Техническая направленность (научно-техническая, спортивно-техническая)
В системе дополнительного образования детей техническое творчество делится на две направленности: научно-техническую и спортивно-техническую. С точки зрения терминологии такое деление представляется достаточно условным. Современное техническое творчество не может быть ненаучным, так как конструирование любой технической системы основывается на использовании колоссального научного потенциала, накопленного предшественниками, и само по себе, как правило, несет черты научного исследования. Анализ образовательных программ, традиционно представляемых в рамках этой классификации, позволяет сделать вывод, что основанием для подобного деления является возможность сравнения как характеристик собственно технических систем, создаваемых воспитанниками, так и их умения применять эти системы в рамках разработанных правил, то есть проводить соревнования. Это привело к возникновению так называемых «технических видов спорта» и выделению в техническом творчестве детей спортивно-технического направления. Остальные образовательные программы, в частности, связанные с конструированием уникальных и единичных технических систем, решением новых научных задач и т.п., принято относить к научно-техническому направлению.
Говоря о традиционных направлениях программ дополнительного образования детей в области научно-технического и спортивно-технического творчества, следует выделить несколько крупных блоков.
Первым таким блоком является моделизм - конструирование и постройка действующих и стендовых моделей летательных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта для спортивных соревнований и демонстраций. Наиболее распространены авиа-, авто- и судомоделизм, а также ракетное моделирование. При этом речь идет не только о создании макетов существующих образцов технических систем, но и о создании действующих моделей для проведения различных соревнований. Поэтому образовательные программы, связанные с моделизмом, присутствуют как в научно-техническом, так и в спортивно-техническом направлениях. Также одним из вариантов моделизма можно считать оригами как бумажное моделирование. Образовательные программы этого направления обычно предлагаются наиболее младшему контингенту воспитанников, так как, в отличие от других модельных направлений, не требуют большого объема специальных знаний и навыков технического конструирования.
Следующим крупным блоком является радиоэлектроника. Этот блок включает в себя научно-технические направления: микроэлектронику, радиодело и радиоспорт - технический вид спорта, включающий различные комплексные соревнования с использованием приёмной и передающей радиоаппаратуры в сочетании с общефизическими упражнениями. В современной программе радиоспорта: соревнования по радиосвязи на KB и УКВ, скоростному приёму и передаче радиограмм, «охота на лис» (поиск при помощи приёмников-пеленгаторов 3-5 маломощных коротковолновых и ультракоротковолновых замаскированных радиопередатчиков - «лис»), многоборье радистов (приём и передача радиограмм, спортивное ориентирование на трассе, обмен радиограммами в радиосети из 3 радиостанций).
Наконец, третий блок, сформировавшийся относительно недавно, но постепенно захватывающий лидирующее положение в научно-техническом направлении дополнительного образования детей, это - информационные (компьютерные) технологии. Появление этого блока и его возрастающая роль обусловлены переходом от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, характеризуемому переносом акцента с решения собственно технических проблем на управление информационными процессами и потоками.
Представленная выше классификация программ дополнительного образования детей в области научно-технического и спортивно-технического творчества не претендует на полноту и строгость и призвана, в первую очередь, разделить образовательные программы по специфике задач, решаемых воспитанниками в рамках освоения этих программ, что позволит нам в дальнейшем корректней подойти к вопросу оценки эффективности реализации программ дополнительного образования детей через оценку приобретаемой воспитанниками возможности решать определенный круг задач.
Исходя из принятого нами компетентностного подхода, в первую очередь, необходимо понять, какие задачи учится решать воспитанник, в какие компетентности воспитанника делается вклад с приобретением возможности решать эти задачи, и как оценить эти возможности в процессе освоения образовательной программы при окончании обучения.
В целом, рассматривая задачи, решаемые воспитанником в рамках дополнительной образовательной программы в области научно-технического творчества, исследователи отмечают, что в детском техническом творчестве можно выделить четыре основных этапа выполнения задания - осознание и обоснование идеи, техническую разработку задания, практическую работу над заданием (объектом), апробирование объекта в работе и оценку результата творческого решения. Средством развития технического мышления служит система творческих заданий и задач в процессе трудовой деятельности, причем выстроенная в определенной последовательности - постепенного перехода от достаточно простых технических задач к более сложным.
Первую группу образовательных программ составляют программы общекультурного уровня. Общей целью программ этого образовательного уровня независимо от возраста воспитанников, является создание условий для развития личности подростка, способной к позитивному самовыражению через включение его в научно-техническое творчество.
Детализация этой цели будет зависеть от конкретной возрастной группы учащихся. Так, целью образовательных программ общекультурного уровня для младших школьниковявляется формирование у них понятий о материальной культуре, технологии как средстве создания предметов материальной культуры и технических системах как объектах материальной культуры, созданных для реализации отдельных технологических этапов. Через самостоятельное конструирование простейших моделей воспитанник учится устанавливать взаимосвязь
между технической системой, функциями, которые она выполняет, и ее отличительными особенностями, реализующими эти функции. Одним из наиболее распространенных вариантов реализации образовательных программ технического творчества для младшего школьного возраста является бумажное моделирование. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, простотой технологических операций над бумажным материалом и возможностью использовать несложный в обращении инструмент. Во-вторых, бумажное моделирование реализует единство чертежа и детали, упрощая учащемуся восприятие перехода от замысла к реализации готовой модели.
Среди предметных задач, которые решает воспитанник в процессе обучения по такой образовательной программе, в первую очередь следует выделить задачи, связанные с геометрическими построениями и созданием чертежей. Одной из важных особенностей этих задач является формирование у ребенка представлений о соотношении двумерного чертежа и объемной модели. Не менее важным является появление нового для младшего школьника понятия «масштаб». Для успешного решения этих задач воспитанник приобретает умения использовать чертежный и измерительный инструмент.
