Виды, метод и приёмы эконом анализа.

Информационное обеспечение АФХД.

Информация для анализа отражается в различных документациях предприятия.

Все источники данных для АХД деляться на:

1) Плановые источники (текущие планы, кратко-срочные, средне-срочные, долго-срочные). Такие данные необходимы для сравнения того, что было запланированно с тем, что фактически было выполненно.

2) Учетные источники (статистическая/бухгалтерская/налоговая/финансовая отчетность и тд).

3) Внеучетные источники (информация полученная из газет/журналов/СМИ/интернет/"сарафанное радио").

Сущ след виды информации:

1. По отношению к объекту исследования информация бывает:

ü внутренней

ü внешней

2. По отношению к предмету исследования:

ü основной (бух баланс)

ü вспомогательной (приложения к балансу, социальное/материальное/семейное/ положения работника)

Например, основная информация - должность работник, его производительность, а вспомогательная может быть - материальное,социальное, семейное положение работника.

3. По периодичности посупления:

ü регулярной (поступающая постоянно)

ü эпизодической (поступающая крайне редко, например, информмация о новом конуренте)

Регулярная информация классифицируется следующим образом:

1. Постоянная информация (уставный капитал п/п);

2. Условно-постоянная информ-ия (кол-во работников, название предприятия, руководство). Такая информация зависит от объема производства (частично);

3. Переменная (оплата труда по сдельной форме;

4. По отношению к процессу обработки информации:

1) Первичная информация (первично предоставленные отчеты);

2) Вторичная (отчеты аосле внесения каректировок и изменений).

К информации предявляются следующие требования:

1. Аналитичность;

2. Объективность;

3. Единство;

4. Оперативность;

5. Рациональность.

 

1.Классификация видов экономического анализа.

2.Метод экономического анализа.

3.Приёмы эконом анализа.

 

I.

Анализ классифицируется по след признакам:

1. По отраслевому признаку:

ü отрасливой;

ü межотросливой.

2. По признаку времени:

ü предварительнай анализ (проводится до проведения аудиторских и налоговых проверок с целью подготовки всей необходимой док-ии и устранения нарушений);

ü последующий анализ (проводится после аудит и налог проверок с целью выявления устранения обнаруженных в ходе проверок ошибок)

Послед анализ называется ретроспективным, который подразделется на:

ü оперативный (текущий анализ на каждый день);

ü итоговый (проводится на основании данных оперативного анализа. Проводится по истечении календарного года).

 

3. По пространственному признаку:

ü внутрихозяйственный;

ü Межхозяйственный.

4. По объектам управления:

ü технико-экономический анализ (проводится с использованием техно- экономических показателей объема производства, производительность труда, по показателям качества)

ü финансово-экономический анализ (анализ движения ден ср на п/п);

ü управленческий анализ (проводится руководством с целью изучения фактического финансового состояния предприятия)

ü социально-экономический анализ (проводится анализ социального/ материального/семейного положения работников)

ü экономико-статистический анализ (изучается движение трудовых ресурсов (кол-во уволившихся работников по собственному желанияю/по инициативе администрации, кол-во работников ушедших в декрет/армию/ на пенсию))

ü экономико-экологический анализ (проводится анализ с целью изучения кол-ва выбросов вредных веществ в атмосферу)

ü маркетинговый анализ (изучается рынок поставщиков/потребителей)

5. По сетодике изучения объектов.

ü сапостовительный анализ (проводится с целью сравнения данных за текущий период с данными предыдущего периода. Такой анализ необходим, чтобы определить динамику изменений изучаемых показателей;

ü диагностический анализ (проводится с целью диагностики вероятности банкротства (достижения минимального риска возникновения банкротства);

ü факторный анализ (проводится с целью определения различных факторов на результативный характер);

ü маржинальный анализ (от слова "маржа" - достижение максимальных величин, напрвлен на получение максимально предельных допустипых значений);

ü экономико-математический анализ (проводится с использование материальных формул, правил, теорий. Например: определение арифметической средневзвешанной величины);

ü функционально-стоимостной анализ (проводится на основании цен, ценников, прайс-листов);

6. По субъектам (пользователям анализа):

ü внутренний анализ;

ü внешний анализ.

7. По обхвату изучаемых объектов:

ü сплошной анализ (проводится с целью изучения всех документов и всей ФХД предприятия);

ü выборочный (проводится на основании выборки отдельных объектов, элиментов, требующие наиболее тщательного изучения;

8. По содержанию программ:

ü комплексный анализ;

ü тематический анализ.

II.

Метод экономического анализа -это способ, подход к изучению экономических явлений и процессов происходящих на п/п.

Методика экономического анализа строится на пересечении 3-х наук: экономики, статистики, математики.

III.

Приемы экономического анализа.

