Васильев Алексей Алексеевич
Приложение
Раздел “Самоуправление. Муниципальное управление” комплексной программы социального развития “Нижегородский край – XXI век”
1. Цель раздела
Муниципальное управление представляет собой составной элемент общей системы управления государством, для которого законодательно определяются сферы деятельности, полномочия и ответственность. Для муниципального управления характерно самостоятельное формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы, т.е. муниципальное управление реализуется самостоятельно.
Важнейшим фактором стабилизации социально-экономической и политической ситуации в стране и регионе является потенциал самоорганизации и самоуправления населения. В реформировании всей системы управления приоритетное значение имеет создание и развитие эффективного муниципального управления.
Главной целью раздела является повышение эффективности муниципального управления.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
ü завершить разработку правовой основы местного самоуправления;
ü создать необходимые условия для формирования развитой системы местного самоуправления;
ü обеспечить постепенный переход от централизованного регионального управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного решения вопросов местного значения;
ü отработать формы взаимодействия органов региональной власти и органов местного самоуправления;
ü обеспечить правовые, финансовые и ресурсные гарантии прав местного самоуправления;
ü мероприятия раздела являются механизмом непосредственной реализации социально-экономической и территориальной политики областных органов власти.
2. Актуальность проблемы.
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике всей России и региона, сопровождается обострением политических и социальных проблем, которые в свою очередь сдерживают социально-экономическое развитие муниципальных образований.
Экономическая проблема состоит в том, что муниципальным органам необходимо увеличивать собственную финансовую базу для реализации своих полномочий.
Политическая проблема кроется во взаимоотношениях между областью и муниципальными образованиями.
Проблемы социального характера связаны с повышением социальной защищенности, уровня и качества жизни населения муниципальных образований.
3. Состояние проблемы.
В последние годы усилились различия в бюджетной обеспеченности и экономическом потенциале районов Нижегородской области.
Этому способствовали следующие причины:
ü низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
ü спад инвестиционной деятельности;
ü низкая эффективность работающих предприятий, приводящая к потере рынка;
ü высокая степень монополизации ТЭК, транспорта и связи;
ü спад в реальном секторе экономики;
ü отсутствие реального эффекта от приватизации;
ü огромные масштабы просроченной задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, взаимной задолженности предприятий, задолженности по социальным выплатам и зарплате;
ü задолженность государства дает мультипликативный эффект, когда каждый рубль задолженности оборачивается пятью на местном уровне;
ü огромные масштабы теневой экономики;
ü неблагоприятная демографическая ситуация;
ü рост безработицы;
ü предельный износ основных фондов муниципального хозяйства;
ü передача на муниципальный уровень объектов, ранее финансировавшихся из вышестоящих бюджетов или за счет средств предприятий;
ü необеспеченность местных бюджетов собственными средствами.
Районы, в которых структура экономики соответствует рыночным требованиям, оказались в относительно благоприятной ситуации. Районы с развитой, ориентированной преимущественно на ВПК промышленностью, в прошлом бюджетообразующие, испытали значительный спад производства и за несколько лет перешли из разряда бюджетообразующих в группу дотационных.
Традиционный механизм сглаживания межтерриториальных различий посредством перераспределения дотаций областного бюджета не адаптивен, и в нынешней ситуации необходимо изменить его на подход, основанный в первую очередь на прогнозе изменения экономической ситуации в каждом районе.
Не определены четкие критерии в получении трансфертных платежей в бюджеты отдельных районов. При этом существенное влияние оказывают следующие факторы: 1. Значительная разница в бюджетной обеспеченности районов не учитывается на этапе принятия областного бюджета, т.к. расчет уровня дотаций основывается в большей степени на сохранение бюджетных пропорций предыдущих лет, чем на принципе выравнивания бюджетной обеспеченности; 2. Существующая трансфертная система недостаточно учитывает изменения в текущем экономическом положении районов в процессе пополнения бюджета (кроме отдельных случаев, в которых принимаются экстренные меры). Время срабатывания трансфертной системы может приводить не только к сохранению существующей разницы в экономическом потенциале районов, но и способствовать усилению их дифференциации.
Процесс роста дифференциации районов области по уровню экономического развития имеет важное значение не только для жителей конкретных районов, которые попадают в группу депрессивных территорий. Этот процесс снижает устойчивость экономики области к внешним воздействиям.
