Структура туррынка
На рынке можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, реализуемые товары, а также условия функционирования рынка.
С точки зрения количественной характеристики потребителей туристского продукта выделяют три вида рынков туризма: массовый, популярный и индивидуальный.
Массовый туристский рынок объединяет основную массу туристов, путешествующих, в основном, большими группами. Покупатели таких туров довольствуются стандартным набором услуг и развлечений, предусмотренных программой тура и полностью заранее оплаченных.
Популярный туристский рынок имеет дело со сравнительно небольшим количеством туристов, путешествующих в составе небольших групп, но по более дорогим инклюзив-турам, в который предусмотрены более высокий уровень сервиса и размещение в дорогих гостиницах, причем некоторые виды услуг туристы по желанию дополнительно оплачивают в ходе путешествия.
Индивидуальный туристский рынок охватывает туристов, которые путешествуют в одиночку, самостоятельно планируют свой маршрут, сами делают все необходимые заказы на транспортное обслуживание и размещение в гостиницах. Эти туры наиболее привлекательны для состоятельных людей, а также для тех, кто собирается совместить свой отдых с бизнесом или каким-либо другим занятием, что не позволяет им заранее определиться со сроками возвращения и оплатить весь тур.
По отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие рынки:
· рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;
· рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;
· рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.
В связи с особенностями и содержанием маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:
· целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;
· основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
· дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
· растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.
Туристский рынок имеет различную качественную структуру (рис. 5.2).
Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т. п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем одного желания клиента явно недостаточно — необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, то есть основание говорить о так называемом действительном рынке.
Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.
Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами, и образуют обслуживаемый рынок.
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. Они составляют лишь 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.
Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного туристского рынка и определить особенности работы на нем различных туристских предприятий.