Виды, метод и приёмы эконом анализа.
Информационное обеспечение АФХД.
Информация для анализа отражается в различных документациях предприятия.
Все источники данных для АХД деляться на:
1) Плановые источники (текущие планы, кратко-срочные, средне-срочные, долго-срочные). Такие данные необходимы для сравнения того, что было запланированно с тем, что фактически было выполненно.
2) Учетные источники (статистическая/бухгалтерская/налоговая/финансовая отчетность и тд).
3) Внеучетные источники (информация полученная из газет/журналов/СМИ/интернет/"сарафанное радио").
Сущ след виды информации:
1. По отношению к объекту исследования информация бывает:
ü внутренней
ü внешней
2. По отношению к предмету исследования:
ü основной (бух баланс)
ü вспомогательной (приложения к балансу, социальное/материальное/семейное/ положения работника)
Например, основная информация - должность работник, его производительность, а вспомогательная может быть - материальное,социальное, семейное положение работника.
3. По периодичности посупления:
ü регулярной (поступающая постоянно)
ü эпизодической (поступающая крайне редко, например, информмация о новом конуренте)
Регулярная информация классифицируется следующим образом:
1. Постоянная информация (уставный капитал п/п);
2. Условно-постоянная информ-ия (кол-во работников, название предприятия, руководство). Такая информация зависит от объема производства (частично);
3. Переменная (оплата труда по сдельной форме;
4. По отношению к процессу обработки информации:
1) Первичная информация (первично предоставленные отчеты);
2) Вторичная (отчеты аосле внесения каректировок и изменений).
К информации предявляются следующие требования:
1. Аналитичность;
2. Объективность;
3. Единство;
4. Оперативность;
5. Рациональность.
1.Классификация видов экономического анализа.
2.Метод экономического анализа.
3.Приёмы эконом анализа.
I.
Анализ классифицируется по след признакам:
1. По отраслевому признаку:
ü отрасливой;
ü межотросливой.
2. По признаку времени:
ü предварительнай анализ (проводится до проведения аудиторских и налоговых проверок с целью подготовки всей необходимой док-ии и устранения нарушений);
ü последующий анализ (проводится после аудит и налог проверок с целью выявления устранения обнаруженных в ходе проверок ошибок)
Послед анализ называется ретроспективным, который подразделется на:
ü оперативный (текущий анализ на каждый день);
ü итоговый (проводится на основании данных оперативного анализа. Проводится по истечении календарного года).
3. По пространственному признаку:
ü внутрихозяйственный;
ü Межхозяйственный.
4. По объектам управления:
ü технико-экономический анализ (проводится с использованием техно- экономических показателей объема производства, производительность труда, по показателям качества)
ü финансово-экономический анализ (анализ движения ден ср на п/п);
ü управленческий анализ (проводится руководством с целью изучения фактического финансового состояния предприятия)
ü социально-экономический анализ (проводится анализ социального/ материального/семейного положения работников)
ü экономико-статистический анализ (изучается движение трудовых ресурсов (кол-во уволившихся работников по собственному желанияю/по инициативе администрации, кол-во работников ушедших в декрет/армию/ на пенсию))
ü экономико-экологический анализ (проводится анализ с целью изучения кол-ва выбросов вредных веществ в атмосферу)
ü маркетинговый анализ (изучается рынок поставщиков/потребителей)
5. По сетодике изучения объектов.
ü сапостовительный анализ (проводится с целью сравнения данных за текущий период с данными предыдущего периода. Такой анализ необходим, чтобы определить динамику изменений изучаемых показателей;
ü диагностический анализ (проводится с целью диагностики вероятности банкротства (достижения минимального риска возникновения банкротства);
ü факторный анализ (проводится с целью определения различных факторов на результативный характер);
ü маржинальный анализ (от слова "маржа" - достижение максимальных величин, напрвлен на получение максимально предельных допустипых значений);
ü экономико-математический анализ (проводится с использование материальных формул, правил, теорий. Например: определение арифметической средневзвешанной величины);
ü функционально-стоимостной анализ (проводится на основании цен, ценников, прайс-листов);
6. По субъектам (пользователям анализа):
ü внутренний анализ;
ü внешний анализ.
7. По обхвату изучаемых объектов:
ü сплошной анализ (проводится с целью изучения всех документов и всей ФХД предприятия);
ü выборочный (проводится на основании выборки отдельных объектов, элиментов, требующие наиболее тщательного изучения;
8. По содержанию программ:
ü комплексный анализ;
ü тематический анализ.
II.
Метод экономического анализа -это способ, подход к изучению экономических явлений и процессов происходящих на п/п.
Методика экономического анализа строится на пересечении 3-х наук: экономики, статистики, математики.
III.
Приемы экономического анализа.
