Тема 18. Исследования культуры в структурализме и постструктурализме.

Это — наиболее значительное направление в гуманитарных науках на Западе во второй пол. XX века, возникшее на базе лингвистики, психологии, антропологии, социологии, истории культуры. Крупнейшими представителями структурализма считаются: К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко. Общим для них можно считать стремление выявить во всем многообразии культурных форм структуру — систему отношений между элементами целого, сохраняющую устойчивость при различных изменениях и модификациях. Разработанные структуралистами методы изучения структур позволили прийти к новым, иногда необычным обобщениям историко-культурного материала, открыть новые точки зрения на историю и современное состояние культуры.

Французский антрополог К. Леви-Стросс стал одним из главных представителей структурализма в культурной антропологии. Его творчество отличается богатством мыслей, философской глубиной и научной строгостью. Что характерно для структурализма вообще, Леви-Стросс анализировал явления культуры как особого рода языки, что открыло возможность применения в этой сфере достижений современной лингвистики. Одна из главных идей Леви-Стросса — единство структур первобытных и современных форм мышления и культуры.

Французский историк культуры и философ-структуралист М. Фуко создал «археологию знания», «археологию гуманитарных наук» для реконструкции интеллектуальной и культурной жизни прошлого.

Постструктурализм— течение философской мысли, пришедшее в 1970-1980 гг. на смену «классическому» структурализму. Постструктуралистские исследования (в т. ч., в культурологии) отличает стремление к использованию нетрадиционных методов, понятий, разрушению привычных логических схем, «интеллектуальные провокации», ирония и т. п.

К числу постструктуралистов относят Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ф. Лиотара и др. Примыкает к данному направлению и группа российских философов, объединившихся вокруг издательства «Ad Marginem» (3. Подорога, М. Ямпольский и др.).

Теоретическая культурология постоянно обновляет как свой категориальный (понятийный) аппарат, так и другие элементы культурологических теорий. Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, научных и философских направлений, новых точек зрения на культурологическую проблематику.

С появлением в 70—80-х годах XX века постмодернизма в язык культурологов вошли понятия «симулякр» «деконструкция», «виртуальность», «телесность», «ризома» (особый тип ненаправленного развития развития «во все стороны») и др.

Деконструкция— философский термин-неологизм (новое слово), введенный в оборот французским постструктуралистом Ж. Деррида. В слове слышатся отзвуки одновременно «destruction» (франц. – «разрушение, истребление, уничтожение») и «construeon» (франц. «сооружение, строительство, созидание, конструкция»). Улавливаемый из этого смысл — разрушительное созидание, или созидательное разрушение, или ничтожающая сама себя конструкция.

Деконструкция практикуется Ж. Деррида и его последователями как особый тип работы с текстами: философскими, идеологическими, художественными. Эта работа (или игра) направлена на выявление внутри текста ключевых значений, которые затем изощренно «выворачиваются наизнанку», открывая возможность бесконечного количества интерпретаций одного и того же текста, подчас прямо противоположных, возможность связать данный текст с любыми другими текстами и т. д.

Симулякр (от франц. «simulacre» — «подобие, видимость, призрак») — одно из ключевых понятий постструктурализма, философии и культуры постмодерна конца XX века. Учение о симулякрах разработал французский философ Ж. Бодрийяр. Симулякр — образ отсутствующей действительности, «симуляция» реальности, которая, будучи ничем, старается выдать себя за нечто. Симулякры, изготовленные из чистой фантазии и хаотично соединенных фрагментов культуры прошлого, становятся материалом для создания форм массовой культуры и постмодернистского искусства. Бодрийяр неоднозначно оценивает преобладание симулякров в современной культуре: их господство может обернуться как развитием новых течений искусства, так и его полной деградацией.