Следующие предметные задачи связаны с использованием простейших технологий обработки материалов. Воспитанники приобретают навыки раскроя материала, сборки изделия, раскраски и декора. Важно, чтобы ребенок не просто научился воспроизводить определенный набор несложных операций, но и увидел их место в создании готового продукта, общность этих технологических этапов для создания любого элемента технической системы.
Наряду с перечисленными предметными задачами в рамках рассматриваемых образовательных программ, воспитанник сталкивается и с рядом надпредметных задач. В первую очередь, это задачи, связанные с умением организовать свою деятельность. Как уже отмечалось выше, научно-техническое творчество неотделимо от проектного подхода к решению задач. Поэтому уже в младшем школьном возрасте за счет обучения по таким образовательным программам воспитанник знакомится с такими его важными этапами, как постановка задачи и оценка получающихся результатов. Особое внимание здесь следует уделить именно этапу постановки задачи. С одной стороны, ребенку в этом возрасте еще очень сложно осуществить этот этап самостоятельно, что требует четких постановок заданий со стороны педагога. С другой стороны, творческая активность воспитанника, его собственные устремления должны быть поддержаны педагогом. Как раз в этом аспекте раскрывается такое значительное преимущество дополнительного образования, как его личностная ориентация. Педагог должен услышать каждого воспитанника и помочь ему реализовать свою уникальную задумку, попутно показывая, как перейти от абстрактной идеи к конкретному плану действий по ее воплощению. Успешная реализация этой педагогической задачи приводит не только к формированию первичных навыков постановки задачи, но и к увеличению мотивации воспитанников и увеличению их творческой активности.
С задачей самостоятельной оценки собственных достижений в рамках рассматриваемых образовательных программ воспитанник, как правило, сталкивается впервые. Умение объективно оценить свои результаты, степень достижения цели и затраченный ресурс является важным вкладом в социально-трудовую компетентность воспитанника. Как и в случае постановки задачи, формирование
этого умения требует большой аккуратности и личностного подхода со стороны педагога, реализующего образовательную программу - он должен постоянно балансировать, с одной стороны, поддерживая ситуацию успеха для формирования устойчивой мотивации, а, с другой стороны, способствовать постепенному переходу от критики результатов работы со стороны педагога к объективной самокритике воспитанника.
Оценка умения ребенка решать перечисленные задачи должна проводиться как по отдельным задачам, так и в комплексе. Оценка умения воспитанника решать отдельные предметные задачи, как правило, производится в текущем режиме непосредственно при выполнении им технологических операций. Причем, упор делается не на абсолютные знания и навыки воспитанника, а на индивидуальную динамику их изменений. В рамках дополнительного образования каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Но главным результатом освоения ребенком образовательной программы, позволяющим дать комплексную оценку, являются собственно те модели, которые воспитанник создает за период обучения. Именно по ним можно оценить не только наличие у воспитанника определенных знаний и умений, но возможность их практического применения для решения конкретной задачи. Важными критериями здесь являются степень личного участия воспитанника в создании модели, особенно на этапе возникновения ее идеи и постановки задачи, оригинальность и сложность моделей, аккуратность их исполнения. Оценка по этим критериям в процессе обучения позволяет скорректировать индивидуальную траекторию учащегося: сделать акцент на формировании отдельных умений и навыков, развитии определенных личностных качеств.
Итоговая оценка, подтверждающая вклад образовательной программы в ключевые компетентности воспитанника, может быть реализована двумя способами. Первый вариант - по совокупности выполненных работ, второй -через выполнение итогового задания по конструированию достаточно сложной модели, требующей применения разнообразных умений и навыков. Обобщенные формулировки критериев и показателей ключевых компетентностей в зависимости от возраста воспитанников и уровня образовательной программы практически не зависят от конкретной предметной области реализации программы, являются общими для всего направления и будут представлены позже.
Цель образовательных программ общекультурного уровня для среднего школьного возрастазаключается в популяризации соответствующей области научно-технического или спортивно-технического творчества; развитии психологической и физической устойчивости ребенка к окружающему миру средствами технического творчества. Для образовательных программ этого уровня и возрастной группы можно выделить несколько общих педагогических задач:
♦ приобретение первоначальных сведений по основам соответствующего направления, знакомство с его историей;
♦ формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел с помощью рисунка, наброска и чертежа;
♦ побуждение у учащихся любознательности и интереса к устройствам, различным техническим объектам, развитие стремления разбираться в их конструкции и желания выполнить макеты и модели этих объектов;
♦ воспитание доброжелательности, взаимопонимания, желания доставлять своим творчеством радость людям;
♦ воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения; формирование умения планировать работу, рационально распределять время, анализировать результаты деятельности как своей, так и других учащихся.
В этой возрастной группе общекультурных программ представлены все три основных блока: моделизм, радиоэлектроника и информационные технологии, кроме того, эта возрастная группа является доминирующей среди программ данного образовательного уровня, что делает целесообразным подробное рассмотрение конкретных задач, решаемых воспитанниками в процессе обучения, учитывая специфику конкретного блока.
В блоке образовательных программ, связанных с изготовлением авиа-, судо-, автомоделей, основной предметной задачей является изготовление деталей несложных моделей по готовым чертежам. Это требует более глубоких и специализированных, по сравнению с предыдущей возрастной группой, знаний в области геометрии и черчения: знаний об основных элементах моделируемой технической системы, их условных обозначений на чертежах и схемах. Кроме того, воспитанник сталкивается с новой межпредметной задачей историко-технической реконструкции, с необходимостью узнать историю возникновения моделируемой технической системы, историю соответствующей отрасли и сопоставить полученные исторические факты с конструируемой моделью.
Расширение номенклатуры используемых в моделировании материалов и инструментов их обработки значительно расширяет технологические навыки воспитанника. У ребенка формируется понимание соответствия между используемыми материалами и традиционным инструментарием и технологиями их обработки. Появление сложных профессиональных инструментов ставит на первое место знание правил техники безопасности, необходимость бережного и аккуратного отношения к предметам труда, инструментам.