4. Основные мероприятия.
№ п/п | Наименование мероприятий | Исполнитель | Сроки исполнения | Финансовая потребность в тыс. руб. | Кто финансирует | |||||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | Всего | |||||
I. | 1. Нормативно-правовое обеспечение | |||||||||
1.1 | Разработать план завершения формирования областного законодательства по местному самоуправлению: | ОЗС ЭСМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
1.1.1 | в части организации и деятельности местного самоуправления | ОЗС ЭСМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
1.1.2 | в части формирования финансово-экономической основы местного самоуправления; | ОЗС ЭСМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
1.1.3 | в части кадрового обеспечения местного самоуправления; | ОЗС ЭСМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
1.1.4 | в части информационно-технического обеспечения местного самоуправления; | ОЗС ЭСМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
1.1.5 | в части социально-экономического развития муниципальных образований | ОЗС ЭСМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
1.1.6 | в части влияния населения на выработку управленческих решений | ОЗС ЭСМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
1.2 | Обобщить существующую практику применения законодательства по местному самоуправлению. | ОЗС ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
1.3 | Разработать рекомендации по совершенствованию законодательства по местному самоуправлению | ЭСМС КРМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
1.4. | Внести изменения и дополнения в действующие законы по местному самоуправлению | ОЗС ЭСМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
1.5 | Разработать предложения по формированию системы муниципальных нормативных правовых актов. | ОЗС ВВАГС ЭСМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
1.6 | Разработать пакет модельных нормативных документов для муниципальных образований | ОЗС ЭСМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
1.7 | Разработать предложения по совершенствованию муниципального нормотворчества и устранению противоречий законодательству | ОС ЭСС ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
1.8 | Разработать закон о делегировании муниципальным органам государственных полномочий | ОЗС ЭСМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
1.9. | Разработать комплект документов, регулирующих земельные отношения и отношения в сфере недвижимости | ОЗС ЭСМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
1.10 | Разработать модельные нормативные акты регулирующие деятельность муниципальной системы здравоохранения и других систем социальной сферы муниципального образования | ОЗС ЭСМС ОМС | 1999-2000 гг. | ОБ МБ | ||||||
1.11 | Разработать систему областных и муниципальных грантов на разработку нормативно-методической документации | АНО ВВАГС ЭСМС АМО | 1999-2000 гг. | ОБ МБ | ||||||
Итого по п. 1 | ||||||||||
2. | Финансово-экономическое и ресурсное обеспечение | ОБ | ||||||||
2.1 | Провести анализ бюджетной и финансовой политики муниципальных образований | АНО ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ МБ | ||||||
2.2 | Сформировать муниципальную собственность, включая муниципальные земли | АНО ВВАГС АМО | 1999-2001 гг. (2005г.) | ОБ | ||||||
2.3 | Разработать принцип соответствия доходов расходам с учетом обеспечения минимальных местных бюджетов | ОЗС ВВАГС АМО | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
2.4 | Разработать методику определения потенциала муниципального образования | АНО ВВАГС ЭСМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
2.5 | Определить источники дополнительных финансовых ресурсов муниципального образования | АНО ВВАГС АМО | 1999 г. | ОБ | ||||||
2.6 | Разработать комплексные программы развития муниципальных образований | АНО ВВАГС РМС | 1999-2001 гг. | ОБ МБ | ||||||
2.7 | Определить порядок формирования и распределения областного и муниципального заказов | АНО ОМС ВВАГС | 1999 г. | ОБ МБ | ||||||
2.8. | Организовать областной маркетинговый центр | АНО | 1999 г. | ОБ | ||||||
2.9 | Разработать программы привлечения инвестиций на территории | АНО ВВАГС АМО | 1999-2001 гг. | ОБ МБ | ||||||
2.10 | Разработать программы экономии бюджетных средств за счет повышения самофинансирования отраслей и финансирования их на основе областного и муниципального заказа | АНО НИЭР АМО | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
2.11 | Разработать предложения по привлечению внебюджетных источников для депрессивных территорий | АНО НИЭР | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
2.12. | Разработать программу по мобилизации доходов местных и областного бюджетов | АНО НИЭРОМС | 1999 г. | ОБ МБ | ||||||
2.13 | Разработать мероприятия по увеличению доходов от использования областного и муниципального имущества | АНО ВВАГС ОМС | 1999 г. | ОБ МБ | ||||||
