ЛИЗИНГ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Взаимоотношения лизингодателя и лизингополучателя определяются договором лизинга, который независимо от срока заключается в письменной форме.

 

Договор лизинга должен содержать :

1. Точное описание предмета лизинга

2. объем передаваемых прав собственности

3. наименование места и порядок передачи

4. указание срока действия договора

5. порядок балансового учета предмета договора

6. указание суммы договора и размера вознаграждения лизингодателя

7. порядок расчетов

8. обязанности и ответственность сторон

 

На протяжении вот уже нескольких лет лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники в нашей стране демонстрирует устойчивый рост и динамичное развитие. Постоянно увеличиваются его объемы, география проводимых сделок, расширяется номенклатура передаваемого в лизинг имущества, создаются новые рабочие места. Так, 2002 году прирост стоимости заключенных договоров в этом сегменте российского рынка лизинговых услуг вырос на 23,6%, за два года данный показатель увеличился на 71,1%. Предварительные результаты 2003 г. позволяют спрогнозировать удвоение объемов рынка за три года.

Подобная динамика объясняется, прежде всего, тем, что строительная техника является, как правило, достаточно ликвидной, на нее постоянно испытывается большой спрос потребителей. Это означает, что лизинговая компания, заключая договор лизинга, имеет высокий уровень уверенности в том, что если лизингополучатель перестанет выполнять свои обязательства, то имущество можно изъять у неисполнительного клиента и впоследствии достаточно быстро продать на вторичном рынке оборудования.

Многие виды техники, которые используются в строительном комплексе, входят, согласно 25-ой главы "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации и постановления правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы" в 3 - 6 группы амортизации. Это означает, что на практике они достаточно удобны при проектировании и реализации лизинговых сделок с точки зрения реальных сроков амортизации с учетом коэффициента 3.

Дело в том, что проектанты лизинговых сделок исходят из возможности применения ускоренной амортизации и заключения договоров на сроки, которые сопоставимы с полной или близкой к полной амортизации имущества. Хотя сейчас требование по соблюдению подобного нормативного ограничения и устранено из текста Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)", тем не менее, на практике оно часто наиболее часто применяется, так как позволяет сторонам договора лизинга выбрать наиболее оптимальный вариант, при котором удается получить в наибольшем объеме льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество.

Как показывает зарубежная практика ведения лизингового бизнеса, сделки со строительным оборудованием являются наиболее подходящими для оперативного лизинга. В наших российских условиях после внесения изменений и дополнений в законодательный акт, регулирующий лизинговую деятельность в стране, по-видимому, станут развиваться схемы, в которых будут совмещены в рамках одной лизинговой сделки аренда и финансовый лизинг.

Возникает вопрос, почему не все предприятия и организации заинтересованы использовать механизм финансового лизинга, а в ряде случаев они намереваются получить имущество на условиях оперативного лизинга? Чаще всего это происходит в силу особой технологии производственного процесса в строительстве. Так, в строительном комплексе каждый этап работ имеет, как правило, непродолжительный отрезок времени. Вместе с тем технология строительства предполагает использование большого количества различных видов техники, машин, механизмов. При нулевом цикле требуются землеройные машины, экскаваторы, бетоносмесители и т.д. По мере возведения дома или другого строительного объекта эта техника уступает место башенным кранам, затем -оборудованию для внутренней отделки помещения, деревообрабатывающей технике. Если строительная организация не является узкоспециализированной (т.е. занимается только земляными или отделочными работами) и не занята одновременно возведением нескольких объектов, то большая часть техники, как правило, простаивает. Следовательно, денежный поток по этому виду имущества притормаживается или вообще прекращается.

Поэтому использовать на практике схему финансового лизинга при приобретении многих видов дорогостоящего оборудования не всегда оправдано. Более предпочтительным и экономически выгодным для пользователя может стать схема оперативного лизинга (аренды). Дело в том, что оперативный лизинг избавляет лизингополучателей (строительные организации) от значительных затрат на создание специализированных технических служб и ремонтных баз по обслуживанию строительной техники.

Мировой опыт свидетельствует о том, что при наличии высококлассного обслуживания цена отходит на второй план. Как правило, в договоре оперативного лизинга предусматривается выполнение лизингодателем полного технического обслуживания и ремонта оборудования. В связи с этим арендатору нет необходимости иметь ремонтную мастерскую, запасные части, инструменты для ремонта и вести учет выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту.

