Проекты планировки и застройки городских и сельских поселений не должны предусматривать снос, перемещение или другие изменения состояния памятников истории и культуры

При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.

6.2. Затраты времени в городах на передвижение от мест проживания до мест работы для 90% трудящихся (в один конец) не должны превышать, мин., для городов с населением, тыс. чел.:

2000 .................................................. 45

1000 .................................................. 40

500 ................................................. . 37

250 ................................................ .. 35

100 и менее ....................................... ... 30

 

Для ежедневно приезжающих на работу в город-центр из других поселений указанные нормы затрат времени допускается увеличивать, но не более чем в два раза.

Для жителей сельских поселений затраты времени на трудовые передвижения (пешеходные или с использованием транспорта) в пределах сельскохозяйственного предприятия, как правило, не должны превышать 30 мин.

Примечания. 1. Для городов с численностью населения свыше 2 млн. чел. максимально допустимые затраты времени должны определяться по специальным обоснованиям с учетом фактического расселения, размещения мест приложения труда и уровня развития транспортных систем.

 

Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 200 - 250 легковых автомобилей, включая 3 - 4 такси и 2 - 3 ведомственных автомобиля, 25 - 40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50 - 100 единиц для городов с населением свыше 100 тыс. чел. и 100 - 150 единиц для остальных поселений.

Число автомобилей, прибывающих в город-центр из других поселений системы расселения, и транзитных определяется специальным расчетом.

Указанный уровень автомобилизации допускается уменьшать или увеличивать в зависимости от местных условий, но не более чем на 20%.

 

ВНЕШНИЙ ТРАНСПОРТ

 

Пассажирские вокзалы (железнодорожного, автомобильного, водного транспорта и аэровокзалы) следует размещать, обеспечивая транспортные связи с центром города, между вокзалами, с жилыми и промышленными районами. Допускается предусматривать объединенные или совмещенные пассажирские вокзалы для двух и более видов транспорта.

В городах, обслуживаемых аэропортами с пассажиропотоком не менее 2 млн. чел. в год, следует создавать городские аэровокзалы, а в остальных случаях - агентства воздушных сообщений или пункты отправления и прибытия авиапассажиров.

Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно- защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. Ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.

В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно- защитной зоны должно быть озеленено. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и требованиями разд. 9 настоящих норм, но не менее: до жилой застройки 100 м, до садоводческих товариществ 50 м; для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м. Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.

Автомобильные дороги в пригородной зоне, являющиеся продолжением городских магистралей и обеспечивающие пропуск неравномерных по направлениям транспортных потоков из города-центра к загородным зонам массового отдыха, аэропортам и другим поселениям в системе расселения, следует проектировать с учетом реверсивного движения, принимая, как правило, ширину основной проезжей части в соответствии с наибольшими часовыми автомобильными потоками.

Аэродромы и вертодромы следует размещать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.08-85 на расстоянии от селитебной территории и зон массового отдыха населения, обеспечивающем безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума в соответствии с ГОСТ 22283-88 и электромагнитного излучения, установленные для селитебных территорий санитарными нормами.

Размещение в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями и организациями, в ведении которых находятся аэродромы.

Морские и речные порты следует размещать за пределами селитебных территорий на расстоянии от жилой застройки не менее 100 м.

Расстояния от границ специализированных районов новых морских и речных портов до жилой застройки следует принимать, м, не менее:

от границ районов перегрузки и хранения пылящих

грузов ............................................... 300

от резервуаров и сливоналивных устройств

легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на

складах категорий:

I ................................................. 200

II и III .......................................... 100

от границ рыбного района порта (без рыбообработки на

месте) . 100

Примечания. 1. На территории речных и морских портов следует предусматривать съезды к воде и площадки для забора воды пожарными автомашинами.

2. В портах с малым грузооборотом пассажирский и грузовой районы допускается объединять в один грузопассажирский.

 

 

СЕТЬ УЛИЦ И ДОРОГ

 

Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значений, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в табл. 7.

