Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

Теории поведения личности в конфликте.

1. Основные поведения личности в конфликтном взаимодействии.

Стратегии поведения в конфликте.

Типы конфликтных личностей.

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

8 лекция.

1. Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание.

Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов

Технологии рационального поведения в конфликте.

Конструктивное решение конфликтов возможно лишь в процессе эффективного общения сторон. Но часто соперники, которые находятся в возбужденном состоянии не могут контролировать своим поведением, поэтому конфликт заходит в тупик. Все это является следствием нарушения технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Таким образом, под технологией эффективного общения понимают такие способы, приемы и средства общения, которые обеспечивают взаимное понимание и взаимное эмпатию партнеров по общению. Для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформулировать целевую установку на сотрудничество. При этом следует помнить психологический закон сотрудничества: кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию.

Содержание технологии эффективного общения в конфликте можно свести к соблюдению определенных правил и норм общения, а именно:

- Концентрируйте внимание на том, кто говорит и на его сообщении;

- Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание информации так и ее детали;

- В процессе общения не перебивайте человека, который говорит, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итогов;

- Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Не убедившись в точности воспринятой информации, не переходите к новым сообщениям;

- Поддерживайте атмосферу взаимного доверия, проявляйте эмпатию к собеседнику;

- Используйте невербальные средства коммуникации: часто контактируйте глазами, кивайте головой в знак понимания;

На лабораторной работе мы исследуем значение некоторых жестов и поз, которые могут помочь понять поведение и состояние вашего партнера. (Емельянов Станислав Михайлович. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 368 с. С. 109-110).

Во технологиями рационального поведения в конфликте понимают совокупность способов коррекции, которая направлена ​​на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликт антов на основе самоконтроля эмоций. Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями занимают аутотренинга.

Среди технологий рационального поведения в конфликте ведущее место занимают такие, которые позволяют избавиться от гнева. Рассмотрим некоторые из них:

- Проектирование (этот способ заключается в том, что вы излучаете свой гнев и проектируете его на некоторое выдуман вами экран. Позже вы берете выдуманную лучевую пушку и стреляете в него. С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и итоге пропадает совсем).

- Очистка энергетического поля или ауры вокруг себя (следует встать и сделать движения руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы очищаете энергетическую оболочку вокруг этой части своего тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы забираете от себя раздражение и другие негативные эмоции затем отряхуете их с себя).

Очень важно не допускать негативных эмоциональных реакций, то есть обладать эмоциональной выдержкой. Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера - первое правило самоконтроля эмоций. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны подвергнуться такому же состоянию.

Положительный эффект дает обмен эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживания партнеры получают разрядку. Такой взаимный обмен должен осуществляться в спокойной форме, а не в формах взаимных обид. Условно данную технологию можно назвать - рационализацией эмоций.

Чтобы исключить эмоциональные реакции, необходимо поддерживать высокий уровень самооценки в себя и в своего оппонента. Данную технологию можно условно назвать - поддержанием высокой самооценки.

9 лекция.

Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.

1. Основное содержание переговорного процесса.

Модели поведения партнеров в переговорном процессе

Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе

Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.

Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.

В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это:

1. "Достижение соглашения", являющееся разновидностью социального конфликта. Данная разновидность может быть определена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения в случае, когда их интересы противостоят друг другу;

2. Собственно переговоры как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными.

В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны.

Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.

Третейский судья – наиболее авторитарная роль , так как он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение.

В принципе руководителю, занимающему позицию "третейского судьи", безразлично, о чем договорятся конфликтующие стороны. Важно, чтобы был достигнут нужный для этих сторон результат, который затем воплотился бы в определенное соглашение между ними.

Если соглашение не оформляется из-за больших расхождений сторон, то тогда руководителю следует убедить стороны в продолжении контактов, но на более сложной ступени посредничества. Руководитель же может перейти от тактики представителя третьей стороны к тактике посредника.

Арбитр - также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. использоваться в качестве совета) или обязывающий характер. Стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.

Посредник – более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.

Консультант – квалифицированный и непредвзятый специалист, выступающий в качестве третьей стороны. Консультирование – новаторская форма вмешательства в конфликт. В задачу консультанта входит: сбор фактических данных; определение предмета спора; выяснение того, как подобные ситуации уже решались где-то и кем-то прежде; нахождение способа взаимовыгодного выхода из конфликта.[9, с.59]

Переговоры являются смесью четырех видов деятельности:

=> достижения реальных результатов;

=> изменения или влияния на баланс сил;

=> поддержания конструктивного климата;

=> достижения процедурной гибкости.

Достижение реальных результатов требует: продуманного обмена информацией о целях, ожиданиях и приемлемых соглашениях; умения представить собственную позицию так, чтобы она оказывала влияние на восприятие другой стороны; постепенного движения к компромиссу и уступок обеим сторонам.

Основные правила ведения дискуссии:

ð Правило выслушивания. Когда кто-то выступает (не важно, чью сторону он при этом представляет), остальные должны внимательно выслушать его аргументы и не прерывать замечаниями, протестами и прочими недружелюбными действиями.

Уже одна эта привычка требует значительной сосредоточенности сторон.

ð Правило равенства. Демократическая традиция общения не признает иерархически обусловленных ритуалов и символов поклонения.

За столом переговоров исчезает авторитет власти и остается власть авторитета. Сила позиции - в ее аргументированности и богатстве альтернатив выхода из сложившейся ситуации.

