Прекращение полномочий Правительства РФ

Существуют paзличные основания прекращения полномочий Правительства, в том числе:

1) Оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день вступления его в должность. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с применением указанных выше процедур;

2) Правительство подает в отставку, о чем объявляет Председатель Правительства. Инициатива отставки исходит от самого Прави­тельства;

3) Решение об отставке Правительства может принять Президент
РФ по своей инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), что означает
увольнение Правительства в отставку Президентом РФ. Президент РФ отправляет в отставку премьер-министра, но это означает и увольнение всего Правительства;

4) Оно может быть уволено в результате двойного вотума недове­рия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосо­вания в Государственной Думе (необходимо большинство голосов от
общего состава). Президент РФ обязан объявить об отставке Прави­тельства либо распустить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Дума отказывает в доверии Правительству по его инициативе, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо распускает Думу с назначением новых выборов. Распускать Государственную Думу без назначения даты выборов нельзя;

5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициа­тиве Председателя Правительства. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (основания могут бытьсамыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Пра­вительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Прави­тельства одновременно означает отставку Правительства.

Среди перечисленных оснований использовались два: выборы Президента РФ (в том числе досрочные) и увольнение Правительства в отставку в результате увольнения Президентом РФ Председателя Правительства (использовалось в 1998—1999 гг. несколько раз). Дума выражала недоверие Правительству, но лишь однократно, что не по­влекло за собой юридических последствий.

Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до создания но­вого Правительства.

Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.

 

IV. Ответственность Правительства РФ

За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается вуволь­нении Правительства в отставку.

Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам.

Возмож­на уголовная ответственность министров за совершение ими преступ­лений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане).

Полити­ческую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой, но не перед Со­ветом Федерации).

Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный харак­тер. Он вправеуволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указан­ными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-мини­стра). Это означает, что увольняется и Правительство как таковое, хотя новый премьер-министр и сам Президент РФ могут, сохранить состав прежнего Правительства или его определенных членов. Прези­дент РФ Б.Н.Ельцин неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требуют ни Конституция РФ, ни Фе­деральный конституционный закон о Правительстве 1997 г.).

Президент РФ может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: - при отказе Правительству в доверии или при выражении ему не­доверия. В этих случаях Президент РФ может принять альтернатив­ное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Госу­дарственную Думу.

Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом РФ и отвечают перед ним, хотя их деятель­ностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительст­во в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявляя выговоры заместителям мини­стров. Председатель Правительства также объявлял публичные заме­чания отдельным министрам.

Контроль парламента в отношении Правительства РФ в опреде­ленных формах применяется, но ответственность Правительства перед, парламентомимеет ограниченный характер.

Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства выступают иногда на заседаниях Совета Федерации, это, как правило, лишь ин­формация (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содер­жит некоторые контрольные элементы).

Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой,из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда их два и в течение трех месяцев. Если разрыв достигает более трех месяцев, вотумы недоверия недействительны.

Кроме того, акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суде.

Так, в 1998 г. Верховный Суд РФ, который организационно обеспечи­вает деятельность судов РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой по поводу того, что Правительство (Министерство финансов РФ) не выделяет запланированных средств из бюджета для работы судов. Обжаловались в Конституционный Суд РФ некоторые акты Правительства, затрагивавшие конституционные права личности.