 

──────────────────────────┬───────────────────────────────────────

Категория дорог и улиц │ Основное назначение дорог и улиц

──────────────────────────┼───────────────────────────────────────

Магистральные дороги: │

скоростного движения │Скоростная транспортная связь между

│удаленными промышленными и планировоч-

│ными районами в крупнейших и крупных

│городах; выходы на внешние автомобиль-

│ные дороги, к аэропортам, крупным зонам

│массового отдыха и поселениям в системе

│расселения. Пересечения с магистральны-

│ми улицами и дорогами в разных уровнях

регулируемого движения │Транспортная связь между районами горо-

│да на отдельных направлениях и участках

│преимущественно грузового движения,

│осуществляемого вне жилой застройки,

│выходы на внешние автомобильные дороги,

│пересечения с улицами и дорогами, как

│правило, в одном уровне

Магистральные улицы: │

общегородского значения:│

непрерывного движения │Транспортная связь между жилыми, про-

│мышленными районами и общественными

│центрами в крупнейших, крупных и боль-

│ших городах, а также с другими магис-

│тральными улицами, городскими и внеш-

│ними автомобильными дорогами. Обеспече-

│ние движения транспорта по основным

│направлениям в разных уровнях

регулируемого движения│Транспортная связь между жилыми, про-

│мышленными районами и центром города,

│центрами планировочных районов; выходы

│на магистральные улицы и дороги и внеш-

│ние автомобильные дороги. Пересечения с

│магистральными улицами и дорогами, как

│правило, в одном уровне

районного значения: │

транспортно- │Транспортная и пешеходная связи между

пешеходные │жилыми районами, а также между жилыми и

│промышленными районами, общественными

│центрами, выходы на другие магистраль-

│ные улицы

пешеходно-транспортные│Пешеходная и транспортная связи (пре-

│имущественно общественный пассажирский

│транспорт) в пределах планировочного

│района

Улицы и дороги местного │

значения: │

улицы в жилой застройке │Транспортная (без пропуска грузового и

│общественного транспорта) и пешеходная

│связи на территории жилых районов

│(микрорайонов), выходы на магистральные

│улицы и дороги регулируемого движения

улицы и дороги в научно-│Транспортная связь преимущественно лег-

производственных, │кового и грузового транспорта в преде-

промышленных и комму- │лах зон (районов), выходы на магис-

нально-складских зонах │тральные городские дороги. Пересечения

(районах) │с улицами и дорогами устраиваются в

│одном уровне

пешеходные улицы и │Пешеходная связь с местами приложения

дороги │труда, учреждениями и предприятиями

│обслуживания, в том числе в пределах

│общественных центров, местами отдыха и

│остановочными пунктами общественного

│транспорта

парковые дороги │Транспортная связь в пределах террито-

│рии парков и лесопарков преимущественно

│для движения легковых автомобилей

проезды │Подъезд транспортных средств к жилым и

│общественным зданиям, учреждениям,

│предприятиям и другим объектам город-

│ской застройки внутри районов, микро-

│районов, кварталов

велосипедные дорожки │Проезд на велосипедах по свободным от

│других видов транспортного движения

│трассам к местам отдыха, общественным

│центрам, а в крупнейших и крупных горо-

│дах связь в пределах планировочных рай-

│онов

 

Примечания. 1. Главные улицы, как правило, выделяются из

состава транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и

пешеходных улиц и являются основой архитектурно-планировочного

построения общегородского центра.

2. В зависимости от величины и планировочной структуры

городов, объемов движения указанные основные категории улиц

и дорог допускается дополнять или применять их неполный

состав. Если расчетные затраты времени на трудовые передвижения

превышают установленные настоящими нормами, допускается при

наличии специальных обоснований принимать категории магистральных

улиц и дорог, приведенные в настоящей таблице для групп городов с

большей численностью населения.

3. В условиях реконструкции, а также для улиц районного

значения допускается устройство магистралей или их участков,

предназначенных только для пропуска средств общественного

транспорта с организацией трамвайно-пешеходного, троллейбусно-

пешеходного или автобусно-пешеходного движений.

4. В исторических городах следует предусматривать исключение

или сокращение объемов движения наземного транспорта через

территорию исторического ядра общегородского центра: устройство

обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением

транспорта, пешеходных улиц и зон; размещение стоянок

автомобилей преимущественно по периметру этого ядра.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

 

Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл. 8*, сельских поселений - по табл. 9.