2.14 | Разработать рекомендации по выпуску муниципальных займов | АНО ВВАГС АМО | 1999-2000 гг. | ОБ МБ | ||||||
2.15 | Утвердить программы сокращения муниципальных расходов | АНО НИЭР ОМС | 1999-2000 гг. | ОБ МБ | ||||||
2.16 | Пересмотреть порядок предоставления налоговых льгот и налоговых кредитов | ОЗС ВВАГС АНО | 1999 г. | ОБ | ||||||
2.17 | Разработать механизм повышения эффективности от областной собственности переданной в собственность и управление муниципалитетам | АНО ВВАГС | 1999 г. | ОБ | ||||||
2.18 | Разработать антикризисные программы для депрессивных территорий | АНО НИЭР КРМС ОМС | 1999-2001 гг. | ОБ МБ | ||||||
2.19 | Завершить переход на казначейскую систему исполнения бюджета | АНО НИЭР | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
2.20 | Разработать комплекс мер по формированию и реализации муниципальной промышленной политики | АНО НИЭР ОМС | 1999 г. | ОБ МБ | ||||||
2.21 | Разработать стратегию развития территорий | АНО НИЭР КРМС АМО | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
2.22 | Подготовить предложения по повышению эффективности межтерриториальных и межрегионального сотрудничества | АНО ВВАГС КРМС АМО | 1999 г. | ОБ | ||||||
2.23 | Разработать мероприятия по координации политики областных и муниципальных органов в различных областях | АНО НИЭР КРМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
2.24 | Разработать и реализовать программы содействия занятости населения | ВВАГС АНО | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
2.25 | Разработать предложения по формированию конкурентной среды в муниципальных образованиях | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
2.26 | Завершить создание бизнес-инкубаторов | ВВАГС ОМС АНО | 1999-2000 гг. | ОБ МБ | ||||||
2.27 | Сформировать рыночные структуры на территориях | ВВАГС АНО ОМС | 1999-2000 гг. | ОБ МБ | ||||||
Итого по п. 2 | ||||||||||
3. | Организационно-методическое обеспечение | |||||||||
3.1 | Провести управленческий аудит муниципальных образований | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.2 | Организовать комиссию по развитию местного самоуправления в Нижегородской области | АНО АМО ВВАГС | 1999 г. | ОБ | ||||||
3.3 | Организовать экспертный совет по местному самоуправлению | АНО | 1999 г. | ОБ | ||||||
3.4 | Организовать ассоциации муниципальных образований | АНО КРМС | 1999 г. | МБ | ||||||
3.5 | Определить базовые муниципальные образования по отработке моделей организации местного самоуправления и методик эффективного муниципального управления | АНО ВВАГС КРМС АМО | 1999 г. | ОБ | ||||||
3.6 | Разработать мероприятия по развитию различных форм организации местного самоуправления | АНО ВВАГС КРМС АМО | 1999 г. | ОБ | ||||||
3.7 | Разработать предложения по совершенствованию территориальной и структурной организации местного самоуправления | ВВАГС КРМС АМО | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.8 | Привлечь к управлению в муниципальных образованиях общественные организации | АМО ОМС КРМС | 1999-2000 гг. | МБ ОБ | ||||||
3.9 | Осуществлять подготовку ежегодных докладов о положении в области местного самоуправления | АНО ВВАГС КРМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
3.10 | Организовать взаимодействие с общественными объединениями, занимающимися вопросами местного самоуправления | АНО ВВАГС КРМС АМО | 1999-2001 гг. | ВБИ | ||||||
3.11 | Провести семинары по обмену опытом муниципального управления | АНО АМО ВВАГС КРМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
3.12 | Провести научно-практические конференции по актуальным вопросам и проблемам развития местного самоуправления | ОЗС АНО ВВАГС НИЭР КРМС АМО | 1999-2001 гг. | ОБ ВБИ | ||||||
3.13 | Разработать комплекс мер содействия деятельности ассоциаций | АНО ВВАГС КРМС АМО | 1999 г. | ОБ | ||||||
3.14 | Разработать модельные организационные структуры муниципальных образований | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.15 | Разработать модельные положения о структурных подразделениях | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.16 | Разработать модельные должностные инструкции муниципальных служащих | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.17 | Разработать и издать методические материалы новых методов муниципального управления | АНО ВВАГС КРМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.18 | Разработать модельные штатные расписания | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.19 | Разработать показатели эффективности деятельности муниципальных служащих | ВВАГС ЭСМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.20 | Разработать показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления | АМО ВВАГС ЭСМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.21 | Разработать направления совершенствования муниципального управления различными сферами муниципальной жизни | ВВАГС КРМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.22 | Подготовить методические разработи по составлению текущих и долговременных прогнозов развития территорий | НИЭР ВВАГС ЭСМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.23 | Разработать мероприятия по развитию сотрудничества с международными и зарубежными организациями и иностранными государствами в области местного самоуправления | АНО ВВАГС КРМС АМО | ВБИ ОБ | |||||||
