Социально-педагогическая направленность
Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДОД максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедряются социально-педагогический модели деятельности.
Программы социально-педагогической направленности призваны обеспечить создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих воспитаннику осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.
В подавляющем большинстве программы социально-педагогической направленности являются долгосрочными, многоуровневыми и включают три уровня освоения: общекультурный, углубленный, допрофессиональный. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к из меняющимся условиям жизни, способствует гражданскому становлению подрастающего поколения.
Программы социально-педагогической направленности многофункциональны по целевому назначению, охватывают широкий возрастной диапазон учащихся.
Детские коллективы, работающие по программам социально-педагогической направленности, являются весьма специфическими. Здесь приоритетной задачей и, соответственно, ведущими результатами является положительная социализация личности, а не получение предметных знаний умений и навыков.
Все многообразие программ социально-педагогической направленности условно можно разделить на четыре группы: 1) программы детских сообществ и детских общественных организаций; 2) досуговые программы; 3) программы направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по различным специальностям и др.; 4) программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями.
Через присущие им формы и методы работы программы детских сообществ и детских общественных организаций призваны создавать необходимые условия для самореализации и самоутверждения личности, апробации приобретенных знаний в реальных отношениях.
Детские сообщества, волонтерские объединения и детские общественные организации реализуют включение механизмов внутренней активности подростка, расширение социальных связей, формирование стремления и готовности к самоотдаче, которая может реализоваться в просветительской, организаторской, природоохранной и других видах социально значимой деятельности, проведении праздников, акций и других массовых мероприятий.
Одной из задач деятельности детской организации является формирование у ее членов правовой культуры и активной гражданской позиции. Реальное участие членов детской организации в самоуправлении приучает их к реальным практическим действиям, создает условия для приобретения личного опыта политических переживаний, формирует умение отстаивать свое мнение. В то же время подростки познают необходимость демократических принципов построения общественной жизни, уважения иной точки зрения.
Через игровые формы и реальное самоуправление у детей и подростков формируется представление об органах власти, о возможностях членов общества существенно влиять на государственные решения.
Цель деятельности детской организации можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны - как цель, которую ставят перед собой дети, пришедшие в объединение; с другой - как сугубо педагогическую цель, которую ставят перед собой педагоги. В первом аспекте цель деятельности детского объединения - организация интересной жизни, в которой каждый найдет дело по душе; важно, чтобы организация повышала социальную значимость деятельности детей и подростков. Второй аспект - педагогическая цель - содействие социализации и жизненному самоопределению в процессе многообразной
творческой деятельности, формирование готовности к социальным действиям. Результатом этого является желание и готовность членов детской организации к выполнению социальных функций в обществе.
Досуговые объединения, создаваемые в соответствии с интересами детей и подростков, призваны развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение подростка в яркий мир игр, соревнований, праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.
Оказывая позитивное влияние на индивидуальность обучающегося, досуговые программы создают предпосылки рационального использования свободного времени, профилактику девиантного поведения воспитанников, становления активно-отрицающей позиции по отношению к наркотикам, асоциальному поведению, дают ощущение успеха, самоутверждения, активизируют процессы самопознания и самовыражения.
Программы досуговых объединений, равно, как и программы детских общественных организаций, предоставляют возможность варьировать ролевой статус детей и подростков, что способствует освоению навыков бесконфликтного общения, развитию компетентности в коммуникативной сфере.
К третьей группе программ социально-педагогической направленности можно отнести программы, направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности. Они направлены на подготовку старшеклассников в области правовых, производственных и экономических отношений нового типа и нацелены на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. К ним относятся программы клубов делового общения, школ права, бизнеса, экономики, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации.
Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в медико-социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными возможностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют формированию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.
return false">ссылка скрытаВ контексте компетентностного подхода круг задач, решаемых учащимися в объединениях социально-педагогического направленности, можно отнести, главным образом, к межпредметным (интегративным) и надпредметным (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Такие программы позволяют активизировать процессы самопознания и самовыражения, дают возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности.
Комплексный характер и надпредметный уровень значительной части программ социально-педагогической направленности, наличие в них психологической, социальной, культурологической, эстетической и других составляющих активизируют процессы самопознания и самовыражения, дают обучающемуся возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности. Отсюда - цель занятий, которая объединяет все программы социально-педагогической направленности - предоставление учащимся возможности производить обоснованный выбор из вееров обсуждаемых проблем и решений, выбор своего «Я».
Содержание программ состоит в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий учащегося к нравственно-ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое принятие учащимися нравственных образцов поведения в непрерывной цепи ситуаций нравственного выбора.
Смысл разнообразной групповой деятельности учащихся на занятиях заключается в осмыслении каждым ребенком и подростком своего «Я» на основе сформированное™ у него ценностных отношений к миру и себе.
При проведении занятий приоритет отдается творческой самореализации, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения.
Ряд программ социально-педагогической направленности органично включает блок, направленный на формирование социальных навыков сохранения здоровья. Наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется не как заучивание правильных ответов, а через игру, проигрывание и переживание ситуации. Итогом реализации такого рода блоков программ является компетентность воспитанников в бытовой сфере, показателем которой является привычка к здоровому образу жизни, возникающая у детей подростков не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов.