 

──────────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬───────┬───────┬──────

Категория дорог и улиц │Расчетная│Ширина│Число│Наи- │Наи- │Ширина

│скорость │полосы│полос│меньший│больший│пеше-

│движения,│движе-│дви- │радиус │про- │ходной

│ км/ч │ния, м│жения│кривых │дольный│части

│ │ │ │в пла- │уклон, │троту-

│ │ │ │не, м │0/00 │ара, м

──────────────────────────┼─────────┼──────┼─────┼───────┼───────┼──────

Магистральные дороги: │ │ │ │ │ │

скоростного движения │ 120 │ 3,75 │4 - 8│ 600 │ 30 │ -

регулируемого движения │ 80 │ 3,50 │2 - 6│ 400 │ 50 │ -

Магистральные улицы: │ │ │ │ │ │

общегородского значения:│ │ │ │ │ │

непрерывного движения │ 100 │ 3,75 │4 - 8│ 500 │ 40 │ 4,5

регулируемого движения│ 80 │ 3,50 │4 - 8│ 400 │ 50 │ 3,0

районного значения: │ │ │ │ │ │

транспортно-пешеходные│ 70 │ 3,50 │2 - 4│ 250 │ 60 │ 2,25

пешеходно-транспортные│ 50 │ 4,00 │ 2 │ 125 │ 40 │ 3,0

Улицы и дороги местного │ │ │ │ │ │

значения: │ │ │ │ │ │

улицы в жилой застройке │ 40 │ 3,00 │2 - 3│ 90 │ 70 │ 1,5

│ │ │ <*>│ │ │

│ 30 │ 3,00 │ 2 │ 50 │ 80 │ 1,5

улицы и дороги научно- │ 50 │ 3,50 │2 - 4│ 90 │ 60 │ 1,5

производственных, про- │ 40 │ 3,50 │ 2 │ 50 │ 70 │ 1,5

мышленных и коммунально-│ │ │ │ │ │

складских районов │ │ │ │ │ │

парковые дороги │ 40 │ 3,00 │ 2 │ 75 │ 80 │ -

Проезды: │ │ │ │ │ │

основные │ 40 │ 2,75 │ 2 │ 50 │ 70 │ 1,0

второстепенные │ 30 │ 3,50 │ 1 │ 25 │ 80 │ 0,75

Пешеходные улицы: │ │ │ │ │ │

основные │ - │ 1,00 │По │ - │ 40 │По

│ │ │рас- │ │ │про-

│ │ │чету │ │ │екту

второстепенные │ - │ 0,75 │То же│ - │ 60 │То же

Велосипедные дорожки: │ │ │ │ │ │

обособленные │ 20 │ 1,50 │1 - 2│ 30 │ 40 │ -

изолированные │ 30 │ 1,50 │2 - 4│ 50 │ 30 │ -

 

--------------------------------

<*> С учетом использования одной полосы для стоянок

легковых автомобилей.

 

Примечания*. 1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в

зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов,

состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов

(проезжих частей, технических полос для прокладки подземных

коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом

санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны.

Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м:

магистральных дорог - 50 - 75; магистральных улиц - 40 - 80; улиц и

дорог местного значения - 15 - 25.

2*. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах

с высокой градостроительной ценностью территории допускается

снижать расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц

непрерывного движения на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в

плане и увеличением продольных уклонов.

3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и

дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать

крайнюю полосу шириной 4 м; для пропуска автобусов в часы "пик" при

интенсивности более 40 ед./ч,а в условиях реконструкции - более 20 ед./ч

допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8 - 12 м.

На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых

автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.

4. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ наибольшие продольные

уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшать на

10%. В местностях с объемом снегоприноса за зиму более 600 м3/м в

пределах проезжей части улиц и дорог следует предусматривать полосы

шириной до 3 м для складирования снега.

5. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются

площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.

6. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ, в местностях с объемом

снегоприноса более 200 м3/м ширину тротуаров на магистральных улицах

следует принимать не менее 3 м.

7. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также

при расчетном пешеходном движении менее 50 чел./ч в обоих

направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.

8. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий,

подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее

чем на 0,5 м.

9. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных

параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с

учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при

обязательном резервировании территории и подземного пространства

для перспективного строительства.

10. В малых, средних и больших городах, а также в условиях

реконструкции и при организации одностороннего движения

транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц

районного значения для проектирования магистральных улиц

общегородского значения.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

 

Таблица 9

 

─────────────┬───────────────────┬─────────┬──────────┬─────┬──────────

Категория │ Основное │Расчетная│ Ширина │Число│ Ширина

сельских │ назначение │скорость │ полосы │полос│пешеходной

улиц и дорог│ │движения,│ движения,│дви- │ части

│ │ км/ч │ м │жения│ тротуара,

│ │ │ │ │ м

─────────────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼─────┼──────────