3.24 | Разработать рекомендации по формированию структур гражданского общества в муниципальных образованиях | ВВАГС КРМС АМО | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.25 | Разработать мероприятия по системе контроля деятельности органов местного самоуправления и эффективности использования бюджетных средств как населением, так и госорганами | АНО ВВАГС КРМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
3.26 | Разработать модельный бюджетный процесс в муниципальном образовании | ОЗС ВВАГС ЭСМС АНО | 1999 г. | ОБ | ||||||
3.27 | Разработать комплексную программу научно-методической поддержки муниципальных образований | АНО ВВАГС КРМС АМО | 1999 г. | ОБ | ||||||
3.28 | Провести научные исследования в области муниципального управления | НИЭР ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
3.29 | Провести анализ хода реформы жилищного и коммунального хозяйства в муниципальных образованиях | ВВАГС ЭСМС АМО | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
3.30 | Разработать рекомендации по развитию муниципальной системы социальной поддержки и содействию занятости населения Итого по п. 3 | АНО ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
4. | Информационное обеспечение | |||||||||
4.1 | Подготовить постановление администрации области по информационному и техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления | АНО ВВАГС КРМС | 1999 г. | ОБ | ||||||
4.2 | Разработать унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое развитие территорий | АНО НОКГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
4.3 | Внедрить единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в систему сбора и обработки информации на территориях | НОКГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
4.4 | Подготовить методические материалы и рекомендации по совершенствованию учета и отчетности, автоматизированного сбора и обработки информации на территориях | АНО ВВАГС НОКГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
4.5 | Разработать мероприятия по техническому, программно-технологическому и информационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления | АНО ВВАГС КРМС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
4.6 | Разработать модельные проектные решения по информационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
4.7 | Подготовить предложения по организации опорных территорий для отработки и внедрения унифицированных проектных решений | АНО ВВАГС КРМС | 1999 г. | ОБ | ||||||
4.8 | Оказывать организационную помощь (проводить конкурс) по поставке СВТ, связи и программного обеспечения органам местного самоуправления и статистики | АНО | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
4.9 | Разработать статистические базы данных для информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления | НОКГС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
4.10 | Разработать план организационно-технических мероприятий по созданию и внедрению ИВС для обеспечения деятельности органов местного самоуправления | АНО ВВАГС | 1999 г. | ОБ | ||||||
4.11 | Разработать программу и организовать обучение муниципальных кадров по учету, статистике и экономике, информационным системам | НОКГС ВВАГС | 1999 г. | ОБ МБ | ||||||
4.12 | Составить реестр собственников на территории | НОКГС НИ | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
4.13 | Создать информационные массивы и потоки, отвечающие процессам муниципального управления | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
4.14 | Освещать в СМИ вопросы местного самоуправления (популяризация идей, принципов и задач местного самоуправления) | АМО ОЗС АНО ВВАГС КРМС | 1999-2001 гг. | ОБ МБ | ||||||
4.15 | Наладить выпуск журнала “Местное самоуправление в Нижегородской области” | АМО ОЗС АНО КРМС | 1999 г. | ОБ | ||||||
4.16 | Проводить ежегодный конкурс работ, освещающих проблемы и достижения местного самоуправления | АНО КРМС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
4.17 | Издавать сборники материалов по проблемам и опыту местного самоуправления | ВВАГС АНО АМО | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
4.18 | Внедрить систему унифицированного документооборота местного самоуправления | ВВАГС АНО | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
4.19 | Создать системы информационного обмена с использованием средств телекоммуникации | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
4.20 | Подготавливать доклады, аналитические и информационные материалы по вопросам местного самоуправления | АНО ВВАГС КРМС АМО | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
