Сборник «Цветы зла»

Лекция 8. Шарль Бодлер. Мировоззрение и эстетические взгляды.

 

Бодлер вошёл в мировую культуру как страдающий певец «несчастного сознания». Всё его творчество выросло из вопиющего столкновения между его «обнажённым сердцем», беззащитно чувствительной душой, стремившейся почувствовать «сладкий вкус собственного существования» (Жан-Поль Сартр), и беспощадным, ясным умом, который превратил эту мысль, знающую о своей загрязнённости и добровольно требующую пыток, в объект бесконечных аналитических издевательств.

Метания между «восторгом от жизни» и «ужасом» перед ней, метания в прахе и величественная печаль по Идеалу Бодлера лучше воплощают феномен разорванного сознания, которое от этого постоянно находится в состоянии «бесконечной тоски», которая мучительно ищет основ единства мира и самой себя.

Творческое наследие Бодлера венчало собой эпоху романтизма в мировой поэзии и открывало новые горизонты, построенные на субъективном восприятии окружающего мира на лезвии конфликтов.

Среди определений человеческой природы Бодлера важным будет слово «бунтарь», «бунтарь духа», поскольку в нём отражается главная сущность его отношения и к окружающему миру, и к самому себе. Он – неутомимый искатель приключений и всего нового и вместе с тем печальный затворник, «любитель жизни и враг того, что мешает жить, Сторонник Красоты, Истины, Бога и собеседник Дьявола», свою противоречивость осознал с ранних лет и пронёс через всю жизнь. Да и вся его жизнь стала бунтом против всех и против всего, а самое главное – против самого себя.

Главной проблемой в жизни Бодлера стала ситуация выбора между внутренней свободой и жизненными ограничениями и рамками. Почувствовав вкус к неповиновению, он уже не мог остановиться. Первой «трещиной», которая разорвала сознание и душу Шарля Бодлера пополам, была смерть отца и поспешное, по его мнению, замужество матери. Трагизм судьбы Бодлера, вероятно, был предопределён неровным в возрастном плане брака родителей: слишком старый отец и слишком молодая мать. Парень так и не принял отчима. И отчуждение, возникшее между Жаком Опеком и пасынком, с годами переросло в противостояние.

Бодлер так и остался до конца своих дней на лезвии ножа между стремлением познать единство мира и самого себя и страшным расколом его сознания, души и всей жизни. «Трещины» его жизни разорвали его сознание и вместе с тем открыли перед поэтом Вселенную, он через эту открытость сознания, разума сумел постичь весь мир в совершенно другом измерении, по сравнению с предыдущими творцами, – он создал глобальную картину Красоты из Зла.

Литературную судьбу Бодлера, как прижизненную, так и посмертную, определил единственный созданный им поэтический сборник стихов «Цветы Зла».

 

Художественный мир Шарля Бодлера

Главное: стержневой конфликт «идеала» и «действительности» и обусловленный ним пафос стремлений к «идеалу» и отрицанию безобразности жизни, настроения разочарования, меланхолии, «сплина»
Определяющие черты
мировоззренческо-эстетические константы в связи с тематикой произведений идеалы поэтика
«добро» и «зло» в соотношении с категориями эстетики культ красоты внимание к ритму и форме
изменчивость и взаимопроникновение душевных состояний приоритет «неизвестного», «невозможного», «безграничного» над «видимым» принцип антитезы («добро» - «зло», раскол личности)
усиленное внимание к урбанистической теме   музыкальность звучания стихотворения
«система соответствий», которая объединяет не связанные на первый взгляд чувства, предметы, факты и явления суггестия
афористичность языка, тонкие нюансы значений художественного слова
всесторонняя разработка темы «зла», сосредоточенность на «тёмных сторонах жизни», на падениях в бездну «греха», духовные страдания символ, который фиксирует неуловимые «соответствия», раскрывает непрямые смыслы
лейтмотивы «вечности», «ада», «тёмной пропасти» широкое использование контрастных образов, «чужеродных» элементов, прозаичность языка
       

Но и в этом трагическом состоянии Поэт стремится к высоте, ищет Красоту и создает её.

Аналитическая оценка стихотворения «Соответствия»

По мнению литературоведа А. Пронкевича, сонет Шарля Бодлера «Соответствия» является художественным манифестом символизма. «В произведении, с одной стороны, просматривается символистская модель общения человека и мира: последний полный таинственных знаков, находящихся в состоянии мистического единства, смысл которых открывается как намёк, как прозрение только избранным, одарённым волшебным зрением. А с другой – религиозные обороты первой строфы указывают на то, что контакт субъекта познания и Вселенной – это священное действо, это всегда мистерия».