Поселковая │Связь сельского │ 60 │ 3,5 │ 2 │ -

дорога │поселения с внешни-│ │ │ │

│ми дорогами общей │ │ │ │

│сети │ │ │ │

Главная │Связь жилых терри- │ 40 │ 3,5 │2 - 3│1,5 - 2,25

улица │торий с обществен- │ │ │ │

│ным центром │ │ │ │

Улица в жилой│ │ │ │ │

застройке: │ │ │ │ │

основная │Связь внутри жилых │ 40 │ 3,0 │ 2 │1,0 - 1,5

│территорий и с │ │ │ │

│главной улицей по │ │ │ │

│направлениям с ин- │ │ │ │

│тенсивным движением│ │ │ │

второсте- │Связь между основ- │ 30 │ 2,75 │ 2 │ 1,0

пенная │ными жилыми улицами│ │ │ │

(переулок) │ │ │ │ │

проезд │Связь жилых домов, │ 20 │2,75 - 3,0│ 1 │ 0 - 1,0

│расположенных в │ │ │ │

│глубине квартала, │ │ │ │

│с улицей │ │ │ │

Хозяйственный│Прогон личного ско-│ 30 │ 4,5 │ 1 │ -

проезд, │та и проезд грузо- │ │ │ │

скотопрогон │вого транспорта к │ │ │ │

│приусадебным участ-│ │ │ │

│кам │ │ │ │

─────────────┴───────────────────┴─────────┴──────────┴─────┴──────────

 

Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств не менее 25 м.

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.

На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:

до проезжей части, опор, деревьев .................. 0,75;

до тротуаров ....................................... 0,5;

до стоянок автомобилей и остановок общественного

транспорта ............... ............ 1,5.

Примечание. Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.

 

Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м:

для магистральных улиц и дорог регулируемого

движения ............................................... 8

местного значения ...................................... 5

на транспортных площадях .............................. 12

В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закругления магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях - 8 м.

При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.

Примечание. Для общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливается в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов транспорта.

На нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий "транспорт- транспорт" при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий "пешеход-транспорт" размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8 х 40 и 10 х 50 м.

В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.

Примечание. В условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.

В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более 100 0/00) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50 0/00. На путях с уклонами 30 - 60 0/00 необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.

На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200 - 300 м.

Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом:

400 - 800 м на дорогах скоростного движения, линиях скоростного трамвая и железных дорогах;

300 - 400 м на магистральных улицах непрерывного движения.

Примечания. 1. Допускается устройство пешеходных переходов в разных уровнях на магистральных улицах регулируемого движения при пешеходном потоке через проезжую часть более 3000 чел./ч.

2. Пешеходные пути (тротуары, площадки, лестницы) у административных и торговых центров, гостиниц, театров, выставок и рынков следует проектировать из условий обеспечения плотности пешеходных потоков в час "пик" не более 0,3 чел./м2; на предзаводских площадях, у спортивно-зрелищных учреждений, кинотеатров, вокзалов - 0,8 чел./м2.

 

СЕТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

И ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

 

Плотность сети линий наземного общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков, как правило, в пределах 1,5 - 2,5 км/км2.

В центральных районах крупных и крупнейших городов плотность этой сети допускается увеличивать до 4,5 км/км2.

Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м; указанное расстояние следует уменьшать в климатических подрайонах IА, IБ, IГ и IIА до 300 м, а в климатическом подрайоне IД и IV климатическом районе до 400 м.

В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных и коммунально-складских зонах - не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта - не более 800 м от главного входа.

В условиях сложного рельефа, при отсутствии специального подъемного пассажирского транспорта указанные расстояния следует уменьшать на 50 м на каждые 10 м преодолеваемого перепада рельефа.

Примечание. В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена в больших, крупных и крупнейших городах до 600 м, в малых и средних - до 800 м.

 

Расстояния между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории поселений следует принимать: для автобусов, троллейбусов и трамваев 400 - 600 м, экспресс-автобусов и скоростных трамваев - 800 - 1200 м, метрополитена 1000 - 2000 м, электрифицированных железных дорог - 1500 - 2000 м.

 

СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

На селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей, при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой - не более 1500 м.

Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе, %:

жилые районы .......................................... 25

промышленные и коммунально-складские зоны (районы)..... 25

общегородские и специализированные центры .............. 5

зоны массового кратковременного отдыха ................ 15

Примечания. 1. Допускается предусматривать сезонное хранение 10 - 15% парка легковых автомобилей в гаражах и на открытых стоянках, расположенных за пределами селитебных территорий поселения.