Необходимость самостоятельно работать с различными типами простейших технических систем и моделей ставит перед воспитанником задачу поиска и устранения несложных неисправностей - одну из традиционных задач в области техники.
Увеличение количества технологических этапов при создании более сложных моделей, использование более сложных в обработке материалов, повышают требования к организации собственного труда. Необходимость совместного использования дорогостоящего и сложного инструмента, с одной стороны, ставит перед воспитанником ряд коммуникативных задач, развивает предметно-направленное общение, а с другой стороны, требует умения планировать свою деятельность в условиях небесконечного ресурса.
Изменения, по сравнению с предыдущей возрастной группой, происходят и в задачах оценки результатов своей деятельности. Кроме оценки со стороны педагога и дальнейшего развития самостоятельной оценки своей деятельности, воспитанники начинают знакомиться с коллективной оценкой - участием в конкурсах, выставках,
показательных стартах. Перед школьником появляется задача не только выполнить модель, но и достойно представить свои результаты.
Как и в предыдущей возрастной группе, основными «продуктами» деятельности воспитанника являются созданные им модели, поэтому основными методами оценки результативности образовательной программы являются изучение и анализ продуктов труда воспитанника, процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений. Причем, не только через непосредственное наблюдение в процессе решения задач отдельных задач, но и в рамках выступления на показательных стартах и выставках. Важными показателями являются также характер взаимодействия воспитанников друг с другом и изучение отзывов родителей и учителей. Это позволяет отследить слабоформализуемые коммуникативные навыки воспитанника, вклад образовательной программы в бытовую и коммуникативную компетентность воспитанника.
В блоке образовательных программ, связанных с радиоэлектроникой, как и в моделизме, конструирование технической системы начинается с составления ее плана. Здесь роль чертежей выполняют принципиальные и функциональные схемы, а место геометрии занимает физика. Общая проектная организация деятельности остается прежней. Следует отметить, что решение расчетных и конструкторских задач в радиоэлектронике имеет существенное отличие от таких задач в моделизме. Радиоэлектроника не обладает такой наглядностью. Все физические процессы, лежащие в основе конструируемых и эксплуатируемых технических систем, могут быть оценены только с помощью специальной аппаратуры. В связи с этим в радиоэлектронике более выражены задачи поиска и исправления неисправностей. С другой стороны, инструментарий, используемый для реализации того или иного устройства, и набор технологических операций значительно меньше, чем в моделизме.
Как и в моделизме, в этой возрастной группе в программах общекультурного уровня создание технических систем, как правило, сводится к реализации готовой принципиальной или даже монтажной схемы. Главное, чтобы воспитанник приобрел навыки основных технологических операций сборки радиоэлектронной аппаратуры, ее отладки и поиска неисправностей, познакомившись при этом с типовыми радиоэлектронными устройствами (усилителем, приемником, мультивибратором и т.п.). Кроме того, в рамках программ общекультурного уровня необходимо установить четкую взаимосвязь между выполняемыми технологическими операциями и физическими процессами, обеспечить более серьезную практическую поддержку теоретическому школьному курсу физики, углубив отдельные его темы.
Важной отличительной чертой этого блока образовательных программ в отличие от моделизма является то, что целью является не только сама конструируемая техническая система, но и возможность ее эффективного использования для решения других задач. Например, передача сообщений посредством радиосвязи, программирование управления другой технической системой и т.п. Это наиболее заметно в образовательных программах по радиопеленгации, в рамках которых воспитанники занимаются таким техническим видом спорта, как «охота на лис», основывающимся на умении использовать радиоэлектронную аппаратуру. Соответственно и показателем результативности воспитанника является успешность его участия в соревнованиях различного уровня. При этом одним из образовательных продуктов становится развитие морально-волевых качеств, характерных для любого спорта: воля к победе, уважение соперников, командный дух и т.д.
В остальном методы оценки результативности в этом блоке образовательных программ совпадают с моделизмом. Правда, как уже отмечалось, со смещением акцента в предметных задачах с практических умений на теоретические (физико-технические) знания.
Блок общеобразовательных программ для средней школы в области информационных технологий преследует, прежде всего, цель обеспечения компьютерной грамотности школьников и усвоения ими основ информатики и программирования. Как и в рассмотренных выше блоках, для этой возрастной группы характерно решение задач в достаточно четких постановках со стороны педагогов. В этом блоке это означает умение применять готовые (типовые) алгоритмы, использовать рекомендованный инструментарий для решения четко сформулированных задач обработки информации.
Основная задача воспитанника - научиться распознавать и классифицировать происходящие информационные процессы и грамотно применять существующий инструментарий компьютерных технологий для управления ими. На этом этапе должно быть сформировано отношение к компьютерной технике как к инструменту решения различных задач, подготовить к жизни в информационном обществе.
Образовательные программы по информационным технологиям этого уровня и возрастной группы часто пересекаются по содержанию со школьной информатикой. Это вызвано как отсутствием четкой и устоявшейся программы обучения информатике в средней школе, так и порой слабой методической разработанностью соответствующих программ дополнительного образования, что приводит к пересечению содержания, а порой и к разночтениям. С другой стороны, у дополнительных образовательных программ по информационным технологиям для средней школы есть свои уникальные задачи: поддержать развитие компьютерной грамотности школьников, в первую очередь, в практическом плане за счет увеличения объемов «машинного времени», разнообразия изучаемого программного обеспечения. Через разнообразие приложений воспитанник должен в наиболее общем виде приобрести умение навигации по меню произвольной информационной системы для нахождения нужной команды или операции, использовать ее справочную систему. Ребенок должен научится четко видеть «зоны ответственности» - различать задачи и области управления аппаратных средств, операционной системы, конкретных прикладных пользовательских программ (в том числе их персональной настройки), уметь работать в ситуации совместного использования информации в компьютерной сети, понимать соответствующую этику взаимоотношений с другими пользователями. Умение решать эти задачи позволит воспитаннику избежать потерь системной информации, порчи аппаратных ресурсов, конфликтов с другими пользователями, обеспечить сохранность собственной информации.
