кадров или картинок, изображающих оппозиционные грамматические значения.