Регулирование паломнической деятельности.

 

Паломническая деятельность составляет важную обрядовую часть деятельности религиозных организаций, как христиан, так и мусульман, иудеев и других конфессий. По своей сущности это обрядовое путешествие к святому месту, объекту, содержащее все признаки туристской деятельности, но в определенных отношениях стоящие вне таковой, вне массовых видов туризма, принятых в светском обществе. Законоположительных государственных актов, прямо регулирующих паломничество в России, нет и не может быть как таковых, поскольку паломничество является прерогативой не государства, а отделенных от государства в своей внутренней деятельности религиозных организа­ций. В законах и нормативных актах можно найти только опосредованные отношения, регулирующие паломническую деятельность, поскольку таковая частично протекает вне территорий и зданий религиозных организаций и подчиняется общим законам и нормам (Так, например, любой транспорт, принадлежащий религиозным организациям, при осуществлении транспортной деятельности подчиняется общим законам государства по принадлежности и места нахождения, Правилам дорожного движения, регистрации и технического осмотра и прочим.) общественного бытия и межгосударственным отношениям.

Следует принять во внимание, что многие религиозные организации получили (на безвозмездной основе) здания, храмы, территории, построили не только собственно помещения для богослужения и обрядовых действий, но и жилые помещения для насельников и трутников, паломников, организовано общественное питание в трапезных (Иногда в монастырях при 30 насельниках за столом в трапезной находится до 300 человек.), монастыри имеют свой автотранспорт и даже пароходы. Для организации паломничества создаются мощные паломнические службы, организуются производственные мастерские для изготовления церковной утвари.60 Общие нормативные акты также содержат уложения, регулирующие вещные права церкви: ст. 117 ГК (религиозные организации могут быть юридическими лицами и иметь имущество), также эти отношения регулирует ст. 6 федерального закона «О некоммерческих организациях». Адекватно устав Русской Православной церкви (раздел XV «Имущество и средства») устанавливает источники доходов: средства церкви и ее канонических подразделений образуются из пожертвований, в том числе при совершении богослужений, таинств и треб, распространения предметов религиозного назначения, доходов, получаемых от деятельности учреждений и предприятий Русской Православной церкви, направляемых на Уставные цели, а также отчислений канонических подразделений. Имущество канонических подразделений, принадлежащее им на правах собственности, пользования и иных правах, также является имуществом церкви. Право распоряжения имуществом Русской Православной церкви принадлежит Священному Синоду.

Отчасти религиозное паломничество попадает под действие законов и нормативных актов, регулирующих туристскую деятельность, например, в части гражданских отношений, регулируемых ГК и другими федеральными законами. Следует также отметить, что согласно Налоговому Кодексу РФ (ст. 149 п. 3) не подлежат налогообложению НДС стоимость реализации предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями (за исключением подакцизных) в рамках религиозной деятельности, организация и проведение обрядов, церемоний, молитвенных собраний. и других культовых действий. Освобождены от налога с продаж на основании ст. 351 Налогового Кодекса РФ услуги населению в части проведения обрядов и церемоний.

Туристская деятельность в России регулируется положениями федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132 (1996 г.). Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить (Что постоянно нарушается на всех уровнях власти.)

Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешест­вий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

В законе даются основные понятия и терминология (ст.1): туризм— временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

турист— гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздо­ровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6-ти месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

туристские ресурсы— природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлет­ворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности излагаются в ст. 4. Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. Под иные права попадают опосредовано права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать паломничество.

В России в целях защиты прав и интересов туристов осуществляются стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.

ГОСТ 50690-2000 «Туристские услуги» классифицирует туристские услуги, выделяя в п 4.2. религиозные туры. Такие туры понимаются как туры с паломническими целями, участие в религиозных мероприятиях, туры с посещением святых мест.

Из этого истекает, что паломнические службы, организованные вне религиозной общины (как предприятия любой организационно-правовой формы собственности) при осуществлении туроператорской и турагентской деятельности и предоставлении туристских услуг населению обязаны пройти процесс сертификации. Планируется введение залога в размере до 100 тыс. USD на право осуществления туроператорской деятельности. И этим организациям также придется выдать финансовые гарантии на свою деятельность в общем порядке.

Религиозные организации не только отделены от государства, но освобождены от налогообложения в рамках своей деятельности по принадлежности или пользуются льготами. Государство не вмешивается в организацию деятельности религиозных организаций. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Здесь возникает сложный вопрос, как отделить верующего паломника от любопытствующего туриста. Во-первых, причастность к религии — дело совести и убеждений личности и не удостоверяется никаким документом. Во-вторых, глубина верования также ничем не измеряется. Еще Иисус Христос сказал, что верующий тот, у кого Бог в душе. Таким образом, мера участия в религиозной жизни не свидетельствует о глубине верования. Однако формальности существуют. В мусульманстве обязатель­но соблюдение ежедневных молитв и участие в коллективном пятничном намазе. Формально — верующий, пропустивший без уважительных причин три раза пятничный намаз, считается покинувшим ислам.

По установившейся практике религиозные организации составляют и заверяют должным образом соответствующие списки паломников с надлежащими реквизитами. Если вернуться в XVIII в., то можно встретить практику выдачи паломникам специального паспорта паломника, который давал право посещения св. Земли. Одним из важных условий было наличие у просителя 100 руб. на дорожные расходы. Исходя из этих положений религиозные общины должны сами принять решение формализации процесса идентификации лиц, причастных к паломничеству. Это, несомненно, внутриконфессионное решение, религиозные формы и требования к паломникам достаточно жесткие. Поскольку все религиозные общины прямо или опосредовано финансируют паломничество, добиваются соответствующих скидок в цене на услуги для паломников, то они и должны контролировать состав паломничествующих. Любая конфессия заинтересована в пропаганде своих верований и привлечении новых сторонников. Посещение св. мест в познавательных целях при правильной организации дает определенный доход в пользу религиозной организации или общины по принадлежности. Для этих целей могут образовываться особые паломнические службы и предприятия на общих основаниях.

Религиозные общины при надлежащей регистрации имеют право на внешнеэкономическую деятельность и, следовательно, могут быть аккредитованы при консульствах иностранных государств для получения виз и разрешений на посещение св. мест на территории данного иностранного государства. Таким образом, все необходимые вопросы участия в паломнических группах, разрешимы.

Остается вопрос о стандартизации и сертификации. Деятельность религиозных общин отделена от государства, и никаких государственных стандартов на богослужения, обряды, содержание монастырских и иных общинных средств размещения быть не может, соответственно не подлежит государственной стандартизации и религиозное паломничество. Процесс сертификации — установление соответствия процесса действующим стандартам и правилам по принадлежности — также отпадает. Никому в голову не придет сертифицировать богослужение или религиозный обряд. В принципе, тезис о положительности стандартизации и сертификации никто не обсуждает, но это дело самих религиозных организаций и не исключено, что соответствующие предложения внутри конфессии будут разработаны и опыт использован. В определенном роде стандартизация церемоний и служб имеется, порядок (чин) строго установлен, регламентация достаточно описана и соблюдается веками. Специалисты сферы сертификации приглашены к обсуждению этого вопроса. В настоящее время широко обсуждается вопрос о внесении поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и даже (в далекой перспективе) создания нового кодекса законов о туризме. Учитывая коренные разногласия в понимании вопроса он видимо будет рассмотрен лишь новым составом Думы.

Контрольные вопросы:

Каковы общие принципы правового регулирования путешествий с религиозными целями?

Как осуществляется правовое регулирование паломничества как вида турдеятельности в России?

Как осуществляется регулирование паломнической деятельности?