В программах этого уровня и возрастной группы в области информационных технологий проводить оценку результатов только по материальным продуктам, созданным воспитанниками, сложнее, чем для других направлений. Портфолио с результатами использования различных прикладных программ, несомненно, является одним из важных показателей успешности воспитанника в решении соответствующих задач. Тем не менее, его компьютерная грамотность должна быть подтверждена умением решать задачи информационных технологий в измененных условиях. Один из вариантов организации такой проверки - предоставить воспитаннику возможность решить несложную задачу, используя неизвестное ему ранее программное обеспечение.
Цель образовательных программ общекультурного уровня для старшего школьного возрастазаключается в развитии у старших школьников устойчивого интереса к наукоемким технологиям и научно-исследовательской деятельности, развитии их информационной и технологической культур, а также в формировании навыков использования технических средств и технологических приемов в повседневной жизни. Отметим, что такие программы редки в качестве самостоятельных образовательных программ - как правило, заявленные выше цели решаются в рамках углубленных и допрофессиональных программ дополнительного образования для старших школьников, поэтому здесь мы рассмотрим задачи, решаемые воспитанниками вне зависимости от конкретной предметной области и являющиеся общими по постановке для всех блоков образовательных программ. Более специфичные задачи будут сильно пересекаться с содержанием программ углубленного уровня и будут рассмотрены ниже.
Для этой возрастной группы технические системы становятся, в первую очередь, объектом исследований. Воспитанники приобретают навыки экспериментального моделирования - создания моделей и технических систем для изучения конкретных характеристик, физических явлений, зависимостей. У школьников формируется понятие об эксперименте и преломление проектного метода на решение научно-познавательных задач. Ребята знакомятся с понятием постановки эксперимента, протоколированием результатов, оформлением и доказательством выводов.
Решение этих задач невозможно без предварительной теоретической подготовки. Это обусловливает задачи поиска и систематизации информации по интересующему направлению, в том числе с использованием ресурсов глобальной сети Internet. Вообще, на данном уровне происходит смешение чисто технических и информационных задач, что отражает реальную организацию исследовательской деятельности в современной науке.
При этом одна их важных задач подобных образовательных программ -обеспечить, чтобы выводы проведенных исследований транслировались на окружающую реальность, повседневную жизнь воспитанника. Прохождение образовательной программы должно способствовать воспитанию целостного восприятия мира, умения жить и действовать в условиях неопределенности, ограниченных ресурсов, отсутствия абсолютной надежности окружающих технических систем.
Критерием истины для решения всех перечисленных выше задач в научной среде традиционно является публичное обсуждение результатов исследований. Эта методика может быть успешно транслирована и в дополнительное образование старших школьников. Для них организуются учебные, практические, научно-практические конференции как внутренние, проводящиеся для участников одного коллектива, так и открытые. В случае серьезного успеха исследований возможен выход и на большие научные конференции,
официальная публикация результатов. Большим подспорьем здесь может послужить развитие глобальной сети Интернет, позволяющей проводить заочные конференции любого масштаба с минимумом материальных затрат на организацию общения участников и публикацию материалов. Следует отметить, что участие воспитанников в научных конференциях любого уровня дает, кроме всего прочего, опыт позитивного личностного взаимодействия в определенной сфере, коллективного творчества.
Программы дополнительного образования детей в области научно-технического и спортивно-технического направлений углубленного уровня составляют большинство среди программ этих направлений. Среди них нет программ, ориентированных на младших школьников, поэтому начнем их детальное рассмотрение со среднего школьного возраста.
Цель образовательных программ углубленного уровня для среднего школьного возраста- сформировать у воспитанников умение решать широкий спектр практических задач, характерных для изучаемой предметной области, создать условия для приобретения ими навыков самостоятельной творческой конструкторской деятельности. Программы этого уровня призваны обеспечить ребенку выбор приоритетных направлений для реализации своего интереса в областях знаний, входящих в изучаемую предметную область; индивидуальную корректировку личности учащегося через многообразную систему мотиваций деятельности, а также сформировать у воспитанника понятие технологичности решения, понимание возможностей реализации собственных творческих устремлений, демонстрации личностных достижений.
В программах углубленного уровня в области моделизма значительно возрастает доля участия воспитанника в собственно конструкторской части работы над моделью. Школьник решает такие задачи, как самостоятельное выполнение чертежа модели с соблюдением соответствующих правил, подготовку всех ее элементов и окончательную сборку из этих элементов моделей. Очень важно отметить, что в процессе работы над моделью учащиеся приходят к выводу: любое техническое решение должно быть подвергнуто практической проверке. Формирование такого понимания сути технического творчества является одним из главных результатов данного образовательного уровня.
Возникающая при самостоятельной подготовке чертежей потребность работать со специальной литературой приводит к необходимости свободного владения специфическими понятиями, атрибутами, терминами. Одновременно с этим углубляются знания в соответствующих разделах истории, географии, других смежных наук.
В практической сфере воспитанник осваивает основные приёмы и техники изготовления элементов модели из широкого спектра используемых мате риалов. В зависимости от конкретного направления школьник приобретает углубленные по сравнению со школьным технологическим обучением навыки использования ручного столярного и слесарного инструмента, токарных и фрезерных станков. Следует отметить, что в программах углубленного уровня у школьников не просто формируется набор практических навыков, но способность к выполнению изученных технологических операций с определенным качеством и продуктивностью - основы будущей технологической культуры.
Особое развитие творческая мысль получает при изготовлении действующих моделей технических объектов. Для того чтобы модель управлялась не хуже прототипа, надо, хотя бы в доступном школьнику виде, знать и применять законы, по которым всё это происходит -законы аэро- и гидродинамики.
Надо также знать элементарные положения сопротивления материалов и прочностные расчеты. Таким образом, межпредметные связи становятся глубокими, но порой достаточно узкоспециализированными.