4.21 | Создать кадастр государственного и муниципального имущества и недвижимости, их оценка | АНО ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
4.22 | Разработать программу автоматизации и механизации управленческого труда | ВВАГС | 1999 г. | ОБ ВБИ | ||||||
4.23 | Организовать сайт “Местное самоуправление в Нижегородской области” на сервере Нижегородской области | АМО АНО КРМС | 1999 г. | |||||||
Итого по п. 4 | ||||||||||
5. | Кадровое обеспечение | |||||||||
5.1 | Организовать учебные группы по подготовке и повышению квалификации кадров органов местного самоуправления по территориям | ОМС АНО ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ МБ | ||||||
5.2 | Подготовить предложения о развитии сети средних специальных учебных заведений (групп в местных учебных заведениях), обучающих по программе “Государственное и муниципальное управление” | ОМС АНО ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
5.3 | Разработать учебные программы в рамках государственных образовательных стандартов различного уровня (с/с, высш.) и направленности (менеджмент, финансы, юриспруденция) по специальности “Государственное и муниципальное управление” | ВВАГС | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
5.4 | Организовать подготовку и повышение квалификации научно-педагогических работников, осуществляющих обучение кадров для органов местного самоуправления | ОЗС ВВАГС АНО | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
5.5 | Организовать разработку и тиражирование учебной и методической литературы (учебных планов, программ, учебных пособий) для обучения муниципальных служащих | ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ ВБИ | ||||||
5.6 | Оснастить действующие и вновь создаваемые учебные заведения по обучению кадров для органов местного самоуправления современными техническими средствами обучения, компьютерной и оргтехникой | ОМС АНО ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ МБ | ||||||
5.7 | Создать центр по научно-методическому обеспечению и подготовке кадров высшего звена руководителей местного самоуправления | ОЗС АНО ВВАГС | 1999 г. | ОБ | ||||||
5.8 | Разработать программу и план обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов местного самоуправления | ВВАГС ОМС АНО | 1999 г. | ОБ МБ | ||||||
5.9 | Провести выездные семинары по повышению квалификации кадров местного самоуправления | АНО ОМС | 1999-2001 гг. | - | ОБ МБ | |||||
5.10 | Определить квоты бюджетного финансирования ВВАГС. | ВВАГС ОЗС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
5.11 | Проводить конкурсы студенческих работ по тематике местного самоуправления | АНО ВВАГС | 1999 г. | ОБ | ||||||
5.12 | Разработать план подготовки и формирования резерва кадров муниципальных служащих (выявление лидеров) | ОМС АНО ВВАГС | ОБ МБ | |||||||
5.13 | Сформировать сеть учебно-опытных полигонов местного самоуправления | АНО ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ МБ | ||||||
5.14 | Провести аттестацию муниципальных служащих | ОМС АНО | 1999 г. | ОБ МБ | ||||||
5.15 | Разработать систему профессионально-квалификационного продвижения кадров местного самоуправления | ВВАГС ОМС АНО | 1999 г. | ОБ МБ | ||||||
5.16 | Разработать систему конкурсов на замещение должностей местного самоуправления | ВВАГС КРМС ОМС АНО | 1999 г. | МБ | ||||||
5.17 | Ввести контрактную систему формирования кадров муниципальных служащих | ВВАГС ОМС АНО | 1999 г. | ОБ МБ | ||||||
5.18 | Разработать и реализовать программу привлечения молодежи в местные органы власти | ВВАГС КРМС АНО | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
5.19 | Разработать систему критериев и меры ответственности руководителей и специалистов за результаты деятельности | ВВАГС КРМС АНО | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
5.20 | Разработать систему контроля и стимулирования работы руководителей муниципальных образований и муниципальных предприятий | АМО КРМС АНО | 1999-2000 гг. | ОБ | ||||||
5.21 | Разработать учебные программы, ориентированные на перспективные управленческие технологии | ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
5.22 | Организовать повышение уровня компьютерной грамотности муниципальных служащих | АНО ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
5.23 | Организовать подготовку кандидатов и участников организации избирательного процесса и других процедур прямого волеизъявления населения | ОИК ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
5.24 | Сформировать региональный и муниципальные заказы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих | АНО, ОМС ВВАГС | 1999-2001 гг. | ОБ МБ | ||||||
5.25 | Организовать мониторинг кадровой обеспеченности органов местного самоуправления | АНО ВВАГС АМО | 1999-2001 гг. | ОБ | ||||||
Итого по п. 5 | ||||||||||
Итого по разделу |
5. Ожидаемые результаты
Реализация перечисленных мероприятий данного раздела программы позволит достичь следующих результатов:
ü развить комплексную систему муниципального управления;
