Основные черты поэтики театра абсурда.

Из пьес абсурдистов уходит ядро традиционной драмы – драматический конфликт. Драматический конфликт, т.е. столкновение между индивидуумами возможен в мире, где существует иерархия ценностей – религиозных, политических, нравственных. Когда нет веры в них конфликт, предполагающий разрешение в конце пьесы, становится невозможным.

2) Место линейно последовательно развивающегося действия занимает развертывание поэтического образа с переплетающимися темами и мотивами. Это сближает пьесы с лирическими стихотворениями и музыкальными произведениями.

Нередко эти образы кажутся онейрическими (порожденными сновидениями) и реальность абсурдистских драм предстает как проекция снов и кошмаров, терзающих автора. В результате динамику раскрывающегося конфликта заменяет статика. Но это не значит, что в пьесах всегда царит неподвижность. Многие произведения Ионеско и Жене насыщены внешним движением. И именно контраст физической беготни, суетливых жестов с неизменностью исходной ситуации создает в них драматическое напряжение. Даже самая статичная пьеса «В ожидании Годо», где не происходит ничего (главная мысль пьесы – ничего произойти и не может) способна вызвать и удержать зрительское внимание благодаря сложности развивающегося образа.

3) Переосмысление роли языка. По мнению абсурдистов, язык выродился в ничего не значащее клише.

Ионеско: «Слова не нужны, они только вносят путаницу».

Деградировавший язык становится преградой между людьми. Для драматургов смерть языка является первым этапом его обновления.

Ионеско: «Взрыв языка среди молчаливого непонимания необходим, чтобы он мог возникнуть заново, в ином виде».

4) Многие пьесы театра абсурда чрезвычайно зрелищны. Отказав в легитимности языку, авторы переносят центр тяжести на невербальные сценические средства – яркие костюмы и предметы, световые и звуковые спецэффекты, пантомиму и мимику.

5) Неотъемлимым качеством театра абсурда является специфический комизм, черный юмор, где смех соседствует с ужасом. Благодаря комической составляющей зритель может отстраниться от кошмара, он не должен идентифицировать себя с гротескными персонажами. В такой отстраненности есть схожесть с театром Б. Брехта. Но если брехтовская драма взывала к разуму человека, то театр абсурда обращается к более глубинным уровням его сознания.

Выводя наружу с помощью смеха глубоко запрятанные страхи и опасения, абсурдистская драма помогает зрителю освободиться от них, т.е. играет роль своеобразной психотерапии.

Перечисленные черты представляют собой необычное сочетание давно существовавших элементов, шоковый эффект от которых вызван именно неожиданностью комбинаций. Источниками театра абсурда стали:

- мим и клоунада, восходящие к древнегреческому и римскому театру;

- ренессансная комедия дель-арте;

- низовые зрелищные формы – мюзик-холл, водевиль, цирк, кабаре;

- классические ленты немого кино;

- традиция словесных нелепиц в духе Л. Кэррола;

- литературу снов и кошмаров, берущую начало в античности и получившую особое развитие в эпоху барокко.

Эжен Ионеско (1912-1994)

Признанный классик современной литературы, мэтр театра абсурда. В 1970 г. избран во Французскую академию. Собрание сочинений включает:

- более 30 пьес,

- роман «Наедине с одиночеством» (1773),

- рассказы-притчи, многие из которых легли в основу пьес,

- книга «Заметки за и против» (1763) – эссе о театральном искусстве,

- статьи на актуальные политические темы – сборник «Противоядия» (1977),

- мемуарно-биографическая книга «Прерывистый поиск» (1987).

На вопрос о смысле его драматургии Ионеско отвечал, что он хотел «объяснить всю нелепость существования, отрыв человека от его трансцендентных корней», показать, что «разговаривая, люди уже не знают того, что хотели сказать, и что разговаривают они, чтобы ничего не сказать, что язык, вместо того чтобы их сблизить, только еще больше их разделяет», выявить «необычный и странный характер нашего существования» и «парадировать театр, то есть мир».