Это стихотворение, прежде всего, об основах бытия. Философское по содержанию произведение символично закодировано. Доминантой текста является символический образ Природы. Для поэта и его лирического героя это понятие наполнено таинственностью и святостью, и вместе с тем оно живёт. «Живой храм» бодлеровской Природы обычно представляется как античный храм, и это действительно соответствует дуалистическому, близкому к языческому мировоззрению Бодлера, когда человек осознавал себя неотъемлемой частью Природы с одной стороны, а с другой – наделял божественной силой всё непонятное и таинственное. Бодлер отходит от символов-архетипов и создаёт символы-соответствия. Природа не просто «храм живой», это «символов леса», то есть сплошная загадка, тайна. «Мы», то есть люди, тоже находимся в этом мире Природы.

Двигаясь далее по тексту стихотворения, читатель осознаёт, что и лирический герой, и сам Бодлер тоже находятся в этом «живом храме». Каким же образом осуществляется познание таинственного и вместе с тем такого, что требует от человека восторга и поклонения? Мы будто в реальности чувствуем, как в человеке включаются все возможности познания мира: зрение, слух, движение, обоняние, вкус, осязание – всё служит одному: почувствовать, как всё сочетается «в гармонии согласной». В чем же секрет «живого храма»? Всё дело в единстве и равновесии. Нет в природе ничего лишнего. Все гармонично соединено: «свет и ночи темнота, благоухания и звуки и цвета».

Различные формы жизни: краски и цвета, ароматы и тона – создают единство. Лирического героя Бодлера интересует природа жизни. Он мастерски использует для этого синестезию – способ написания стихов, когда ассоциации цвета, звуков и запахов выражаются друг через друга.

Внимательным взглядом, обострённым обонянием, слухом, улавливающим мелодичные звуки, лирический герой смотрит, внюхивается, вслушивается в мир «единого естества» Природы и приходит к выводу, что этот мир многообразен и неоднороден. В нём рядом находятся свежесть, нежность, победа молодецкая, разврат, щедрость, злость, липучая надоедливость.

Терцины сонета полны символов, сравнений, суггестии. Овладение гармонией Природы переходит на уровень интуиции, подсознания, и именно оттуда приходит вывод: значит, в алогичных сравнениях и кроется главное влияние природы на человека: «В нём высших дум восторг и лучших чувств экстаз». Для Бодлера мир соответствий – это мир единства.

В общей композиции сборника Ш. Бодлера «Цветы Зла» стихотворение «Соответствия» занимает четвёртое место в первом разделе «Сплин и Идеал», после «Благословения», «Альбатроса» и «Воспарения». Сам автор отмечал смысловое и композиционное единство сборника и требовал именно так его воспринимать. Если считать «Цветы Зла» одним произведением, семантико-смысловым единством, как это подчеркивал сам Бодлер, тогда место сонета «Соответствия» в начале сборника уже является знаком важности идей, заложенных в нём. А зная особенности бодлеровского мировосприятия и его философско-художественной концепции, приходим к выводу, что единство, соответствия, «мощь живого существа» – это один из важных комплексов Идеала Шарля Бодлера.

 

Аналитическая оценка стихотворения "Вечерняя гармония" (1856)

Учёный А. Пронкевич отмечает, что «в стихах Бодлера поражает суггестия и магия образов – это ещё одна, чисто символистская черта поэтического языка. Читатель видит не только цвет предметов, но и чувствует их формы, наслаждается странными звуками. Вечерняя гармония в одноимённом стихотворении предстаёт как симфония чувств: «как дым кадил, струится аромат», «стонет скрипка, как душа в мученье», «небеса, как алтари, горят». Мелодии имеют не только звуковые характеристики, но и запахи. В воздухе звучит музыка: «печальный вальс и томное круженье». Как и в сонете «Соответствия», в стихотворении «Вечерняя гармония» не последнюю роль для создания торжественно приподнятого настроения играет сравнение прихода ночи с литургией. С благоговением контрастирует ужасающее языческое уподобление заката с его кровавым самоубийством («земных сует испив смертельный яд … светило дня зардело на мгновенье»). Повторением строк (каждая следующая строфа начинается со второй строки предыдущей) стихотворение напоминает заговор колдуна. Зрелище вечера превращается в акт мистического созерцания игры каких-то древних первооснов, борьбы света и тьмы, а общая атмосфера поэзии вызывает странное головокружение.