2. При определении общей потребности в местах для хранения следует также учитывать другие индивидуальные транспортные средства (мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды) с приведением их к одному расчетному виду (легковому автомобилю) с применением следующих коэффициентов:

мотоциклы и мотороллеры с колясками, мотоколяски .... 0,5

мотоциклы и мотороллеры без колясок ................. 0,25

мопеды и велосипеды ................................. 0,1

3. Допускается предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами.

 

На территории жилых районов и микрорайонов в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать места для хранения автомобилей в подземных гаражах из расчета не менее 25 машино - мест на 1 тыс. жителей.

Гаражи для легковых автомобилей, встроенные или встроенно-пристроенные к жилым и общественным зданиям (за исключением школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром), необходимо предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89 и СНиП 2.08.02-89*.

Гаражи боксового типа для постоянного хранения автомобилей и других мототранспортных средств, принадлежащих инвалидам, следует предусматривать в радиусе пешеходной доступности не более 200 м от входов в жилые дома. Число мест устанавливается нормами или принимается по заданию на проектирование.

Примечание. В районах с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой, ограничивающей или исключающей возможность устройства подземных гаражей, требование первого абзаца данного пункта следует обеспечивать путем строительства наземных или наземно-подземных сооружений с последующей обсыпкой грунтом и использованием земляной кровли для спортивных и хозяйственных площадок.

 

Расстояние пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей следует принимать, м, не более:

до входов в жилые дома ............................... 100

до пассажирских помещений вокзалов, входов в места

крупных учреждений торговли и общественного питания... 150

до прочих учреждений и предприятий обслуживания

населения и административных зданий .................. 250

до входов в парки, на выставки и стадионы ............ 400

Нормы расчета стоянок легковых автомобилей допускается принимать в соответствии с рекомендуемым Приложением 9.

 

Размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости от их этажности следует принимать, м2 на одно машино-место:

для гаражей:

одноэтажных ........................................ 30

двухэтажных ........................................ 20

трехэтажных ........................................ 14

четырехэтажных ..................................... 12

пятиэтажных ........................................ 10

наземных стоянок ................................... 25

Наименьшие расстояния до въездов в гаражи и выездов из них следует принимать: от перекрестков магистральных улиц - 50 м, улиц местного значения - 20 м, от остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта - 30 м.

Въезды в подземные гаражи легковых автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов, рабочих помещений общественных зданий и участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений не менее чем на 15 м.

Гаражи ведомственных автомобилей и легковых автомобилей специального назначения, грузовых автомобилей, такси и проката, автобусные и троллейбусные парки, трамвайные депо, а также базы централизованного технического обслуживания и сезонного хранения автомобилей и пункты проката автомобилей следует размещать в производственных зонах городов, принимая размеры их земельных участков согласно рекомендуемому Приложению 10.

Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в табл. 10*.

 

───────────────────┬──────────────────────────────────────────────────

Здания, до которых│ Расстояние, м

определяется ├──────────────────────────────────┬───────────────

расстояние │ от гаражей и открытых стоянок │ от станций

│ при числе легковых автомобилей │ технического

│ │ обслуживания

│ │ при числе

│ │ постов

├───────┬───────┬────────┬─────────┼───────┬───────

│ 10 │11 - 50│51 - 100│101 - 300│ 10 │11 - 30

│и менее│ │ │ │и менее│

───────────────────┼───────┼───────┼────────┼─────────┼───────┼───────

Жилые дома │10 <**>│15 │ 25 │ 35 │ 15 │ 25

В том числе торцы│10 <**>│10 <**>│ 15 │ 25 │ 15 │ 25

жилых домов без │ │ │ │ │ │

окон │ │ │ │ │ │

Общественные здания│10 <**>│10 <**>│ 15 │ 25 │ 15 │ 20

Общеобразовательные│15 │25 │ 25 │ 50 │ 50 │ <*>

школы и детские до-│ │ │ │ │ │

школьные учреждения│ │ │ │ │ │

Лечебные учреждения│25 │50 │ <*> │ <*> │ 50 │ <*>

со стационаром │ │ │ │ │ │

 

--------------------------------

<*> Определяется по согласованию с органами Государственного

санитарно-эпидемиологического надзора.

<**> Для зданий гаражей III - V степеней огнестойкости

расстояния следует принимать не менее 12 м.