В процессе анализа используютя следующие приемы и методы:

1. Традиционные методы;

2. Экономико-математические методы;

3. Эврестические методы (основаны на творческом подходе, мышлении, оценке и результатах анализа).

Традиционными способами и приемами экономического анализа являются:

ü использование абсолютных, относительных или средних величин;

ü применение сравнения

ü способ группировки;

ü балансовый метод;

ü графический способ;

ü способ построения аналитических таблиц;

ü факторный анализ.

I.

Использование абсолютных, относительных и средних величин.

Абсолютные величины - имеют натуральную и денежную единицу измерения (кг, км, м, млн руб, тыс руб, руб и тд).

Относительные величины - исчисляются с применением обсолютных величин: в % прибазе 100 и в коэфициентах при базе 1.

В АФХД используются след виды относительных величин:

1) Отночит величина пространственного сравнения. Предполагает сравнение данных текущего дня, месяца, года с предыдущим;

2) Относительная величина планового задания. Предполагает постановку плана в сравнении с тем, что было осуществлено на текущий момент (например, планируется увеличение прибыли в будущем году на 20%);

3) Относ величиа выполнения плана. Определяется отношением фактической величины изучаемого показателя с плновой величиной этого же показателя. (например план по производству перевыполнен на 15%)

4) Относительная величина динамики. Предполагает изучение изменения показателей в определенные промежутки времени. (например, построение динамики по производительности труда за 5 лет);

5) Показатель структуры показывает состав или удельный вес одного изучаемого показателя в общей массе всех показателей. (например 15% удельный вес сотрудников мужчин в общем составе коллектива);

6) Относительна величина координации. Предполагает определение направления какого либо показателя в нужную сферу. Это достигается с учетом соотношения двух взаимосвязанных между собой показателей (например, СК и ЗК, ДЗ и КЗ, осн ср и оборотных ср);

7) Относительная величина интенсивности. Предполагает степень распространённости, темп развития какого либо явления или ситуации (например, степень заболеваемости сотрудников п/п увеличилась на 10%)

8) Относительная величина интенсивности предполагает какой эффект или пользу может принести для п/п какое либо явление (например, новый привлеченный специалист поспособствовало увелич-ю прибыли п/п на 30%)

В анализе на ряду с абсолютными и относительными величинами используется средние величины. Такие величины необходимы когда имеется масса информации из которой необходимо выделить что то одно (например средняя заработная плата по предприятию/средня производительность труда и тд)

Но использование этих величин может вызывать некоторые проблемы (например при определении сред производительности можно не заметить недостатки работы некоторых сотрудников

II.

Способ сравнения.

В анализе прим след типы сравнений:

1. Сравнение фактичски достигнутых результатов с данными прошлых периодов (здесь сравниваются данные текущего периода с предыдущим).

Пример:

Таб 1. (см. приложение)

Вывод: из таблицы видно что за пять анализаруеммых лет объем производства увеличился на 2 млн 150 тыч руб или на 21,5%. Это произошло в результате увеличения выроботки на одного работника 3,7% млн р или на 42,53%, даже в результате сокращения часленности на 170 чел или на 14,78%.

 

2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми.

Такое сопоставление необходимо для того что бы определить на сколько фактически выполняется работа в сравнении с тем что было запланированно.

Пример:

Таб 2.

Вывод: по первому выду продукции план перевыполнен на 35 млн руб или на 4,49%. По второму виду продукции план перевыполнен на 120 млн или на 18,46%.

По третьему виду продукции план недовыполнен на 50 млн руб или на 9,56%.

В общем, план перевыполнен на 105 млн руб или на 5,36%.

 

3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресрсов.

Такое сравнение необходимо для того что бы определить есть ли перерасход или экономия ресурсов.

Пример:

Таб 3

Вывод: использование нефтепродуктов и сырья было перерасходовано. Так перерасход нефтепродуктов 70 т или 14%. Использование сырья было перерасходаванно на 90 т или на 12%. Использование топлива было экономным и составило 25 т или на 2,6%.

4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовыми опытом, достижениями науки и техники.

5. Сравнение показателей исследуемого п/п со среднеотраслевыми данными или сред

6. Сравнение параллельных и динамических рядов.

Пример: Зависимость выработки рабочим от фондовооруженности.

Таб 4

 

Даный способ на примере показывет что выработка рабочих с фондовоорууженостью не взаимосвязанна на 100%.

Даже в результате сокращения/увеличения оснащенности п/п осн ср не оказывает прямого воздействия на выработку т.е. проиводительность труда в любом случаи увеличивается.

7. Сравнение разных вариантов решения эконом задач.

Такое сравнение необходимо д/ тотго что бы выбрать самый точный и правильный вариант решения задачи.

8. Сапостовление результатов деятельности до и после изменения какого- либо фактора или производственной ситуации.

III.