В этой связи В. Мастенбрук говорит о силе убеждения, выделяя четыре ее составляющих[4]:

1. Ясную, хорошо структурированную манеру объяснения собственной точки зрения;

2. Обоснованно свободное и раскрепощенное поведение, не доходящее до беспечности;

3. Вариативность: темпа речи и тембра голоса, использования конкретных примеров, генеральных линий; помощь наглядными пособиями;

4. Эмоциональную , слегка высокопарную передачу собственной точки зрения, до тех пор, пока это не стало краснобайством.

ð Процедурное правило. Здесь выделяется несколько моментов организации взаимной дискуссии:

• сочетание пленарных заседаний сторон с подготовительными;

• определенный порядок общения: доклад одной стороны, далее вопросы на понимание и уточнение ("Правильно ли я Вас понял?"), затем критическое осмысление сказанного. В таком же порядке происходит заслушивание другой стороны;

• очередность сообщений: на одном туре переговоров начинает одна сторона, на следующем - другая;

• ограничение выступлений во времени;

• поддержание работоспособности участников переговоров с помощью перерывов (лучший вариант: через каждый час), обеспечение питания и пр.

ð Правило безоценочных суждений. Речь идет об отказе употребления слов, несущих негативный смысловой оттенок в адрес другой стороны.

ð Правило переговорной комнаты. Не будет продуктивных бесед в кабинете начальника или директора, где обстановка подчеркивает властные полномочия и создает атмосферу неравенства. Для этого необходимо выделить специальное помещение, особым образом расставить в нем мебель, оснастить его проекционной аппаратурой, большими отрывными блокнотами и пр.[5]

Таким образом, существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.

Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.

10 лекция.

Медиация – искусство разрешать конфликты.

1. Специфика медиации на современном этапе

Функции медиатора

Медиация как процесс

Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 83% - 85% всех процедур медиации успешны. Остальные, от 5% - 10% участников процедуры приходят к полному или к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации. Сегодня уже невозможно представить себе повседневное управление конфликтом без медиации. Считается само собой разумеющимся использование медиации в урегулировании самых разнообразных конфликтов в Европе и США. Россия в этом отношении не является исключением – в последние годы наблюдается возрастание интереса к данной форме урегулирования конфликтов, разрешению споров на основе переговоров спорящих сторон с участием посредника – медиатора. Главным фактором широкого распространения посредничества является спрос на эту форму услуги.

Зачем нужна Медиация? Острые конфликты и акты массового уничтожения людей представляют огромную угрозу для выживания общества и окружающей среды. Серьезные конфликты порождают страх и причиняют неописуемые страдания. Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния, принципы, различия в положении - может существовать большое количество препятствий для конструктивных переговоров людей или групп. В большинстве случаев, им это не удается без помощи со стороны. Грамотное управление конфликтом позволяет свести к минимуму его разрушительные последствия. В этом случае конфликт не наносит существенного ущерба отдельным людям и их сообществам и не разрушает взаимоотношения между ними и внутри них. Энергию конфликта можно использовать конструктивно, а не деструктивно.

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - «посредничать».

Медиация – это альтернативный метод разрешения спора при участии нейтральной незаинтересованной стороны, медиатора (посредника). Медиатор ведет процесс выяснения всех обстоятельств, из этого состоит технология медиации – чтобы позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были сформулированы, озвучены, услышаны и понятны всеми. При этом медиатор поддерживает вовлеченные в спор стороны в выработке самостоятельного решения - выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны. Медиация является типичной формой консенсуса.

Наиболее применима медиация в случаях, когда:

• важны будущие отношения, интересы участников конфликта (например, важность сохранения нормальных отношений в бизнесе, или после развода, когда затронуты интересы детей);

• на ситуацию влияет эмоциональная сторона конфликта (например, разногласиях, между партнерами, или акционерами);

• необходимо сохранить полную конфиденциальность (в отличие от судебных процессов, которые, как правило, публичны);

• необходимо выработать всеобъемлющее решение (а правовой спор охватывает лишь часть проблемы, и регулирует бинарным конструктом «да\нет»)

• в политической сфере (между государствами, конфликты, основанные на разности религиозных убеждений)

• межкультурные (этнические группы, конфликты общинной группы)

Сегодня медиация находит применение и развивается повсюду, получив распространение во всем цивилизованном мире, как система, основанная на консенсусе и сотрудничестве.

Основные отличия медиации от судебного разбирательства.

Всем известно, что суд – процесс формальный и публичный, который контролируется государством. Суд сфокусирован на повод к конфликту, сбор доказательств, причин и фактов из прошлого. Регулируется правом, ориентируется на победу одной из сторон, используя слабости позиций другой стороны, применяя стратегию «выигрыш-проигрыш».

В отличие от суда медиация представляет собой конфиденциальный, неофициальный процесс, основанный на автономности участников конфликта. Процесс, при котором учитываются личные убеждения, субъективные интересы, уважаются различия, и точки зрения сторон для создания взаимоприемлемого будущего. Это путь к осмысленному принятию собственной слабости и слабости других, к осознанию необходимости привлечения помощи со стороны. Где решение будет в духе «выигрыш-выигрыш».

Разнообразие ролей медиатора.

Медиация быстро развивается, а сфера ее применения расширяется. Гибкий подход позволяет создать уникальную модель, идеально подходящую в каждом конкретном случае. Конфликты настолько различаются, что медиаторам требуется хорошее воображение и творческий подход, для этого требуется множество ролей:

• катализатор

• менеджер

• арбитр

• фасилитатор

• переводчик

• источник информации

• «мост» к новой структуре

• «проверяющий» реальность достигнутых соглашений

• дирижер

• синтезатор

Все эти роли включены в основу технологии медиации, требующей специального образования и навыков. Необходимо научиться сохранять баланс между техническим и творческим компонентами медиации.