 

Примечания*. 1. Расстояния следует определять от окон жилых и

общественных зданий и от границ земельных участков

общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений

и лечебных учреждений со стационаром до стен гаража или границ

открытой стоянки.

2. Расстояния от секционных жилых домов до открытых площадок

вместимостью 101 - 300 машин, размещаемых вдоль продольных

фасадов, следует принимать не менее 50 м.

3. Для гаражей I - II степеней огнестойкости указанные в

табл. 10* расстояния допускается сокращать на 25% при отсутствии

в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в

сторону жилых и общественных зданий.

4. Гаражи и открытые стоянки для хранения легковых

автомобилей вместимостью более 300 машино-мест и станции

технического обслуживания при числе постов более 30 следует

размещать вне жилых районов на производственной территории

на расстоянии не менее 50 м от жилых домов. Расстояния

определяются по согласованию с органами Государственного

санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Для гаражей вместимостью более 10 машин указанные в

табл. 10* расстояния допускается принимать по интерполяции.

6. В одноэтажных гаражах боксового типа, принадлежащих

гражданам, допускается устройство погребов.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

 

Станции технического обслуживания автомобилей следует проектировать из расчета один пост на 200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков, га, для станций:

на 10 постов ......................................... 1,0

" 15 " .............................................. 1,5

" 25 " .............................................. 2,0

" 40 " .............................................. 3,5

 

. Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливо-раздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков, га, для станций:

на 2 колонки ......................................... 0,1

" 5 " ............................................... 0,2

" 7 " ............................................... 0,3

" 9 " ............................................... 0,35

" 11 " ............................................... 0,4

 

Расстояния от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых и других общественных зданий и сооружений следует принимать не менее 50 м. Указанное расстояние следует определять от топливораздаточных колонок и подземных резервуаров для хранения жидкого топлива.

Расстояния от АЗС, предназначенных для заправки только легковых автомобилей в количестве не более 500 машин в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать, но принимать не менее 25 м.

 

 

8. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ

 

Мероприятия по инженерной подготовке следует устанавливать с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории.

При разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от затопления, подтопления, селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов.

При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объема земляных работ с учетом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.

Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.

Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.

На территории поселений с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки городов, в сельских поселениях и на территориях стадионов, парков и других озелененных территорий общего пользования допускается открытая осушительная сеть.

На участках залегания торфа, подлежащих застройке, наряду с понижением уровня грунтовых вод следует предусматривать пригрузку их поверхности минеральными грунтами, а при соответствующем обосновании допускается выторфовывание. Толщина слоя пригрузки минеральными грунтами устанавливается с учетом последующей осадки торфа и обеспечения необходимого уклона территории для устройства поверхностного стока.

На территории микрорайонов минимальную толщину слоя минеральных грунтов следует принимать равной 1 м; на проезжих частях улиц толщина слоя минеральных грунтов должна быть установлена в зависимости от интенсивности движения транспорта.

Территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне.

За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью: один раз в 100 лет - для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями; один раз в 10 лет - для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений.

Для защиты существующей застройки в селеопасной зоне необходимо предусматривать максимальное сохранение леса, посадку древесно-кустарниковой растительности, террасирование склонов, укрепление берегов селеносных рек, сооружение плотин и запруд в зоне формирования селя, строительство селенаправляющих дамб и отводящих каналов на конусе выноса.

На участках действия эрозионных процессов с оврагообразованием следует предусматривать упорядочение поверхностного стока, укрепление ложа оврагов, террасирование и облесение склонов. В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов.

Территории оврагов могут быть использованы для размещения транспортных сооружений, гаражей, складов и коммунальных объектов, а также устройства парков.

В городских и сельских поселениях, расположенных на территориях, подверженных оползневым процессам, необходимо предусматривать упорядочение поверхностного стока, перехват потоков грунтовых вод, предохранение естественного контрфорса оползневого массива от разрушения, повышение устойчивости откоса механическими и физико-химическими средствами, террасирование склонов, посадку зеленых насаждений. Противооползневые мероприятия следует осуществлять на основе комплексного изучения геологических и гидрогеологических условий районов.

 

ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

 

Территорию для строительства новых и развития существующих городских и сельских поселений в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации следует предусматривать на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования.

Изъятие сельскохозяйственных угодий с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях в установленном законом порядке.

Размещение застройки на орошаемых и осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, а также на землях, занятых водоохранными, защитными и другими лесами I группы, допускается в исключительных случаях в соответствии с земельным законодательством, а на землях с высокими показателями их оценки - запрещается. Перечень земель, на которых запрещается строительство, устанавливается местными органами власти.