Участие воспитанников со своими моделями в различных видах модельного спорта предоставляет им возможности научиться самостоятельной эксплуатации определенного набора моделей с соблюдением правил техники безопасности и правил проведения соревнований. Одним из важных умений, формируемых в рамках модельного спорта, является умение взаимосвязывать факты и процессы, возникающие при создании и эксплуатации моделей и образцов техники. Школьник понимает еще одну основу техники: то, что конструирование и эксплуатация - разные, порой сильно разнесенные во времени, но тесно взаимосвязанные этапы одного целого процесса.
Кроме участия в различных соревнованиях и текущей (в том числе и коллективной) оценки изготовленных моделей в своей группе, на этом образовательном уровне одним из контрольных мероприятий становится проведение различных формальных зачетов. Они призваны не только проверить уровень теоретических знаний и практических навыков воспитанников, но и приучить их к традиционным формам защиты своей компетентности в тех или иных вопросах, принятых в современном обществе.
Также следует отметить, что программы углубленного уровня в области моделизма предполагают создание воспитанниками моделей, соответствующих определенным нормативам соответствующего модельного спорта, и участие в соревнованиях своего класса. Таким образом, воспитанники приобретают навыки решения конструкторских задач с учетом принятых стандартов.
Достаточно похожую на моделизм картину можно наблюдать и в образовательных программах, связанных с радиоэлектроникой. Во-первых, следует отметить, что здесь тоже возрастает самостоятельность воспитанников на конструкторском этапе разработки технических систем.
В первую очередь, это расчетные задачи, например, расчеты несложных цепочек, усилительных каскадов, источников питания, составление схемы из логических элементов по заданной таблице истинности и т.п. Решение этих задач требует от школьника умения пользоваться справочниками по полупроводниковым элементам и другой специальной литературой, разбираться в маркировках различных элементов и других условных обозначениях. Углубленный уровень, как правило, включает в себя знакомство с цифровой электронной техникой, конструирование которой требует обладания начальными знаниями.
по цифровой технике и конструированию цифровых схем; знакомство с понятиями «цифровых сигналов», «логики»; «логических элементов, оперирующих с цифровыми сигналами».
Кроме расчетных задач, углубленный уровень изучения радиоэлектроники подразумевает самостоятельное изготовление печатных плат. Для этого воспитаннику необходимо научиться разбираться в технической документации данной конструкции: в схеме, спецификации и монтажной схеме и паять сложные полупроводниковые элементы (без их повреждения, на плате, приблизительно 3-й группы сложности).
Расширяется набор задач, решаемых воспитанниками в рамках отладки собранной технической системы. Школьники, закончившие обучение по таким образовательным программам, могут самостоятельно найти ошибки в монтаже с помощью измерительных приборов, снимать «карту» режимов и измерять режим работы транзистора, сопоставлять результаты измерений с требуемым значением и исправить найденные несоответствия.
Возрастание роли теоретических знаний и самостоятельности в конструкторской деятельности накладывает отпечаток и на методы оценки результативности обучения. Кроме непосредственной оценки выполненных учащимся приборов, включающей не только оценку функциональных характеристик, но и соответствия стандартам сборки, пайки и т.п., последующей отладки и ознакомился с основными приемами этой деятельности. Именно на этом этапе нужно приучать воспитанника к культуре программирования, соблюдению общепринятых стандартов.
Воспитанники сдают зачеты, в рамках которых оцениваются не только знания школьников в соответствующих областях физики и специальные знания, но и умение теоретически обосновать различные этапы изготовления технических систем от конструкторских расчетов до поиска неисправностей. Воспитанники должны, используя теоретические знания и правильный терминологический аппарат, уметь защитить реализованные ими технические решения, а также уметь составить грамотное техническое описание созданной системы.
Среди дополнительных образовательных программ углубленного уровня для среднего школьного возраста в области информационных технологий, в первую очередь, следует выделить такое направление, как программирование. Как правило, они предполагают углубленное изучение отдельных языков или сред программирования (Pascal, Delphi, C++, Visual Basic и др.). Основной задачей воспитанников является построение собственных алгоритмов решения различных задач и их реализация средствами соответствующего языка программирования.
Начиная углубленно изучать программирование, школьники сталкиваются с одной из его особенностей, во многом определяющей организацию деятельности по решению программистских задач, - большим количеством функций, обладающих разнообразным синтаксисом и областями применения. Поэтому для реализации составленных алгоритмов приходится подбирать необходимые функции и изучать их способы применения. Поэтому важным умением, развиваемым в рамках этих образовательных программ, является умение пользоваться справочными системами сред программирования. Этот фактор, в частности, приводит к появлению такой межпредметной задачи, как изучение технического английского языка, поскольку практически все среды программирования являются англоязычными и использование их справочных систем без соответствующего владения английским языком невозможно.
Второй круг задач связан собственно с составлением алгоритмов. В образовательных программах для учащихся средней школы, как правило, рассматриваются алгоритмы вычислительных и переборных задач, связанных с обработкой и хранением числовой и текстовой информации. Для успешного решения таких задач воспитанник должен освоить основные положения математической логики и дискретной математики. Также углубленный уровень программирования остро ставит перед школьником проблему различия в организации хранения и обработки информации человеком и компьютером: формальные типы данных, иерархические структуры и т.п. Кроме того, углубленное изучение программирования ставит задачу создания оптимальных программных кодов -алгоритмов, реализация которых экономит память и время работы процессора. Школьник должен понимать, что мало написать программу - важно, чтобы она была написана «красиво», оптимально с точки зрения ресурсов.
Современные образовательные программы ориентированы на разработку воспитанниками графического интерфейса для своих программ средствами визуального программирования. Это делает необходимым усвоение школьниками основ объектно-ориентированного программирования, взаимодействия со стандартными элементами операционной системы.
Наконец, одной из самых трудоемких задач, с которыми сталкивается воспитанник, является отладка получившегося программного кода. Важно, чтобы школьник сам понял необходимость комментирования кода программы, использования корректных имен переменных и функций, составления графического плана алгоритма.