Действительно, для лизингополучателя возвращать ненужное для работы на текущий момент оборудование обратно лизинговой компании более выгодно, чем занимать большие площади и нести расходы по его хранению. В договорах предусматривается, что в том случае, если арендуемое оборудование выходит из строя, то лизингодатель произведет его замену. Соответственно арендатор не будет терять свое драгоценное время на ремонт данного оборудования. В результате у лизингополучателя появляется возможность экономить на помещениях для ремонта и хранения оборудования.

В США продолжающееся развитие арендной отрасли обусловлено тем, что строительные подрядчики все в большей мере не испытывают необходимости в приобретении оборудования в собственность. Они осознают, что ведение бизнеса на основе аренды более выгодно, чем приобретение оборудования в собственность. В середине - конце девяностых годов прошлого века наблюдалась четко выраженная тенденция уменьшения величины парка машин, находящихся в собственности пользователей, и, соответственно, увеличения числа машин, привлекаемых для работы на условиях аренды и лизинга. Распространение среди пользователей оборудования аренды (оперативного лизинга) было более быстрым, чем лизинга.

Опрос пользователей строительной техники показал значимость для них причины взятия оборудования в аренду в следующем порядке: нерегулярность использования отдельных машин и выполнение специальных проектов; использование машин в течение пиковых периодов; возможность сохранения имеющихся денежных средств; опробование машины перед приобретением; сохранение капитала; приближенность арендной компании или ее филиала к месту работы арендатора; ставки арендной платы меньше затрат на содержание собственной техники.

Многое для успешного продвижения лизинга зависит от того, сможет ли арендодатель заинтересовать потенциального арендатора. К примеру, в строительном комплексе США пользователи при выборе арендного предприятия учитывают по значимости перечисления следующие факторы: техническое состояние машин; пригодность машин для выполнения требуемых задач; величины арендных ставок; предыдущий опыт работы с поставщиком арендных услуг; месторасположение, часы работы, близость; качество услуг по технической эксплуатации; качество услуг по доставке.

В нашей стране оперативный лизинг также может найти активное применение. Это обусловлено рядом причин, которые характерны для различных отраслей народного хозяйства. Например, в строительстве в результате проводившейся в России приватизации, демонополизации многие крупные строительные коллективы распались, резко сократилось бюджетное финансирование отрасли. При этом 86% от числа образовавшихся в ходе приватизации строительных организаций составляют предприятия малого бизнеса. Этим предприятиям необходимы, как правило, не машины тяжелого и среднего класса для ведения работ на больших стройках, а средства малой механизации.

Уровень потребления техники строительными организациями сократился в России за несколько лет в 4-6 раз, а степень обновления парка машин упала до 1,5-2% в год, при норме - 12%. Эта тенденция свидетельствовала о старении парка строительной техники и снижении уровня его использования. Правда, в последние два года с развитием жилья, офисных зданий, торговых комплексов наметился некоторый перелом в техническом перевооружении строительных организаций.

Одним из ключевых при аренде (оперативном лизинге) является вопрос сроков проведения лизинговых операций. Так, в США 58% пользователей арендуют технику на одну неделю и менее, 11,5% - на две недели, 20% - на один месяц, 5,5% - на три месяца и 5% - на шесть месяцев и более.1 Зарубежные поставщики оборудования и некоторые российские лизингодатели предоставляют нашим компаниям оборудование в аренду, в основном, на срок от 3-х до 6-ти месяцев. Менее часто при заключении договоров используется период в 12 месяцев.

Однако часто применяемый и очень популярный в ряде западных стран оперативный лизинг не получил в России активного развития по сравнению с другими формами лизинга. Это было обусловлено тем, что в законодательных и нормативно-правовых актах напрямую не предусмотрено предоставление лизингодателям определенных льгот по налогообложению. Вместе с тем все больше российских компаний заинтересованы в аренде (оперативном лизинге). Для того, чтобы действовать в рамках существующего правового поля и получать при этом предусмотренные законодательством льготы, предоставляемые участникам инвестиционных процессов, они вынуждены усложнять схемы проведения лизинговых операций. В то же время инвестиции в производство и строительство могли бы неуклонно расти к общей пользе как всего государства, так и отдельных предприятий. При этом быстрее пополнялись бы бюджеты всех уровней - федеральный, субъектов федерации и местные. В выигрыше останутся все!