 

Поиски «современной красоты», «добыча красоты из зла» в поэзии Шарля Бодлера.

Стихотворение «Гимн Красоте» вместе с сонетом «Красота» истолковываются литературоведами как эстетическая манифестация парнасизма и как художественное воплощение основных основ символистской эстетики. Сам поэт главным в искусстве считал ощущение духа современности и искреннее его выражение. В этом стремлении к «современной красоте» и в способах её выражения Бодлер всё больше расходится с романтизмом и вообще с основами эстетики XIX в. и выступает как предшественник и зачинатель новой, современной эпохи европейской культуры.

Большинство ученых сходятся на том, что Бодлер относится к поздним романтикам, в творчестве которых сочетались романтические и собственно символистские элементы и происходило движение от романтизма к символизму.

Поэзия Бодлера развивалась преимущественно в русле поэтической традиции, которая склонна была рассматривать предметный мир, природу как «видимые знаки» идей, чувств, душевных состояний и т. д. Почти все стихотворения в «Цветах Зла» имеют преимущественно двуплановую структуру, где первый план занимают предметы, явления реального мира, детали и т. д., за ними сначала будто прячется идея, которая всё растет в смысловом отношении, функционально подчиняя предметно-эмпирические образы и в конце концов превращая их в символы, олицетворения, параболы.

По мнению ученого А. Николенко, «Гимн Красоте» – эстетическое кредо Бодлера. Автор утверждает главное предназначение искусства – служить Красоте. Он рассуждает о её сущности и роли в мире. Бодлер ставит эстетический критерий прежде всего, призывает «добывать» красоту из всего, что есть на земле, на небе и в душе человека. Поэтому образ Красоты в стихотворении предстаёт перед читателем очень многогранным и противоречивым. В ней воплощено всё: сумерки и рассвет, небо и бездна, звёзды и пропасти, свет и тьма, жизнь и смерть. К образу Красоты автор подбирает контрастные тропы. Ему безразлично, откуда происходит Красота, – от Бога или от Сатаны – главное, что она существует и оказывает удивительное влияние на людей.

Красота воспевается поэтом как сфера свободного полёта воображения художника. Рождённая свободой, она свободна во всех своих проявлениях. Итак, Прекрасное царит в жизни. И хотя Красота не подвластна земным законам, её назначение – одухотворять мир, вдохновлять людей.

В заметках к «Цветам Зла» Бодлер писал: «Франция переживает фазу пошлости. Париж – центр и эманация мировой глупости. Пошлость в этом мире достигла такой насыщенности, что для настоящего интеллекта реакция на неё приобретает силу неистовой страсти».

Стихотворение «Гимн Красоте» представляет особый, метафизический рецепт улучшения реальности, где царит «мировая скорбь».

Последние строки «Гимна Красоте» утверждают гуманистическую идею произведения. Бодлер будто спорит с «парнасцами», которые вслед за Т. Готье выдвинули лозунг «искусства для искусства». В бодлеровском понимании Красота служит не только искусству, но и прежде всего – жизни, человеку, Вселенной, её задача – духовное преображение личности и мира. Подобный подход является определяющим для модернистской эстетики Бодлера.

Лирический сюжет стихотворения определяется постепенным углублением одного-единственного образа – Красоты. Она подаётся через ряд контрастных определений и сравнений, взятых из мира природы, из человеческой психики, общественной жизни, христианского учения. Такие разноплановые характеристики подчеркивают всеобъемность Красоты, её общее значение для всего человечества.

Используя традиционный жанр лирики – гимн, к которому ранее обращались художники предыдущих эпох, писатель насыщает его совершенно новым содержанием. Сохраняя внешне художественные доминанты жанра (возвышенный пафос, обращения к объекту воспевания, прославление и раскрытие присущих ему высоких достоинств т. п.), автор наполнил его суть эстетическим содержанием. «Гимн Красоте" можно считать программным произведением модернизма, но, несмотря на многочисленные подражания, только творчеству Бодлера свойственно такое противоречивое и оригинальное понимание красоты: в этом и проявилась неповторимая самобытность поэта.