Оценка результативности прохождения рассматриваемых образовательных программ осуществляется, в первую очередь, по умению воспитанника решать нетривиальную задачу от составления собственного алгоритма до отладки программного кода. Причем, учитывается не только время, затрачиваемое на выполнение задания, но и оптимальность программного кода, оригинальность решения, соблюдение стандартов - «читаемость» кода. Кроме стандартных зачетных заданий, широкое распространение получили соревнования по программированию различных уровней, в том числе заочные, проводящиеся через Интернет. Участие воспитанника в таких соревнованиях не только мотивирует его на повышение своего уровня, но и знакомит с другими школами программирования.
Цель образовательных программ углубленного уровня для старшего школьного возрастаможно сформулировать как ознакомление учащихся, имеющих способности в освоении предметов естественнонаучного и технического направления, с современными профессиональными методами решения практически значимых задач в данной предметной области.
Эти программы, как правило, направлены на обеспечение самостоятельного технического творчества воспитанников, углубленное изучение ими отдельных направлений предметной области, поддержку их изобретательской и исследовательской деятельности. По форме организации образовательного процесса это часто напоминает взаимоотношения молодого исследователя и научного руководителя. Такой подход позволяет расширить политехнический кругозор воспитанника, сформировать умения работать с технической и справочной литературой, совершенствовать навыки работы профессиональными инструментами, приспособлениями и оборудованием, приобрести специальные навыки работы со специальными техническими системами. Но самый главный результат такой работы - развитие способностей, необходимых для решения изобретательских задач: способностей к синтезу и анализу, гибкости и мобильности в поисках решений и генерировании идей.
В рамках образовательных программ в области моделизма старшеклассники реализуют весь цикл создания «конкурентоспособной» модели. В большинстве случаев это подготовка моделей для участия в соревнованиях различного уровня. Важным аспектом такой работы является знание составляющих и принципов построения моделей, соответствующих различным классам. Таким образом, воспитанник знакомится с особенностями технического конструирования в условиях стандартов - профессиональной составляющей решения любой инженерной задачи. Его задачей становится не просто реализация некоторой технической идеи, но разработка или усовершенствование технической системы с одновременным сохранением диапазона одних характеристик и улучшения других. Это обусловливает переход от «свободного» изобретательства к решению изобретательских задач. Решение таких задач, как правило, неразрывно связано с необходимостью работы со специальной литературой, справочными материалами, а в последнее время - тематическими ресурсами глобальной сети Интернет.
Появление серьезных инженерных задач, требующих сложных теоретических расчетов, способствует развитию навыков решения частных математических и физических задач и трансляции этих теоретических решений на конкретную материальную реализацию. При этом, на определенном уровне развития этих навыков, уместно говорить уже не только о межпредметных умениях, но о формировании целостной технологической картины мира. Одним из показателей достижения этого уровня является успешное применение теоретических знаний и практических навыков в повседневной жизни, восприятие старшеклассником
моделизма не только как хобби, увлечения, но и как формы взаимодействия с окружающей действительностью. Причем, речь идет не только и не столько о практических навыках (использования столярного и слесарного инструмента и т.п.), но, в первую очередь, способности проектно, ответственно подойти к задаче, возникающей в быту (починить мебель, повесить карниз и т.п.), с пониманием необходимости предварительных расчетов, подбора и подготовки материалов.
Еще одна важная задача, которую учится решать старшеклассник в рамках рассматриваемых образовательных программ, - это задача полномасштабного поиска и исправления неисправностей. В основе решения этих задач лежит умение найти собственные ошибки и самостоятельно исправить найденное несоответствие. Причем, имеется в виду не только владение приемами тестирования технических систем, но и психологическая готовность обнаружить собственную допущенную ошибку, оценить ее влияние на функционирование системы и принять объективное решение о необходимых мероприятиях по ее устранению - побороть естественное желание сделать максимально простое, но недолговечное или непрактичное исправление.
Главным результатом деятельности воспитанников на этом уровне, позволяющем оценить их успешность, является участие и победы в соревнованиях различного уровня и тематических выставках-конкурсах. Достижение высоких результатов говорит не только о способности воспитанника решить достаточно сложную инженерную задачу (следует отметить, что наличие целых школ моделизма и большого числа опубликованных решений делает все более сложным каждое новое усовершенствование модели), но и о его возможностях в плане представления своих результатов, эксплуатации созданной технической системы, ее «продвижение». Но не менее важным критерием результативности воспитанника являются его достижения в области общей технологической культуры, которые могут быть оценены, в частности, со стороны его родителей. Отсутствие этих результатов может говорить о том, что моделизм остается для воспитанника сторонним увлечением и не связался с общей картиной мира, что делает невозможным межпредметное использование полученных знаний и навыков.
Одним из основных направлений образовательных программ углубленного уровня для старшеклассников в области радиоэлектроники является микропроцессорная техника. Таким образом, осуществляется переход от простых систем с заданной логикой к программируемым радиоэлектронным системам, имеющим возможность решать различные задачи с помощью одной системы. Это направление находится на стыке радиоэлектроники и информационных технологий, так как затрагивает самый нижний уровень современных компьютерных систем - программирование процессора. Как и в моделизме, задачи, решаемые воспитанниками по созданию и эксплуатации таких микропроцессорных систем, являются не только серьезным подспорьем для углубленного изучения отдельных разделов математики (математическая логика, дискретная математика), но и направлены на формирование целостного технологического восприятия современного мира. Практические задачи, решаемые воспитанниками, могут иметь непосредственное практическое применение в повседневной жизни (программируемые светомузыкальные установки, «интеллектуальные» выключатели света, портативные радиопередатчики и пр.) и способствовать пониманию принципов функционирования сложной бытовой техники.
Процесс разработки собственной электронной системы в рамках рассматриваемых образовательных программ должен затрагивать максимально широкий спектр операций.
