Предприниматель и товарный рынок

Основные нормативные акты

 

Гражданский кодекс РФ - п.1 ст.10, ст.139, ст.401, 1033, 1222.

Налоговый кодекс РФ - ст.40, 188, 214.1.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Закон РФ 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., включая от 25 июля 2002 г.) // Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст.300; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.169; N 24. Ст.2256; N 30. Ст. 2870; 1996. N 1. Ст.4; 1998. N 10. Ст.1143; 2000. N 26. Ст.2737; N 32. Ст.3333; 2001. N 32. Ст.3315; 2002. N 12. Ст.1093; N 30. Ст.3029; 3033.

Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изм. и доп., включая от 21 марта 2002 г.) // Ведомости РФ. 1992. N 18. Ст.961; N 34. Ст.1966; 1993. N 22. Ст.790; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст.2397; 2002. N 12. Ст.1093.

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изм. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст.609; 2003. N 2. Ст.167.

Федеральный закон от 4 июля 1996 г. "Об участии в международном информационном обмене" // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст.3347.

Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ).

Положение о комиссии по товарным биржам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 (с изм. от 26 марта 1996 г.) // САПП РФ. 1994. N 10. Ст.787; СЗ РФ. 1996. N 13. Ст.1345.

Положение о государственном комиссаре на товарной бирже, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 // СЗ РФ. 1994. N 10. Ст.787.

Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 // САПП РФ. 1994. N 10. Ст.787.

Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные, фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981 // СЗ РФ. 1995. N 42. Ст.3982. Текст приложения см.: Ведомственное приложение к РГ. 1995. 21 окт.

Письмо ГКАП РФ от 30 июля 1996 г. N 16-15/АК "О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках" // Экспресс-Закон. 1996. N 38.

Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы, одобренная постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593 // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст.2910.

 

 

В условиях рыночной экономики товарного производства предприниматель выступает в качестве товаропроизводителя. Результатом его производственно-хозяйственной деятельности является товар, выполнение работ, оказание услуг.

Товаром является продукт труда, произведенный для продажи или обмена. Исходя из этого общепринятого определения товара предприниматель осуществляет свою производственно-коммерческую деятельность, проводит маркетинговые исследования, анализирует рыночную ситуацию, поведение товара на рынке. Следует подчеркнуть, что в обществе потребления в понятие товара входит не только изделие как таковое, но и все остальные его составляющие, так или иначе предстающие перед покупателем и склоняющие его, в конечном счете, к приобретению именно данного товара, именно этой, а не иной фирмы.

Поэтому предприниматель должен всегда помнить, что рынок требует не просто заданный товар сам по себе, такого-то качества, но и определенного цвета, привлекательной упаковки, соответствующего дизайна (эстетика внешнего вида), с приемлемыми эргономическими особенностями (удобство и комфортность при использовании товара, простота ухода, ремонта, сервисного обслуживания), с исчерпывающей сопровождающей документацией (описание, порядок включения, инструкция по эксплуатации и др.).

Иными словами, предприниматель в условиях рыночной экономики должен производить такие товары, которые бы максимально соответствовали требованиям рынка, определяемым спросом потребителей. Только в этом случае он достигнет поставленной цели - получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей.

Реализуется товар на рынке. Не следует рынок путать с торговлей как таковой. Рынок - это особая экономическая категория, а торговля - отрасль экономики. Рынок - сфера потенциальных обменов. Когда обмены становятся реальными, можно говорить о завершающей (и в то же время начальной) стадии воспроизводственного цикла.

Иногда рынок с правовой точки зрения рассматривают как совокупность сделок, совершаемых с целью взаимного обмена. Но это слишком упрощенное понимание рынка. И подразумевается, скорее всего, предпринимательский оборот, а не рынок.

Рынком товаров (работ, услуг) - товарным рынком признается сфера обращения товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможностей покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами (п.5 ст.40 НК РФ).

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший хозяйственный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием - рынок*(490). Ядром, сердцевиной рынка является взаимодействие продавцов и покупателей посредством некоторой упорядоченной системы общения и определения цены и количества товара в результате такого взаимодействия.

В качестве важнейшего объекта рыночной экономики выступает товар - продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи или обмена. Он обладает двумя свойствами: 1) удовлетворять потребность людей (это потребительная стоимость); 2) обмениваться (пропорции, в которых один товар обменивается на другой, есть его меновая стоимость).

Определение товара осуществляется по показателям, характеризующим его потребительские свойства, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса; состав этих показателей дифференцируется в зависимости от вида и назначения товара*(491). Первоначально устанавливается принадлежность товара к классификационной группе с использованием как действующих классификаторов продукции (работ, услуг), видов деятельности, так и товарных словарей, справочников товароведов, с учетом ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспертов, материалов опросов покупателей.

В законодательстве содержатся такие характеристики товаров, как: взаимозаменяемость, идентичность и однородность. Взаимозаменяемыми считаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного) (ч.3 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми (п.7 ст.40 НК РФ), что роднит их с взаимозаменяемыми товарами. При определении однородности товаров учитывается, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения, производитель.

Идентичными являются товары, имеющие одинаковые, характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде идентичных товаров могут не учитываться (п.7 ст.40 НК РФ).

Для полной характеристики товарных рынков и оценки состояния на них конкурентной среды последовательно определяются следующие показатели:

продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров;

географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами;

структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов (количество и состав продавцов и покупателей) и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;

барьеры входа на рынок - обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок;

рыночный потенциал хозяйствующего субъекта - экономическая (рыночная) власть предприятия*(492).

Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в определенных формах, содержанием которых являются конкретные социально-экономические отношения в сфере обмена. Посредством этих отношений осуществляется реализация товара. Именно на рынке происходит признание предпринимателей в качестве товаропроизводителей. Являясь центральной фигурой рыночных отношений, предприниматель как товаропроизводитель именно на рынке стремится достичь оптимального результата - максимального удовлетворения своих потребностей (получения прибыли) через отношения товарообмена со своими контрагентами. В этих отношениях успех каждого предпринимателя-товаропроизводителя, участника рыночного процесса зависит не только от результатов его собственного труда, но и от результатов труда других предпринимателей, участвующих в товарообмене*(493).

Правовой формой обмена товарами в рыночной экономике является договор. Договоры опосредствуют в обществе отношения имущественного оборота и тесно связанные с ними иные отношения. В предпринимательском и гражданском праве существуют целые разделы, посвященные учению о договорах*(494).

Из всей совокупности предпринимательских договоров особое значение для предпринимателя имеют договоры на реализацию (приобретение) продукции (товаров). Только реализовав продукцию, предприниматель может достигнуть своей цели - получения прибыли. Реализация продукции происходит на рынке, поэтому предприниматель не должен выпускать продукцию, которая не востребована рынком, ибо она не найдет сбыта и, следовательно, предприниматель не получит прибыли.

В рыночной экономике существуют различные способы реализации продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; через посредников (торгово-посреднические фирмы, торговые дома, коммерческие центры и фирмы, лизинговые компании, торговые агенты и др.); на аукционах, торгах, ярмарках, по конкурсу, посредством проведения тендера, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.

Характерной чертой договоров, опосредствующих реализацию товаров по прямым связям изготовителей с потребителями, является непосредственный контакт между сторонами без всяких посредников и иных третьих лиц. Такая форма связи между предпринимателями позволяет наиболее полно учесть требования, пожелания потребителя, создает определенные возможности влияния потребителя на производителя продукции, в особенности если договоры заключаются на длительные сроки.

Особым способом реализации товаров являются случаи, когда потребитель вступает в отношения по приобретению продукции не непосредственно с изготовителем, а при помощи различного рода посредников. Их участие в реализации продукции, в поиске нужных друг другу предпринимателей с противоположными взаимодополняющими интересами - непременный атрибут рыночной экономики.

Посреднические организации могут выполнять не только функции посредника как таковые, но и осуществлять некоторые производственные функции: доведение продукции до нужного потребительского уровня, подсортировка, оригинальная упаковка и т.д. Сравнительно новой формой торгово-посреднической организации являются торговые дома - это крупные оптово-розничные предприятия, создаваемые в различных организационно-правовых формах. Они осуществляют не только торговлю, но и другие виды деятельности, тесно с ней связанные.

Широко распространенной в международной (а в последние годы и внутри страны) торговле, особенно машинами и оборудованием, является такая форма реализации продукции, как финансовая аренда - лизинг*(495) (см. Закон о лизинге). Прежде всего это объясняется возможностями, которые предоставляет данная форма аренды для финансирования покупки машин и оборудования.

В лизинговых операциях, как правило, присутствуют три стороны: производитель (поставщик машин и оборудования), финансирующая сделку организация (арендодатель-лизингодатель) и тот, кто использует в своих интересах арендованное имущество (арендатор-лизингополучатель).

Большинство лизинговых договоров заключается на базе типовых договорных форм, разрабатываемых лизинговыми фирмами.

Согласно ст.665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Таким образом, основной обязанностью лизингодателя является передача лизингополучателю (арендатору) машин или оборудования, сданных в аренду в соответствующем месте и в согласованный срок. Взаимоотношения сторон в части несения расходов, обязанностей доставки, а также распределения рисков случайной порчи или гибели предмета аренды определяются в договоре так, как и по договору купли-продажи.

По договору лизинга владелец оборудования (лизингодатель) передает его пользователю (лизингополучателю) на определенный период времени, а затем оборудование переходит в собственность лизингополучателя с уплатой заранее оговоренной суммы, составляющей остаточную стоимость оборудования.

В договоре предусматривается право арендатора на продление срока аренды либо на покупку арендованного имущества.

Одним из наиболее привлекательных способов реализации товаров являются аукционы. Аукцион - это способ продажи товаров с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену. Аукционы, как правило, организуются специально на то уполномоченной организацией либо самим продавцом. Если аукцион проводится через организацию, то она в данном случае выступает в качестве комиссионера.

Организуются и международные товарные аукционы - международные рынки по продаже в заранее назначенном месте и в обусловленное время с публичных торгов групп товаров (лотов), предварительно рассмотренных или дегустированных, покупателю, предложившему наивысшую цену.

Одной из форм торговли, играющей в рыночной экономике важную роль, связанную с реализацией продукции и товаров, являются ярмарки - ежегодные рынки, которые представляют собой периодически, как правило, ежегодно организуемые в установленном месте торги. На ярмарках торгуют как наличным товаром, так и по образцам товаров. Ярмарки бывают разные: всемирные, международные, региональные, национальные, местные.

Правовой статус ярмарки определяется положением о ней, в котором устанавливается организационно-управленческая структура ярмарки, ее главного органа - ярмарочного комитета и других органов, определяется порядок функционирования ярмарки.

Для разрешения споров между участниками ярмарки создается ярмарочный арбитраж.