Традиционный гимн акцентирует внимание исключительно на достоинствах божества, героя, явления, предмета, у Бодлера же главный объект прославления весьма противоречив, поскольку в нём присутствуют характеристики и позитивного, и негативного плана. Бодлер разрушает устоявшиеся представления о Красоте и Прекрасном. Выступая против принятой идеализации красоты как положительной категории мира идеалов и мечтаний, Бодлер использует художественные принципы контраста, символизации образов, антитезы. Например, первая строфа начинается с выяснения происхождения Красоты. Сразу появляется художественная оппозиция «небо – ад», то есть диаметрально противоположная вертикаль, в которой нет чёткого ответа, откуда же происходит Красота. А, возможно, она может быть порождена и небесами, и бездонной тьмой.

Лирический герой Бодлера – в первую очередь мыслитель, философ, стремящийся своё понимание природы Красоты и её роли в мироздании передать другим. Своим гимном автор призывает других к осознанию роли Красоты в жизни человека и Вселенной в целом. Складывается дуалистическая модель видения воспеваемого образа: «как вино, пьянишь» – мы считываем в подтексте влияние на людей («сердца»). Красота опьяняет. Это состояние тоже неоднозначно, поскольку опьянение несёт в себе и обострение чувств и ощущений, но одновременно таит в себе опасность потери контроля над собой.

Красота – секрет, но её миражность способна создавать впечатление – импрессии. Красота не простая тайна. Она может очищать, освежать мир природы и мир человека.

Красота всевластна («царица Красота»). В своём всевластии она чаще выступает как разрушительная сила, стихия, которая несёт с собой в мир и скорбь, и надежду. У Бодлера власть Красоты настолько безгранична, что становится за пределы обязанностей и проблем. Она, сея вокруг себя зло и боль, может быть очень привлекательной и желанной, как драгоценности, как любовь, как страсть.

Последние две строфы стихотворения не только дополняют характеристику происхождение, сущность и влияние Красоты, но и содержат глубоко личностную её оценку и выводы лирического героя, являются художественно-образным выражением философско-эстетических взглядов самого Бодлера.

Лирический герой утверждает, что ценность Красоты для него не зависит от её происхождения и сути: «дитя небес иль порождение ада, будь ты чудовище иль чистая мечта». Речь идет о многогранности, полярности Красоты: «ты отверзаешь нам к безбрежности врата» - таким образом вырисовывается ещё одно единство текста – единство автора стихотворения и его Идеала.

Основная мысль стихотворения – воплощение идеи утверждения Красоты как вдохновенной, творческой силы, абстрактной философской категории, центра философско-эстетической концепции Бодлера, которая поставила художника между романтизмом и декадансом (модернизмом в широком смысле).

 

Решение проблемы «поэт и толпа» в стихотворении «Альбатрос»

В стихотворении «Альбатрос» поднимается важная проблема: место поэта и его назначение в обществе. Произведение построено в романтической манере противопоставления двух миров: мира свободы, высоких идеалов, искусства и мира земного, духовно низкого, морально несовершенного. Противопоставление обуславливает контрастность образов альбатроса и толпы, которые приобретают значение символов. Согласно традициям романтической эстетики альбатрос изображается как прекрасная, величественная птица. Она парит в высоком пространстве неба, свободная и недосягаемая для земных существ.

Небо – символ творческой воли художника, а полёт альбатроса олицетворяет безудержный порыв его воображения и фантазии. Птица в небе (то есть в мире своих образов, фантазии, свободных поисков) воплощает безграничную власть художника в создаваемом им мире. Не случайно альбатрос называется «царём лазури». Бодлер утверждает высокое назначение искусства – служить небесным (то есть божественным) идеалам, нести дух свободы, свет красоты. Слова «высота» и «лазурь» символизируют в стихотворении возвышенные стремления поэта.

Одновременно в стихотворении раскрывается тема трагедии художника в духовно низменном обществе. Над прекрасной птицей, ещё недавно летавшей в высоком небе и вдруг оказавшейся на палубе корабля, неуклюжей и беспомощной, смеются матросы. Они передразнивает её, издеваются над ней. А альбатрос, потеряв былую силу, не в состоянии противостоять безжалостной толпе. Эта яркая аллегория вызывает у читателя чувство ненависти к жестокости и бездуховности, любовь к прекрасному и высокому.