ü укрепить основы народовластия;
ü создать условия для обеспечения жизненных интересов населения муниципального образования;
ü обеспечить повышение уровня социальной защищенности населения МО;
ü стабилизировать политическую систему;
ü укрепить кадры муниципальных органов;
ü эффективно реализовывать региональную и муниципальную экономическую и промышленную политику;
ü сформировать новую идеологию бюджетного планирования;
ü позволит выявить и мобилизовать внутренние резервы территории;
ü повысить эффективность использования бюджетных средств;
ü позволит привлечь необходимые финансовые ресурсы для развития МО;
ü определить инвестиционный потенциал МО;
ü позволит создать условия для увеличения объемов производства и сбыта на территории МО;
ü реформировать муниципальное хозяйство;
ü оказать содействие развитию и углублению реформ в МО;
ü способствовать укреплению экономических основ и возобновление экономического роста в МО;
ü закрепить и развить положительные сдвиги в социально-экономическом состоянии МО;
ü развивать опыт реализации экономических инициатив в МО;
ü оказать поддержку МО в поисках внешних источников финансирования;
ü создать условия для укрепления собственной экономической базы МО;
ü повысить экономическую и социальную эффективность муниципального управления.
6. Примечания
6.1 Основные понятия
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения.
Муниципальное управление представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью эффективного выполнения плана социально-экономического развития территории.
Субъект муниципального управления – органы местного самоуправления.
Объект муниципального управления – муниципальное образование.
Цель муниципального управления – повышение уровня и качества жизни населения.
Муниципальный менеджмент – использование принципов менеджмента в муниципальном управлении.
Система муниципального управления – совокупность организационных форм, муниципального управления, включающие институты прямой и представительной демократии.
Муниципальное хозяйство – комплекс расположенных в муниципальном образовании предприятий, учреждений и организаций, призванных удовлетворять социально-бытовые потребности населения.
Муниципальная собственность – собственность городского, сельского поселения, другого муниципального образования.
Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Местный референдум – непосредственное выражение воли населения по вопросам местного значения.
Организационные формы муниципального управления – различные сочетания органов местного самоуправления с соответствующим распределением полномочий и методов взаимодействия между ними.
Организационная структура муниципального управления – состав, взаимосвязи и соподчиненность совокупности структурных подразделений органов местного самоуправления, выполняющих различные функции по управлению муниципальным образованием.
Функции муниципального управления – основные направления муниципальной деятельности.
Процесс муниципального управления – порядок осуществления механизма муниципального управления.
Методы муниципального управления – способы и приемы управленческой деятельности, направленное на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования.
Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Эффективность муниципального управления представляет собой результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов, которые имеют количественные и качественные характеристики.
Местные налоги и сборы – налоги и сборы, устанавливаемые представительным органом местного самоуправления самостоятельно.
Минимальный местный бюджет – расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты.
Муниципальные ценные бумаги – облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления.
Муниципальный заказ – соглашение между органами местного самоуправления и подрядной организацией о выполнении работ (об оказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета.
Местные финансы – совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
6.2 Используемые сокращения
ОЗС – областное законодательное собрание
АНО – администрация Нижегородской области
ОМС – орган местного самоуправления
НИ – налоговая инспекция
НОКГС – Нижегородский областной комитет государственной статистики
ВВАГС – Волго-Вятская академия государственной службы
НИЭР – Нижегородский институт экономического развития
ОИК – областная избирательная комиссия
АМО – ассоциация муниципальных образований
КРМС – комиссия по развитию местного самоуправления
ЭСМС – экспертный совет по местному самоуправлению
ОБ – областной бюджет
МБ – местный бюджет
ВБИ – внебюджетные источники
Данный раздел разработан с учетом мероприятий Федеральных программ государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий реализации конституционных полномочий местного самоуправления 1995 г. и 1999 г.
Раздел разработан магистром государственного управления кафедры управления и маркетинга ВВАГС Васильевым А.А.