В процессе анализа используютя следующие приемы и методы:
1. Традиционные методы;
2. Экономико-математические методы;
3. Эврестические методы (основаны на творческом подходе, мышлении, оценке и результатах анализа).
Традиционными способами и приемами экономического анализа являются:
ü использование абсолютных, относительных или средних величин;
ü применение сравнения
ü способ группировки;
ü балансовый метод;
ü графический способ;
ü способ построения аналитических таблиц;
ü факторный анализ.
I.
Использование абсолютных, относительных и средних величин.
Абсолютные величины - имеют натуральную и денежную единицу измерения (кг, км, м, млн руб, тыс руб, руб и тд).
Относительные величины - исчисляются с применением обсолютных величин: в % прибазе 100 и в коэфициентах при базе 1.
В АФХД используются след виды относительных величин:
1) Отночит величина пространственного сравнения. Предполагает сравнение данных текущего дня, месяца, года с предыдущим;
2) Относительная величина планового задания. Предполагает постановку плана в сравнении с тем, что было осуществлено на текущий момент (например, планируется увеличение прибыли в будущем году на 20%);
3) Относ величиа выполнения плана. Определяется отношением фактической величины изучаемого показателя с плновой величиной этого же показателя. (например план по производству перевыполнен на 15%)
4) Относительная величина динамики. Предполагает изучение изменения показателей в определенные промежутки времени. (например, построение динамики по производительности труда за 5 лет);
5) Показатель структуры показывает состав или удельный вес одного изучаемого показателя в общей массе всех показателей. (например 15% удельный вес сотрудников мужчин в общем составе коллектива);
6) Относительна величина координации. Предполагает определение направления какого либо показателя в нужную сферу. Это достигается с учетом соотношения двух взаимосвязанных между собой показателей (например, СК и ЗК, ДЗ и КЗ, осн ср и оборотных ср);
7) Относительная величина интенсивности. Предполагает степень распространённости, темп развития какого либо явления или ситуации (например, степень заболеваемости сотрудников п/п увеличилась на 10%)
8) Относительная величина интенсивности предполагает какой эффект или пользу может принести для п/п какое либо явление (например, новый привлеченный специалист поспособствовало увелич-ю прибыли п/п на 30%)
В анализе на ряду с абсолютными и относительными величинами используется средние величины. Такие величины необходимы когда имеется масса информации из которой необходимо выделить что то одно (например средняя заработная плата по предприятию/средня производительность труда и тд)
Но использование этих величин может вызывать некоторые проблемы (например при определении сред производительности можно не заметить недостатки работы некоторых сотрудников
II.
Способ сравнения.
В анализе прим след типы сравнений:
1. Сравнение фактичски достигнутых результатов с данными прошлых периодов (здесь сравниваются данные текущего периода с предыдущим).
Пример:
Таб 1. (см. приложение)
Вывод: из таблицы видно что за пять анализаруеммых лет объем производства увеличился на 2 млн 150 тыч руб или на 21,5%. Это произошло в результате увеличения выроботки на одного работника 3,7% млн р или на 42,53%, даже в результате сокращения часленности на 170 чел или на 14,78%.
2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми.
Такое сопоставление необходимо для того что бы определить на сколько фактически выполняется работа в сравнении с тем что было запланированно.
Пример:
Таб 2.
Вывод: по первому выду продукции план перевыполнен на 35 млн руб или на 4,49%. По второму виду продукции план перевыполнен на 120 млн или на 18,46%.
По третьему виду продукции план недовыполнен на 50 млн руб или на 9,56%.
В общем, план перевыполнен на 105 млн руб или на 5,36%.
3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресрсов.
Такое сравнение необходимо для того что бы определить есть ли перерасход или экономия ресурсов.
Пример:
Таб 3
Вывод: использование нефтепродуктов и сырья было перерасходовано. Так перерасход нефтепродуктов 70 т или 14%. Использование сырья было перерасходаванно на 90 т или на 12%. Использование топлива было экономным и составило 25 т или на 2,6%.
4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовыми опытом, достижениями науки и техники.
5. Сравнение показателей исследуемого п/п со среднеотраслевыми данными или сред
6. Сравнение параллельных и динамических рядов.
Пример: Зависимость выработки рабочим от фондовооруженности.
Таб 4
Даный способ на примере показывет что выработка рабочих с фондовоорууженостью не взаимосвязанна на 100%.
Даже в результате сокращения/увеличения оснащенности п/п осн ср не оказывает прямого воздействия на выработку т.е. проиводительность труда в любом случаи увеличивается.
7. Сравнение разных вариантов решения эконом задач.
Такое сравнение необходимо д/ тотго что бы выбрать самый точный и правильный вариант решения задачи.
8. Сапостовление результатов деятельности до и после изменения какого- либо фактора или производственной ситуации.
III.