Композиция стихотворения построена на оппозициях, позволяющих поэту показать несовместимость разных начал: земного и небесного; широкого, безграничного простора неба и замкнутого пространства корабля (своеобразная тюрьма); альбатроса и группы матросов (поэт и толпа). Благодаря этому создается многогранная художественная картина, полная глубоких конфликтов и непримиримых противоречий.

Отдавая дань романтическим традициям, писатель вместе с тем утверждает принципы нового искусства – модернизма. Он неоднократно подчеркивает мощную власть поэзии и поэта, потому что они – обладатели высшей сферы духа. Образ художника всячески восхваляется, ведь он способен «летать» на крыльях собственной фантазии. Под символами у Бодлера кроется истинная сущность личности и человечества. Характерным для его поэтической манеры являетсянезаметный переход символа в настроение, настроения – в мысль, мысли – в чувство. Не составляет исключения истихотворение «Альбатрос».

Поскольку это произведение входит в цикл «Сплин и Идеал» (второй после «Благословения»), можно предположить, что в образе группы моряков воплощён тот «Сплин», который охватил современное Бодлеру человечество, – равнодушие к красоте, жестокость, духовная ограниченность. Поэт воспевает искусство и высокие идеалы, утверждает прекрасное. Хотя судьба альбатроса в стихотворении остаётся неизвестной (скорее – трагической), автор прославляет силу поэта, поскольку даже смерть не может прервать полет его духа, ибо прекрасное – вечно.

В последней строфе произведения вместо слова «альбатрос» появляется слово «поэт». И в этом проявляется авторский замысел: заменив природу (птицу) человеком, более того – художником, он явно отдаёт предпочтение последнему. Альбатрос, свободное создание природы, может внезапно погибнуть. Но художник, хотя и «не имеет возможности идти» по земле, превосходит природу, потому что всегда остаётся свободным в мире своего воображения. Такая идея звучит в заключительной строфе стихотворения.

 

Традиции и новаторство в решении проблемы «поэт и толпа» (по стихотворению Ш. Бодлера «Альбатрос»)

Традиции Новаторство
В духе романтических традиций: - романтическое «двоемирие», противопоставление мира духовного и мира материального; - принцип контраста в изображении отношений поэта и толпы; - художественный параллелизм (образ птицы – олицетворение образа поэта); - тема трагизма судьбы художника в бездуховном обществе; - замкнутость бездуховного материального мира; - бесконечность, открытость миру идей, искусства; - непримиримый конфликт поэта с действительностью – чисто романтический («байронический») конфликт. Модернистские новации: - создание художественных миров с помощью цветов и оттенков; - живописная картинность изображения; - чёткое определение места образов в хронотопе текста (альбатрос – в небе, матросы – на неустойчивой палубе корабля); - утверждение миссии поэта как обладателя высшей сферы духа (в начале XX в. поэты-модернисты были провозглашены «обладателями душ и дум» современников); - символизация текста; - переход символа в настроение, настроения – в мысль, мысли – в чувство; - утверждение идеи бессмертия искусства и художника в нём; элитарность, избранность художника; - субъективное видение и изображение проблемы «поэт и толпа»; - изолированность личности в реальном мире, её одиночество.

 

Изгнанный с небес Беспечная огромная птица
«суда так любят провожать» Альбатрос   Символ поэта «царь любимый лазури»
«как грузно он ступает» «легко парить навстречу бури»
«как стал он вдруг смешон» «быстрейший из гонцов»
«снежных два крыла … застенчиво влачит, как два больших весла» «краса воздушных стран»
«в толпе, средь шиканья глупцов» «в облаках, средь молний и громов»
       

 

«досужий час желая скоротать»
жестокие Толпа матросов   Символ бездуховного, душевно больного и морально опустошённого человечества «дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает»
отбирают свободу
бездушные «тот веселит толпу, хромая, как и он»
никчемные, духовно пустые
ограниченные «глупцы»
для них не существует идеалов, мечты, прекрасного

 

Домашнее задание:

1. Биография Ш. Бодлера.

2. Мировоззрение и эстетические взгляды Шарля Бодлера и сборник «Цветы зла».

3. Традиционность и своеобразие решения проблемы «поэт и толпа» в стихотворении «Альбатрос» (+ художественный анализ).

4. Филигранность поэтической техники, формальное совершенство и суггестивность стихотворения «Вечерняя гармония» (+ художественный анализ).

5. Толкование предметных образов как «видимых знаков», идей, чувств, душевных состояний («Соответствия») (+ художественный анализ).