Программы с преимущественным применением здоровьесберегающих технологий
♦ Предметная компетентностьМладший возраст.
■ критерий компетентности: Знание гигиенических процедур. Режим питания. Правила безопасного поведения.
■ характеризуется следующими показателями: умение объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Уметь предвидеть возможность получения травмы при занятиях физической культурой и спортом.
■ формами предъявления компетентности на этом уровне усвоения являются самостоятельное выполнение элементарных правил техники безопасности и выполнение гигиенических процедур.
■ критерий компетентности: умение различать названия физических упражнений и исходных положений тела.
■ показатели компетентности: знание приемов выполнения простейших команд и установок тренера-преподавателя. Применение игровых методов для развития физических качеств, соответствующим возрастным особенностям.
■ формы предъявления: сознательное применение полученных навыков в процессе учебно-тренировочных занятий.
Подростковый возраст.
■ критерий компетентности: понимание роли и значения физической культуры и спорта для дальнейшей жизни. Правила личной гигиены подростков.
■ показатели компетентности: умение самостоятельно планировать и выполнять распорядок дня, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать режим питания. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров.
■ формы предъявления: сознательное применение профилактических мер переутомления и заболеваемости.
■ критерий компетентности: улучшение состояния здоровья средствами двигательной активности, расширение двигательного диапазона
■ показатели компетентности: регулярность посещения физкультурных занятий, выполнение требований учебной программы. Отсутствие вредных привычек и признаков асоциального поведения.
■ формы предъявления: регулярность посещения физкультурных занятий, выполнение требований учебной программы. Отсутствие вредных привычек и асоциального поведения. Положительная динамика физических возможностей организма по отношению к предыдущему этапу с учетом индивидуальных особенностей развития.
Старший возраст.
■ критерий компетентности: понимание административной и юридической ответственности при создании травмоопасной ситуации, нанесении телесных повреждений. Первая доврачебная помощь при травмах и потере сознания.
■ показатели компетентности: умение прогнозировать травмоопасные ситуации в период проведения спортивных мероприятий, своевременно принимать меры к избежанию травмы.
■ формы предъявления: владение навыками самоконтроля. Умение оказать первую доврачебную помощь в пределах своей компетенции.
■ критерий компетентности: формирование физической культуры личности с учетом индивидуальных способностей и мотивации.
■ показатели компетентности: применение средств общей и специальной физической подготовки для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации. Наличие устойчивой мотивации на достаточный уровень двигательной активности.
■ формы предъявления: положительная динамика физических возможностей организма по отношению к предыдущему этапу.
♦ Компетентность в коммуникативной сфере
Младший возраст.
■ критерий компетентности: соблюдение правил межличностного общения со сверстниками и тренером-преподавателем. Умение использовать способы конструктивного решения конфликтных ситуаций в группе.
■ показатели компетентности: включенность в осуществление социальных ролей в физкультурно-спортивной деятельности.
■ формы предъявления: приобретение социального опыта: установление новых коммуникативных связей.
Подростковый возраст.
■ критерий компетентности: определение положения личности в группе, осуществление сотрудничества и проявление заботы о младших в разновозрастном коллективе.
■ показатели компетентности: проявление бесконфликтности и доб рожелательности в группе.
■ формы предъявления: приобретение социального опыта: опыта
доброжелательного, бесконфликтного сотрудничества.
Старший возраст.
■ критерий компетентности: способность анализировать собственную роль в группе, позицию в группе. Умение устанавливать взаимодействие разновозрастных детей, устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми. Способность к профессиональному общению.
■ показатели компетентности: умение адекватно оценивать свои действия и действия окружающих. Готовность решать возможные внутригрупповые конфликты, умение взаимодействовать в разновозрастном коллективе. Способность к разумному компромиссу.
■ формы предъявления: понимание собственного «я». Чувство ответственности за себя и за окружающих в группе. Приобретение опыта решения межличностных проблем.
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Младший возраст.
■ критерий компетентности: усвоение понятий роста и развития человека. Гуманное отношение к физическим недостаткам.
■ показатели компетентности: умение рассказать о своих телесных ощущениях.
§ формы предъявления: готовность обратиться за советом и помощью в неблагоприятных для здоровья ситуациях.
Подростковый возраст.
■ критерий компетентности: знание основ анатомии, физиологии.
■ показатели компетентности: уметь объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни.
■ формы предъявления: использовать простейшие приемы самоконтроля: измерение веса, роста, частоты сердечных сокращений и т.д.
Способность к самоконтролю в ситуациях физкультурно-
спортивной деятельности.
Старший возраст.
■ критерий компетентности: способность адекватно воспринимать физические нагрузки в соответствии с индивидуальными способностями организма.
■ показатели компетентности: умение своевременно определять субъективные признаки утомления. Готовность нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье
■ формы предъявления: сознательное применение средств самоконтроля в различных режимах физической нагрузки и соревновательной деятельности.
♦ Компетентность в бытовой сфере.
Младший возраст
■ критерий компетентности: понимание места и роли физической культуры и спорта в повседневной жизни человека.
■ показатели компетентности: применение полученных навыков ворганизации режима дня, правильного питания, соблюдения правил безопасности в быту.
■ формы предъявления: соблюдение основ профилактики заболеваемости, бытового травматизма.
Подростковый возраст
■ критерий компетентности: понимание значения избранного вида спорта для повседневной жизни.
■ показатели компетентности: возможность использования и применения полученных в процессе занятий спортом навыков для решения бытовых проблем.
■ формы предъявления: применение мер профилактики заболеваемости, асоциального поведения, травматизма.
Старший возраст
■ критерий компетентности: умение решать различные практические задачи из повседневной жизни с точки зрения применения интеллектуальных, физических, психологических и др. качеств, приобретенных в процессе занятий спортом.
■ показатели компетентности: применение профилактических мер заболеваемости, травматизма, асоциального поведения.
■ формы предъявления: готовность оказать первую помощь в экстремальных ситуациях, способность организовать активный досуг, пропагандирующий здоровый образ жизни и т.д.