Органы, надзирающие за законностью
Судебная система Российской Федерации
Российской Федерации
Органы правосудия Российской Федерации и субъектов
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ – правосудие в
Российской Федерации осуществляется только судом.
Конституция Российской Федерации определяет, что су- дебная власть в Российской Федерации осуществляется посред- ством конституционного, гражданского, административного и
уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Феде-
рации осуществляется только судом.
Конституция со всей определенностью устанавливает, что осуществление правосудия по уголовным, гражданским и ад- министративным делам является исключительной компетенци- ей судов – единственных органов государственной власти, осу- ществляющих судебную власть. Применительно к правосудию по уголовным делам в ст. 49 Конституции даже специально указано, что лицо может быть признано виновным в соверше- нии преступления лишь по приговору суда. Порядок осуществ- ления правосудия по уголовным, гражданским, административ- ным делам регламентируется Уголовно-процессуальным кодек- сом Российской Федерации, Гражданским процессуальным ко- дексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Феде- рации об административных правонарушениях. Осуществление правосудия Конституционным Судом Российской Федерации – Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Судебная власть в Российской Федерации, как это указано в федеральном конституционном законе о судебной системе, осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществле- ние правосудия. В Российской Федерации правосудие осущест- вляется судами в первой, апелляционной, кассационной, над- зорной инстанции.
Подчеркнув, что правосудие осуществляется только судом,
законодатель в ст. 118 Конституции РФ одновременно указыва- ет, что судебная система Российской Федерации устанавливает- ся Конституцией и Федеральным конституционным законом. Таким законом стал вступивший в силу в январе 1997 г. Феде- ральный конституционный закон Российской Федерации «О су- дебной системе Российской Федерации». Этому закону вполне соответствуют федеральные конституционные законы «О Кон- ституционном Суде Российской Федерации» 1994 года; «Об ар- битражных судах Российской Федерации»; «О военных судах Российской Федерации».
Кроме Конституции РФ и указанных конституционных за- конов, организация судебной системы регулируется Федераль- ным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»
1998 года.
В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе в Рос- сийской Федерации, действуют федеральные суды, конститу- ционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий-
ской Федерации, составляющие судебную систему Российской
Федерации.
На федеральном уровне к органам правосудия относятся Федеральные суды Российской Федерации: Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Россий- ской Федерации и его низовые звенья, Верховный суд Россий- ской Федерации и его низовые звенья. На уровне субъектов Российской Федерации к числу судебных органов государст- венной власти относятся: Конституционные Суды республик в составе Российской Федерации; Уставные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области и авто- номных округов в составе Российской Федерации.
Провозглашая наряду с системой федеральных судов суще- ствование судов субъектов Федерации, Закон о судебной систе- ме исходит из единства судебной системы Российской Федера-
ции.
Требования к кандидатам в судьи, содержащиеся в ст. 119
Конституции РФ, являются не только общими для всех судей, но и минимальными. В этой статье оговорена также возмож- ность установления федеральным законом дополнительных
требований. В ст. 4 Закона «О статусе судей Российской Феде-
рации» указано, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и со- ответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конститу- ционными законами, а также федеральными законами. Допол- нительные требования в принципе могут быть адресованы судьям и кандидатам на должности судей вышестоящих судов, так как квалификация этих судей должна быть выше, чем у су- дей нижестоящих судов.
Федеральный Конституционный закон РФ «О Конституци-
онном Суде Российской Федерации» и Федеральный закон РФ
«О статусе судей Российской Федерации» установили дополни- тельные требования к указанным судьям и к кандидатам на эти должности. В частности, установлено, что судьей вышестояще-
го суда может быть гражданин России, имеющий не менее 10
лет стажа работы по юридической специальности (например, в качестве судьи, следователя, прокурора, адвоката, сотрудника юридической службы, научно-исследовательских учреждений, а также в другой должности, требующей юридического образова- ния). Перечень таких должностей представлен в статье 4 Закона
«О статусе судей Российской Федерации». Требуемый специ-
альный стаж работы для судьи Конституционного Суда Россий-
ской Федерации еще выше – не менее пятнадцати лет.