Например, для микропроцессорных систем это разработка «системы команд» выбранного процессора, изготовление программатора для устройства, изготовление базового устройства с микропроцессором, обоснование сферы применения этого микропроцессорного устройства, оснастка базового устройства периферийными устройствами для решения выбранной задачи и написание программы для изготовленного комплекса.
Как и в моделизме, стремление к реализации полного проектного цикла разработки технической системы делает акцент на представление выполненной работы. Причем, для этой возрастной группы и образовательного уровня актуальным становится не обсуждение результатов в своей группе, а умение довести их до широкой аудитории. Один из таких вариантов - выступление на научно-практической конференции с последующим обсуждением результатов в своем кругу.
Образовательные программы углубленного уровня в области информационных технологий для старшеклассников рассматривают задачи разработки самостоятельных программных продуктов или использование готового программного обеспечения для решения специализированных задач. Для образовательных программ, ориентированных на программирование, на этом уровне основной задачей воспитанников становится разработка концептуальной части программного продукта: построение объектной модели или инфологической модели базы данных, выбор среды реализации и технологических подходов, обоснование интерфейса программного продукта и обеспечение его устойчивости к нештатному управлению. Таким образом, акцент в деятельности смещается с собственно написания кодов и реализации конечных алгоритмов на общие вопросы информатики и информационных технологий, вопросы взаимодействия человека и компьютера. Как и в предыдущих предметных областях, основной ценностью является не столько непосредственное умение воспитанника решать определенный класс задач (например, создавать Web-приложения, проектировать базы данных и т.п.), сколько умение увидеть применение своих умений в окружающей действительности, понимание общих положений информатики и восприятие информационных процессов не только как элемента компьютерных технологий, но как модели окружающей действительности.
Информационные продукты редко можно объективно оценить по однократному представлению (в рамках конференции, семинара). Объективная оценка требует тестирования программного продукта со стороны нескольких пользователей (в идеале обладающих различной компетентностью в области компьютерных технологий). Это делает все более актуальной такую форму оценки результативности воспитанников, как участие в заочных Интернет-конференциях и открытых проектах, когда свое мнение по поводу представляемого продукта может высказать любой пользователь глобальной сети.
Следует отметить, что современные информационные технологии в плане их разработки представляют собой довольно обособленную предметную область, имеющую слабые межпредметные связи, а реализовать работу над созданием программного продукта для решения задач из другой предметной области - сложная задача даже для профессиональных команд программистов. Тем не менее, такие попытки предпринимаются в рамках образовательных программ, посвященных использованию специализированного программного обеспечения в различных предметных областях. Здесь воспитанник сталкивается с такой характерной для проблемно-ориентированных информационных технологий ситуацией, как то, что постановку задачи нужно осуществить в рамках базовой (некомпьютерной) предметной области, решение реализовать с помощью компьютерных технологий, а результат транслировать обратно в базовую предметную область. Поскольку каждое такое решение не является тривиальным и в отсутствии универсальных подходов представляет собственную ценность, результаты решения таких задач могут быть полезны и с точки зрения их профессионального использования. Это делает все более актуальным участие школьников в серьезных научно-практических конференциях по информационным технологиям.
Как и в рассмотренных выше направлениях моделизма и радиоэлектроники, важно, чтобы задачи, решаемые старшеклассником с помощью информационных технологий, не замкнулись на определенную узкоспециализированную предметную область, а способствовали формированию общей информационной культуры - способности применять информационные технологии для решения любых задач, требующих обработки информации.
При освоении углубленных образовательных программ в области научно-технического творчества воспитанник решает большое количество разноплановых специальных задач, находящихся на различных уровнях организации деятельности: от отдельных операций по использованию сложного оборудования до общих принципов самоорганизации при работе над сложными проектами. Индивидуальный подход к каждому ребенку, характерный для дополнительного образования, ставит во главу угла не столько достижение каждым школьником определенного уровня знаний или умений, сколько динамику его личностного развития в тех областях, которые оказываются ему ближе. Это, с одной стороны, делает актуальным текущий контроль успехов воспитанника, позволяющий зафиксировать эту динамику, но, с другой стороны, делает очень сложной массовую организацию такого контроля. Эта задача распадается на две составляющие: собственно фиксирование личных достижений воспитанника и их анализ. Причем, фиксировать и анализировать нужно не только и не столько формальные достижения (победы в конкурсах, участия в выставках, публикации и т.п.) - с ними как раз проблем не возникает, сколько неформальные достижения, связанные с внутренними изменениями в каждом воспитаннике, в его ценностных ориентациях, социальной и коммуникативной компетентности.
Цель допрофессиональных образовательных программ для среднего возраста заключается в том, чтобы заинтересовать воспитанников информационно-технологическим или естественнонаучным профилем, способствовать объективному выбору направления будущей профессиональной деятельности. Эти задачи профессиональной ориентации решаются, в первую очередь, через личность педагога и социально-значимую деятельность, обеспечивающими получение школьником объективной и всесторонней информации о профессиях, связанных с изучаемой областью техники.
Основным результатом рассматриваемых образовательных программ являются сложившиеся у воспитанника представления о направлении предполагаемой профессиональной деятельности, конкретных профессиях этого направления, принципах организации трудовой деятельности, характерной для этих профессий, оценка собственных возможностей и потребностей в данном направлении.
Практические задачи, решаемые воспитанником в рамках таких образовательных программ, пересекаются с задачами общекультурных программ для среднего возраста. Различия, как правило, проявляются в организации трудовой деятельности и творческой активности школьников. Если общекультурные образовательные программы способствуют максимальному раскрытию творческого потенциала школьников, создавая для них максимально комфортные условия реализации любых своих идей, то допрофессиональные программы акцентируют внимание на организацию всех этапов решения задачи по форме и содержанию, приближенную к реальной профессиональной деятельности. Кроме того, набор решаемых задач в рамках таких программ перекрывает несколько различных направлений.
