Основные понятия

Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка

Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность

 

 

_ 1. Предприниматель и товарный рынок. _ 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение. _ 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности. _ 4. Биржевой товарный рынок

 

 

Аукцион - способ продажи товара с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену.

Бартерная сделка - сделка, при которой взаимный обмен продукцией осуществляется без денежной оплаты. Пропорции обмена при этом определяются, как правило, с учетом соотношения цен на обмениваемые товары на внутреннем или мировом рынке, качества продукции и условий поставки.

Биржевая сделка - зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Биржевой товар - не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Брокер - биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента (ст.9 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").

Брокерская деятельность - совершение биржевых сделок брокером от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента.

Брэнд (брэндинг) - клеймо; марочный (от - "марка товара") принцип управления (brand management), заключающийся в выделении отдельных брэндов (товарных знаков, товарных марок, знаков обслуживания) в самостоятельные объекты маркетинга.

Дилер - биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже для получения выручки (прибыли).

Дилерская деятельность - совершение биржевых сделок дилером от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже.

Информация - совокупность сведений о каких-либо событиях и фактах.

Коммерческая тайна - используемая в предпринимательской деятельности информация, обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Маркетинг - система коммерческих мер предпринимательской деятельности в условиях рыночной концепции управления. Необходимая составная часть рыночной системы, эффективное средство конкурентной борьбы.

Паблик рилейшнз (Public Relations - ПР) - некоммерческие престижные мероприятия, направленные на создание благоприятного облика фирмы.

Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Закона РФ о рекламе).

Рынок - совокупность социально-экономических отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.

Рыночная экономика - система экономических свобод, действующая в жестких рамках закона, поскольку свобода без закона может привести к хаосу и насилию, а закон без свободы чреват тиранией государства.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи или обмена.

Товарная биржа - организация, наделенная правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (ч.4 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Ярмарка - ежегодный рынок. Периодически, как правило, ежегодно организуемые в установленном месте торги.