Запрещается проектирование и строительство поселений, промышленных комплексов и других народнохозяйственных объектов до получения от соответствующей территориальной геологической организации данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения органов управления государственным фондом недр и горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается:

на землях заповедников, заказников, природных национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков и водоохранных полос (зон);

на землях зеленых зон городов, включая земли городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства;

в зонах охраны гидрометеорологических станций;

в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией источников;

в первой зоне округа санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией природных лечебных средств курортов.

Во второй зоне округа санитарной охраны курортов допускается размещать объекты, связанные с эксплуатацией, развитием и благоустройством курортов, а также объекты обслуживания населения курортов, если они не вызывают загрязнения атмосферы, почвы и вод, превышения нормативных уровней шума и напряжения электромагнитного поля. В третьей зоне округа санитарной охраны курортов допускается размещение объектов, которые не оказывают отрицательного влияния на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.

Примечания*. 1. Не допускается размещение зданий и сооружений:

на земельных участках, загрязненных органическими и радиоактивными отходами (до истечения сроков, установленных органами Государственного комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора;

в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков и снежных лавин;

в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий);

в сейсмических районах в зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам;

в охранных зонах магистральных продуктопроводов.

2. Размещение сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в охранных зонах заповедников допускается, если строительство указанных объектов или их эксплуатация не нарушают природных условий заповедников и не будут угрожать их сохранности. Условия размещения таких объектов должны быть согласованы с ведомствами, в ведении которых находятся эти заповедники.

3*. В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройств и других объектов транспорта могут устанавливаться охранные зоны в соответствии с действующим законодательством и Положением о землях транспорта.

4*. При размещении объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

 

Леса зеленых зон городов, городские и курортные леса, относящиеся к лесам I группы, должны быть использованы в рекреационных, санитарно- гигиенических и оздоровительных целях. В заболоченных лесах на территории поселений и пригородных зон следует предусматривать гидролесомелиоративные мероприятия в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.3.03-80.

Изъятие под застройку земель Гослесфонда (перевод лесных площадей в нелесные) допускается в исключительных случаях только в установленном законом порядке.

Размещение застройки на землях Гослесфонда должно производиться на участках, не покрытых лесом или занятых кустарником и малоценными насаждениями.

В пределах пригородных зон городов на землях лесного фонда следует предусматривать формирование зеленых зон.

Территориальная организация зеленых зон городов должна предусматривать разделение на лесопарковую и лесохозяйственную части, выделение мест отдыха населения и охраняемых территорий, обеспечивающее выполнение оздоровительных и природоохранных функций леса В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

Вокруг городских и сельских поселений, расположенных в безлесных и малолесных районах, следует предусматривать создание ветрозащитных и берегоукрепительных лесных полос, озеленение склонов холмов, оврагов и балок.

Ширину защитных лесных полос следует принимать, м, не менее: для крупнейших и крупных городов - 500, больших и средних городов - 100, малых городов и сельских поселений - 50.

В проектах планировки и застройки городов и их пригородных зон следует предусматривать рациональное использование ценных природных ландшафтов и их охрану, выделение ландшафтно-рекреационных территорий, ограничение рекреационных нагрузок на ландшафт в соответствии с его устойчивостью, соблюдение режимных требований особо охраняемых территорий - государственных заповедников и заказников, природных национальных парков, ботанических садов и дендрологических парков, а также памятников природы - лесных, водных и геологических.

 

ЗАЩИТА АТМОСФЕРЫ, ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ПОЧВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

 

Селитебные территории следует размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям, являющимся источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также представляющим повышенную пожарную опасность. Предприятия, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к соседним предприятиям с источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Животноводческие, птицеводческие и звероводческие предприятия, склады по хранению ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений и другие пожаровзрывоопасные склады и производства, ветеринарные учреждения, объекты и предприятия по утилизации отходов, котельные, очистные сооружения, навозохранилища открытого типа следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к селитебной территории и другим предприятиям и объектам производственной зоны в соответствии с действующими нормативными документами.

Примечания. 1. Предприятия с источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами, имеющие величину санитарного разрыва более 500 м, не следует размещать в районах с преобладающими ветрами со скоростью до 1 м/с, с длительными или часто повторяющимися штилями, инверсиями, туманами (за год более 30 - 40%, в течение зимы 50 - 60% дней).