Формальная оценка результативности, выраженная, в первую очередь, в мотивации на дальнейшее изучение особенностей конкретной профессии и выбор профиля последующей учебной и профессиональной деятельности, может проводиться как в виде анкетирования, так и через непосредственное обсуждение с воспитанником его позиции в профессиональном самоопределении.
Задача оценки результата допрофессионалъных дополнительных образовательных программ для старшего возраста представляет отдельную сложность. Это связано с тем, что необходимо не только оценить круг профессиональных задач, которые научился решать воспитанник, но и доказать, что этот круг позволяет старшекласснику целостно воспринимать профессию и объективно оценивать свои потребности и возможности в соответствующей профессиональной деятельности.
Отличие допрофессиональных программ дополнительного образования от дополнительных программ других уровней заключается в необходимости достичь не только умения воспитанников решать определенный круг задач, но и осуществлять достаточно глубокую рефлексию процесса их решения и оценку своих перспектив дальнейшего развития в данной профессиональной сфере. Именно этот аспект отличает допрофессиональные образовательные программы от программ углубленного уровня.
На основе описанной выше специфики образовательных программ различных уровней освоения можно сформулировать обобщенный перечень критериев, показателей и возможных форм предъявления компетентностей воспитанников.
♦ Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельностиМладший возраст
o Критерий компетентности: умение использовать несложные чертежи, монтажные схемы или описания алгоритмов (теоретических знаний) для решения четко поставленных практических задач: сборки моделей по готовым чертежам, написание кода программ по готовым алгоритмам т.п
o Характеризуется такими показателями, как устойчивое узнавание определенного набора специальных терминов и обозначений, умение читать и выполнять пошаговые инструкции, согласуя свои действия с несложными монтажными и функциональными схемами, способность предсказывать результаты выполнения отдельных действий.
o Продуктами деятельности на этом уровне являются несложные модели или технические системы, выполненные учащимся по готовым чертежам или схемам.
п Подростковый возраст
o Критерий компетентности: умение самостоятельно извлечь и структурировать информацию из общетехнической и специальной литературы для решения нечетко поставленной задачи; использование опыта эксплуатации технической системы в качестве источника информации для осуществления оценки ее эффективности.
o Показатели компетентности: возможность самостоятельно определять значения неизвестных терминов и обозначений, анализировать и обобщать разнородную информацию, использовать для решения своей задачи информацию, связанную с решением похожих задач. Умение спланировать и провести испытание технической системы, произвести оценку ее функционирования по измеренным показателям и использовать эту информацию для осуществления доработки создаваемой технической системы (модели), исправления неисправностей, улучшения отдельных характеристик.
o Продукты деятельности: более сложные технические системы или модели, построенные по частично доработанным учащимся чертежам и схемам
п Старший возраст
o Критерий компетентности: умение организовать самостоятельную исследовательскую деятельность с целью проектирования новой технической системы или улучшения характеристик старой.
o Показатели компетентности: возможность организовать поиск информации в библиотеке или с использованием глобальных информационных ресурсов Интернет с последующим структурированием информации в соответствии со спецификой исследуемой проблемы. Умение организовать полноценные многократные эксплуатационные испытания, направленные на изучение и улучшение отдельных характеристик технической системы. Возможность предложить принципиально новое решение проблемы на основе анализа разнородной информации: специальной литературы, ресурсов глобальной сети, своего опыта и опыта своих коллег.
o Продуктами деятельности, наряду с практическими реализациями сложных моделей и технических систем, являются рефераты, отчеты об исследованиях, выступления на конференциях.
♦ Компетентность в бытовой сфере
Младший возраст
o Критерий компетентности: умение применять распространенные бытовые технические системы в повседневной жизни человека.
o Показатели: умение соотнести конкретную техническую систему с теми задачами, которые она решает, понимание общих принципов ее функционирования; понимание необходимости соблюдения техники безопасности при работе с различными техническими системами.
o Продукты деятельности: результаты использования отдельных образцов технических систем дома, в школе и т.п.
Подростковый возраст
o Критерий компетентности: умение использовать различные инструменты общего назначения для решения задач повседневной жизни, производить несложный ремонт технических систем.
o Показатели компетентности: четкое определение областей применения отдельных инструментов и технических систем, умение увидеть необходимость их использования в конкретной ситуации; знание техники безопасности работы с отдельными инструментами и техническими системами.
o Продукты деятельности: отремонтированные технические системы, различные технические усовершенствования предметов быта.
Старший возраст
o Критерий компетентности: умение решать различные практические задачи из повседневной жизни с точки зрения проектирования и использования технических систем.
o Показатели компетентности: возможность сконструировать или модернизировать определенную техническую систему для улучшения существующих бытовых условий, понимание принципов организации безопасного использования, в том числе и ранее не использовавшегося оборудования.
o Продукты деятельности: сконструированные или модернизированные технические системы.
♦ Компетентность в социально-трудовой сфере
Младший возраст
■ Критерий компетентности: умение организовать элементарную трудовую деятельность.
■ Показатели: умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия; восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач.
■ Продукты деятельности: результаты выполнения отдельных операций, несложные технические системы и модели.
Подростковый возраст
■ Критерий компетентности: умение применять проектный подход для решения различных задач.
■ Показатели компетентности: умение выделять и осуществлять основные этапы проектной деятельности: постановку задачи, поиск решения, реализацию решения, оценку полученных результатов; умение прогнозировать затраты и результаты труда, выбирать оптимальный путь решения задачи; использовать практику как критерий оценки теоретических предположений.
■ Продукты деятельности: сложные технические системы и модели, результаты их эксплуатации.
Старший возраст
■ Критерий: умение решать определенный круг профессиональных задач.
■ Показатели компетентности: позиционирование себя в общем поле профессиональных задач; умение оценить необходимый объем профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения той или иной задачи, умение найти решение задачи в условиях ресурсных ограничений, найти альтернативное решение; умение оценить эстетичность того или иного решения и его соответствие нормам общественной морали.
■ Продукты деятельности: сложные технические модели и системы, имеющие профессиональную ценность.