Отличаются от минимальных конституционных требований возрастные стандарты, которым должны соответствовать кан- дидаты на должности судей вышестоящих судов и высших су-
дов. Судьей вышестоящего суда может быть гражданин Рос-
сийской Федерации, достигший 30 лет; судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Россий- ской Федерации – гражданин, достигший 35 лет; судьей Кон-
ституционного Суда Российской Федерации – достигший 40 лет
(ст. 4 Закона о статусе судей).
Требования к кандидатам на должности судей в части на- личия высшего специального образования и опыта работы по юридической специальности являются важными условиями обеспечения органов судебной власти судьями, обладающими необходимыми знаниями в области юриспруденции и умением применять эти знания в практической деятельности. Но закон о Конституционном Суде не ограничился указанными требова- ниями, предъявляемыми к судьям высших звеньев судебной системы. В нем, кроме того, указано, что судьей Конституцион- ного Суда может быть лицо, обладающее «признанной высокой квалификацией в области права» (ст. 8).
Законодатель также установил правило, согласно которому
отбор кандидатов на должность судьи должен быть осуществ- лен на конкурсной основе (ст. 5 Закона о статусе судей). Пре- тендент на замещение должности судьи обязан сдать квалифи- кационный экзамен и получить рекомендацию квалификацион- ной коллегии судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на про- тяжении всего времени работы в должности судьи.
Специальное условие назначения судей военных судов, учитывающее условия их деятельности, содержится в ст. 2 Фе- дерального закона Российской Федерации от 21 октября 1994 г.
«О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции».
К органам, осуществляющим надзор за законностью отно-
сится – Прокуратура Российской Федерации, должностными лицами которой выступают: Генеральный прокурор РФ, проку- роры республик, краев, областей, городов, районов (ст. 129
Конституции РФ).
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О прокура- туре», Прокуратура РФ – орган государства, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным исполнением зако-
нов всеми государственными органами (министерствами, гос-
комитетами), администрациями территорий, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. Она осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов ор- ганами дознания и предварительного следствия, за исполнени- ем законов в местах лишения свободы.
Для разграничения полномочий прокуратуры и суда при рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел важно отметить, что решение по делу выносит только суд. Прокурор же выражает лишь мнение прокуратуры как органа надзора за законностью о том, как должно быть разрешено де- ло. Прокуратура не может отменить решение суда, даже если считает его неправильным по существу и незаконным. По про- тесту прокурора такое решение может отменить лишь выше- стоящий судебный орган.
Действующая Конституция не фиксирует задачи и функции прокуратуры, указывая лишь, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации оп- ределяются федеральным законом.
Деятельность прокуратуры направлена на всемерное укреп- ление законности и правопорядка и имеет задачей охрану обще- ственного строя Российской Федерации, политической, эконо- мической систем, политических и личных прав и свобод граж- дан, прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений, организаций.
Деятельность прокуратуры способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполне- ния своих конституционных обязанностей и соблюдения зако- нов (ст. 2 Закона о Прокуратуре РФ).
Направления деятельности прокуратуры заключаются в следующем:
1) надзор за исполнением законов в органах государствен-
ного управления, предприятиями, учреждениями, организация- ми, должностными лицами; за исполнением законности органа- ми дознания и предварительного следствия; за соблюдением за-
конов в местах содержания задержанных, в местах предвари-
тельного заключения, при выполнении наказаний, назначаемых судом;
2) борьба с нарушениями законов об охране государствен-
ной собственности; с преступностью и другими правонаруши- телями, расследование преступлений, привлечение лиц к уго- ловной ответственности, совершивших преступление;
3) разработка мер по предупреждению преступлений;
4) участие в совершенствовании законодательства и про-
паганда законов.
Кроме того, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении судами дел (уго- ловных, гражданских, арбитражных и административных), оп- ротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления суда.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством изменилась сфера надзора органов прокуратуры за законно- стью. В нее вошел надзор за представительными (законодатель- ными) органами власти субъектов Федерации, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В то же время исключен надзор за исполнением законов гражданами.
Изменилось и положение прокуратуры в области судопро- изводства: из органа, осуществлявшего надзор за законностью, прокуратура стала одной из сторон при рассмотрении уголовно- го дела в суде. Тем не менее она сохранила право внесения про- тестов в вышестоящие суды на решения, приговоры и другие акты судов по уголовным, гражданским, арбитражным и адми- нистративным делам.