2. Расчет загрязненности атмосферного воздуха следует проводить в соответствии с требованиями разд. 3 настоящих норм.

 

Мероприятия по защите водоемов, водотоков и морских акваторий необходимо предусматривать в соответствии с требованиями водного законодательства и санитарных норм, утвержденных в установленном порядке, обеспечивая предупреждение загрязнения поверхностных и подземных вод с соблюдением норм предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в водных объектах, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, отдыха населения и в рыбохозяйственных целях.

Селитебные территории городских и сельских поселений, курортные зоны и места массового отдыха следует размещать выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Размещение их ниже указанных выпусков допускается при соблюдении СНиП 2.04.03-85, Правил охраны поверхностных вод, а также Правил санитарной охраны прибрежных вод морей, утвержденных и согласованных в установленном порядке.

Предприятия, требующие устройства грузовых причалов, пристаней или других портовых сооружений, следует размещать по течению реки ниже селитебной территории на расстоянии не менее 200 м.

Размещение промышленных предприятий в прибрежных полосах (зонах) водоемов допускается только при необходимости непосредственного примыкания площадки предприятия к водоемам по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод в соответствии с законодательством. Число и протяженность примыканий площадок предприятий к водоемам должны быть минимальными.

При размещении сельскохозяйственных предприятий на прибрежных участках водоемов и при отсутствии непосредственной связи предприятий с ними следует предусматривать незастроенную прибрежную полосу шириной не менее 40 м.

При размещении складов минеральных удобрений и химических средств защиты растений, животноводческих и птицеводческих предприятий должны быть предусмотрены необходимые меры, исключающие попадание указанных веществ, навозных стоков и помета в водоемы.

Склады минеральных удобрений и химических средств защиты растений следует располагать на расстоянии не менее 2 км от рыбохозяйственных водоемов. В случае особой необходимости допускается уменьшать расстояние от указанных складов до рыбохозяйственных водоемов при условии согласования с органами, осуществляющими охрану рыбных запасов.

При проектировании поселений минимальная ширина водоохранных зон устанавливается:

для рек - от среднемноголетнего уреза воды в летний период по длине реки от истока:

до 10 км ...................... ........... 15 м

от 11 " 50 " .................................. 100 "

" 51 " 100 " .................................. 200 "

" 101 " 200 " .................................. 300 "

" 201 " 500 " .................................. 400 "

св. 500 .......................................... 500 "

для озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период и для водохранилищ от уреза воды при нормальном подпорном уровне при площади акватории до 2 км2 - 300 м, более 2 км2 - 500 м.

В пределах водоохранных зон по берегам рек, озер и водохранилищ выделяются прибрежные полосы, представляющие собой территорию строгого ограничения хозяйственной деятельности.

В водоохранных зонах рек, озер и водохранилищ запрещается:

размещение полигонов для твердых бытовых отходов и неутилизированных промышленных отходов, складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче- смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест захоронения;

Поверхностные воды (атмосферные осадки) перед сбросом в открытые водоемы подлежат очистке с учетом требований Правил охраны поверхностных вод.

Отведение поверхностного стока с территории промышленных предприятий в водные объекты допускается в тех случаях, когда его использование в промводоснабжении оказывается технически невозможным или экономически нецелесообразным.

В декоративных водоемах и водоемах, используемых для купания, расположенных на территории поселений, следует предусматривать периодический обмен воды за осенне-летний период в зависимости от площади их зеркала: в декоративных водоемах при площади зеркала до 3 га - два раза, при площади более 3 га - один раз; в водоемах для купания - соответственно четыре и три раза, а при площади более 6 га - два раза.

Глубина воды в водоемах, расположенных в пределах селитебных территорий, в весенне-летний период должна быть не менее 1,5 м, а в прибрежной зоне при условии периодического удаления водной растительности - не менее 1 м.

Прибрежные полосы прудов и других водоемов должны быть благоустроены. Следует предусматривать меры, исключающие загрязнение водоемов поверхностными водами.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ МИКРОКЛИМАТА

 

Размещение и ориентация жилых и общественных зданий (за исключением детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов) должны обеспечивать непрерывную продолжительность инсоляции жилых помещений и территорий для зон:

севернее 58° с.ш. - не менее 3 ч в день на период с 22 апреля по 22 августа;

южнее 58° с.ш. - не менее 2,5 ч в день на период с 22 марта по 22 сентября.