Задача его драматургии – создать свирепый, безудержный театр, он предлагает вернуться к театральным истокам, а именно к старинным кукольным спектаклям, в которых используются окарикатуренные неправдоподобные образы, подчеркивающие грубость самой действительности. Ионеско провозгласил резкое несогласие с существующим театром, из всех драматургов признавал только Шекспира. Современный театр, по его мнению, не способен выразить экзистенциальное состояние человека. Театр должен уйти как можно дальше от реализма, который только затемняет сущность человеческой жизни.

У пьесы «Лысая певица» есть подзаголовок «антипьеса». Это драма заложила фундамент эстетики абсурдизма. Сюжет в традиционном смысле отсутствует. Пьеса состоит из ряда эпизодов, которые заполнены немыслимыми действиями и диалогами. К супругам Смит приходит семья Мартенов. Они ведут алогичную и бессодержательную беседу, к которой время от времени подключается служанка Смитов и ее друг пожарник. Разговор не клеится, т.к. каждый говорит о своем, не слушая другого. Человек не понят и не может понять другого. Все происходит на фоне боя часов, которые отбивают то 2, то 9, то 19, то 29 ударов, время тоже вышло из-под контроля.

Г-н Смит говорит: «Есть вещи, которые я не понимаю. Почему в газетах…всегда указывают возраст умерших, но не указывают возраст новорожденных».

Главным героем произведения становится язык, переживающий ряд метаморфоз. В начале пьесы он грамматически правилен, хотя и лишен реального содержания. По ходу действия роль персонажей утрачивает связность, реплики становятся все отрывистее и короче, в конце превращаются в отдельные реплики.

Основные мотивы и приемы театра абсурда:

- беспомощность языка как инструмента общения,

- утрата идентичности (персонажи похожи на автоматы, они полностью взаимозаменяемы),

- критика неосознанного растительного существования, довольствующегося расхожими мнениями.

Пресса хвалила Ионеско за антибуржуазную направленность пьесы, после чего он внес поправку: для него «мелкий буржуа» - это не классовое, а скорее психологическое понятие. Это любой человек, некритически принимающий общепринятые идеи.

«Стулья». Герои пьесы – Старик, Старуха, Оратор. Действие происходит в смотровой башне на маяке. Старики привыкли разговаривать короткими фразами, они хорошо знают привычки друг друга. Они ждут гостей, которые появляются как фантомы: приходят давно умершие друзья, дети. К концу действия комната уставлена пустыми стульями, где «сидят» гости. В конце пьесы старики выбрасываются из окон, каждый из своего. Они видят пустоту своей жизни. Но это не трагедия отдельных людей, такова участь всех людей, живущих на земле. Из уст Оратора слышно только мычание, потому что он глухонемой.

Эти пьесы, полные отчаянья, написанные до 1958 г. Новый этап начинается с пьесы «Носорог» (1958). В ней сохраняется язык, подобие сюжета, некоторая связь с политической жизнью. Пьеса начинается с нашествия животных на небольшой провинциальный город. Сначала жители города слышат топот где-то там вдалеке, затем носороги в городе, а топом становятся похожими на носорогов: ноги становятся толстыми, вырастает костяной нос, они начинают топтать других людей. Автор прослеживает, как агрессивное носорожество, сначала вызывавшее отвращение и неприязнь, постепенно завоевывает все больше сторонников. Некоторые примыкают к ним из идейных соображений, но большинство из страха остаться в одиночестве.

В конце один главный герой Беранже, «маленький человек», мечтатель и неудачник, находит в себе внутренние силы сопротивляться болезни. Эта пьеса своего рода предостережение человеку: нельзя постоянно жить в абсурде, иначе человек может потерять себя. Критика с восторгом приняла пьесу, считая ее антифашистской. Но по замыслу Ионеско она имела более широкую направленность. Он писал: ««Носороги» - несомненно, антинацистское произведение, но прежде всего это пьеса против коллективных истерий и эпидемий, скрывающихся под личиной разума и идей, но не становящихся от этого менее серьезными коллективными заболеваниями, которые оправдывают различные идеологии».