Таким образом, программы социально-педагогической направленности создают самые благоприятные условия для решения надпредметных задач. Учащиеся, включенные в социально значимую деятельность, имеют возможность:
♦ приобрести личный социальный опыт;
♦ развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность,
собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения, коммуникабельность;
♦ реализовать себя в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, направленную на становление его позиции гражданина города, страны через включение в работу детского объединения;
♦ активно использовать широкие образовательные возможности истории ко-культурной среды города (края) для развития своей личности, осознать необходимость включения социокультурных начал в построение собственной жизни;
♦ активно реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития;
♦ овладеть способами постановки жизненно важных целей, определения
маршрута своего развития;
♦ овладеть способами рефлексии своего состояния, поведения.
В свою очередь, разнообразие видов деятельности, используемое в процессе реализации программ социально-педагогической направленности, открывает огромные возможности создания и использования развивающих ситуаций и решения ситуативных задач.
Участвуя в таких ситуациях, учащийся наращивает свои личностные ресурсы, совершенствуется в способах управления имеющимися ресурсами для решения собственных возрастных задач. В случае, когда педагог управляет отдельными элементами ситуации, могут изменяться требования к интенсивности участия учащегося в деятельности объединения и к результатам деятельности учащегося. Последовательность ситуаций выстраивается от упрощенных, регулируемых педагогом ситуаций, к реальным, стихийно возникающим ситуациям взаимодействия и деятельности воспитанника. Переход должен осуществляться постепенно, с ростом возможностей учащегося в использовании имеющихся у него ресурсов.
При организации развивающих ситуаций педагог может использовать и комбинировать самые разнообразные педагогические средства, вовлекать учащегося в разнообразные виды деятельности. Эффективными педагогическими средствами являются ролевые и ситуационно-ролевые игры, тренинги, способствующие развитию навыков саморегуляции, ситуационные задания (задачи) на усвоение способов деятельности и требующие использования приемов творческого мышления.
При решении ситуационной задачи главное для учащегося заключается в том, чтобы найти правильное решение, соответствующее заданной ситуации (сделать выбор, определить план действий, оценить что-либо и т.д.).
В приобретении опыта решения ситуативных задач в объединениях социально-педагогической направленности особую значимость имеет организация коллективных дел. Свобода выбора для участников создает атмосферу нерегламентированного поиска. Организация коллективных творческих дел (КТД) различного уровня представляет неисчерпаемое разнообразие имитационных ситуаций для самореализации детей и подростков. Кроме того, коллективные дела - не только способ творческого самоутверждения, но и форма самоконтроля, самокоррекции.
Столь же важной с точки зрения решения надпредметных задач в деятельности объединений социально-педагогической направленности является ролевая игра. В рамках ролевой игры воспитанник действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая решение, проектируя и планируя собственную деятельность, взаимодействия с другими участниками (игроками).
В ситуационно-ролевой игре, учащийся, участвуя в разных ролях в различных моделях социального взаимодействия, не только становится компетентным в сфере социальных отношений, но и относительно безболезненно приобретает опыт соревнования и сотрудничества, победы и проигрыша, развивает аналитические, организаторские, рефлексивные способности.
Участие в коллективных творческих делах, ролевых и ситуационно-ролевых играх позволяет учащемуся попробовать себя в различных ролях и освоить опыт различного ролевого поведения, например: «Я» - ответственный, «Я» - подчиненный, «Я» - лидер, «Я» - исполнитель, «Я» - инициатор и др.
В качестве примера приведем примеры ситуационных заданий, которые можно организовать при подготовке к празднику Победы:
♦ «Поздравление ветерану» (изготовление художественной открытки, составление текстов поздравления, подготовка праздничных номеров, афиш, плакатов, подарков и т.п.);
♦ «Рядом с нами» (сбор материалов и подготовка экспозиции о подвиге тех, кто сражался за Родину, трудился в тылу, выпуск тематической газеты);
♦ «Операция «Забота» (помощь ветеранам войны, одиноким людям в быту; дети и подростки приносят им лекарства, продукты, читают вслух, пишут письма и др.);
♦ «Радость людям» (подготовка праздничных и трудовых сюрпризов, выступление с праздничным концертом перед жителями микрорайона, города).
На основе описанной выше специфики образовательных программ различных уровней освоения можно сформулировать обобщенный перечень критериев, показателей и возможных форм предъявления компетентностей воспитанников.
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Младший возраст
■ Критерий компетентности: способность познавать окружающий мир и себя через знакомство с разнообразием явлений реальной жизни.
■ Характеризуется такими показателями, как расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям самому себе; наличие интереса ко всему новому, неизвестному.
■ Формами предъявления компетентности на этом уровне являются личная тетрадь (дневник); различные продукты познавательной деятельности.
Подростковый возраст
■ Критерии компетентности: способность к самообразовательной деятельности в рамках поставленной педагогом задачи.
■ Показатели компетентности: стремление к знаниям; накопление опыта рациональной организации самообразовательной деятельности.
■ Формы предъявления: личная тетрадь (дневник); продукты познавательной деятельности; динамика познавательных достижений.
Старший возраст
■ Критерий компетентности: стремление к самообразованию, саморазвитию.
■ Показатели компетентности: широкий кругозор; умение ориентироваться в потоке информации; умение управлять своей
познавательной деятельностью для совершенствования своего образования и развития.
§ Формами предъявления являются дневник самопознания; продукты познавательной деятельности; динамика познавательных достижений; программа-план самообразования, саморазвития.